Текст:АПЭ:Юмор:Сунь-цзы

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «АПЭ:Юмор:Сунь-цзы»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ling-template.png Внимание! Неформальная или жаргонная лексика!
Содержание этой страницы, части текста или раздела, может показаться некоторым читателям непристойным или оскорбительным.


  •  

Если твой враг будет долго сидеть на берегу реки, то однажды мимо него проплывёт твой труп.

  Дарт Херохито, Сунь Цзы. «Искусство войны»
  •  

Умный полководец старается кормиться за чужой счёт. — Сунь-цзы

  — Сун Цзы
  •  

Удар войска подобен тому, как если бы ударили камнем по яйцу. — искусство войны

  — Сун Цзы
  •  

Если я покажу противнику какую-либо форму, а сам этой формы не буду иметь, я сохраню цельность, а противник разделится на части. Сохраняя цельность, я буду составлять единицу; разделившись на части, противник будет составлять десять. Тогда я своими десятью нападу на его единицу. Да, а ещё можно себя возвести в ненулевую степень, а из противника извлечь натуральный корень, это будет вообще круто. И самый верный способ победить противника - это разделить его на ноль. От этого он совсем офигеет, и можно будет брать его голыми руками. — математическое искусство войны

  — Сун Цзы


Сунь-цзы со своей наивысшей наградой — красным помпончиком

Сунь-цзы, или Сун Цзы (кит. 孫子) — великий древнекитайский безумный учёный, стратег и почётный джедай. Знаменит тем, что никогда в жизни не командовал армией, зато успешно учил этому других. Автор всемирно известного трактата «Выньхуй Жанжэнь» (文化战争, «Культура военных действий» или «Искусство войны»), другое название — «Жоньгуо Цзиньгао» (中国警告, «Последнее китайское предупреждение»).

Трактат Сунь-цзы является основополагающим в развитии военного искусства в странах Дальнего Востока и Ближнего Зарубежья. Он значительно повлиял на джедайскую культуру, а также на культуру Японии, Албании, Гандураса и других сверхдержав. Изучение трактата Сунь-цзы до сих пор входит в программу подготовки Японских национальных сил самоликвидации и миротворцев. Известно, что Дарт Херохито очень любил этот трактат: дорисовывал к нему различные иероглифы, читал перед сном, подкладывал под горячую сковородку, конопатил им щели, а пару экземпляров обязательно держал на почётном месте в туалете. Идеи и мысли Сунь-цзы широко используются в современной политике и дипломатии, в бизнесе, в науке и искусстве.

За свою гениальность и выдающиеся заслуги Сунь-цзы был удостоен высшей награды Китайской Народно-Тоталитарной Империи — шапки с красным помпончиком.

Достоверно не установлено, был ли Сунь-цзы дровосексуалом, хотя его имя наводит некоторых исследователей на эту мысль.

Проблема установления имени Сунь-цзы[править | править код]

Согласно книге «Ши-цзи», имя Сунь-цзы было У. Согласно книге «Фу-цзи», имя Сунь-цзы было Ё. Согласно книге «Пи-цзи», имя Сунь-цзы было Ы. Согласно же книге «Яебу-цзи», составители предыдущих книг употребляли неправильно засушенные грибы, а настоящее имя Сунь-цзы было Сунь-цзы.

Происхождение[править | править код]

Родился Сунь-цзы в роду потомственных сиамских мудрецов Хуй, поселившихся в полуварварском ванстве Ци. Его прямым предком (а именно — прадедом) был великий учитель Хуй Суй Суй (чьё имя 回邃遂 буквально означает «возвратно-поступательное движение в глубину»). Соответственно, полное имя Сунь-цзы было Хуй Сунь-цзы (回孫子) и буквально означало, естественно, «Сын внука Хуя». У Хуй Сунь-цзы был также младший брат Хуй Вынь-цзы (回文子), чьё имя буквально означало «Сын литературы Хуя».

Конечно, с таким дурацким именем младший брат был ни на что не годен, и всю жизнь прослужил старшим помощником младшего чиновника уезда Бэ по составлению экзаменационных табелей. Зато старший был парнем хоть куда и совал свой хуй прилагал свои способности в самых разных областях деятельности. Особенно пострадали от этой деятельности такие области, как Бэйцзинская, Уханьская, Шанхайская, Фэншуйская и теория военного дела.

  • Это интересно. Знаменитый хренолог академик Наро-Фоменко выдвинул альтернативную гипотезу происхождения Сунь-цзы. По его мнению, именно младший из братьев, Хуй Вынь-цзы является великим стратегом и автором трактата «Выньхуй Жанжэнь», на что указывает его имя, зашифрованное в названии трактата (Хуй Вынь = «Вынь Хуй»). Ошибка историков, заявил академик, возникла из-за того, что братьев перепутали в колыбельке. Это было легко сделать, потому что все китайцы выглядят одинаково. Таким образом, Сунь-цзы приняли за Вынь-цзы, а Вынь-цзы приняли за Сунь-цзы. Данная гипотеза не получила достаточного развития, поскольку, пытаясь её обосновать, академик запутался в двух братьях и бросил это занятие, переключившись на исследование другой проблемы: почему Иван Грозный и сын его Иван — одно и то же лицо. Заметим, что теория Наро-Фоменко в данном случае не выдерживает критики: ведь имя младшего брата фактически означает полное отсутствие литературного таланта. «Сын литературы Хуя» с неизбежностью будет писать, естественно, хуёвую литературу, а ведь трактат Сунь-цзы — очень даже нехуёвое произведение.

Биография Сунь-цзы[править | править код]

Ранние годы[править | править код]

Биографы Сунь-цзы утверждают, что стремление усовершенствовать культуру военных действий было присуще учёному ещё с младенческих лет. Так, в грудном возрасте он плакал, если кормилица недостаточно чётко исполняла приказ «левая грудь корми, правая — товьсь!», а подгузники пачкал только по команде «вольно — оправиться». В школе он непременно старался выстроить сверстников по росту, назначить командиров взводов и произвести перекличку, за что много раз терпел побои от своих товарищей.

Но Сунь-цзы не сдавался. Так, во время сдачи экзамена на звание чиновника 15 ранга он впервые в истории применил тактический маневр тылового охвата. Когда экзаменатор захотел задать Сунь-цзы дополнительный вопрос, сзади к наставнику подошёл Вынь-цзы и хватил его по голове бамбуковой палкой.

Впоследствии этот приём вошёл в «Искусство войны» как Стратагема № 8 «Жихуй хуй хуй» (智慧毀会) — «Мудрости противостоит хуй способность», однако экзамен пришлось пересдавать.

Так, путём многочисленных трудностей и неудач, закалялись характер и мысль будущего великого военного теоретика.

Сунь-цзы и 300 наложниц[править | править код]

Закончив обучение и получив звание чиновника, Сунь-цзы поступил на службу к князю У. Князь сказал ему: «До меня дошли сведения о Ваших больших познаниях в военном искусстве. Мне хотелось бы испытать Вас». Сунь-цзы ответил: «Кун-Фуций говорил, что не сумевший управлять малым не управится и с большим. Нижайше рекомендую, Ваше высочество, прежде чем доверить мне армию, провести испытание на кроликах». Однако при дворе не нашлось достаточного количества кроликов. Тогда решили провести испытание на наложницах, которых у князя У было целых 300 штук.

Сунь-цзы приказал наложницам разделиться на два войска, экипироваться оружием и доспехами и сражаться друг с другом. Но женщины не хотели выполнять его приказы, кокетничали и хихикали. Сунь-цзы 10 раз отдавал им простейшую команду: «К торжественному маршу, поротно, на одной линейной дистанции, напра-во!», — однако те никак не могли понять, чего от них хотят. Тогда мудрец пришёл в ярость и приказал обезглавить половину наложниц, чтобы вразумить оставшихся. Князь У воскликнул: «Я вижу, что полководец хорошо знает своё дело! Не надо обезглавливать их!». На что Сунь-цзы ответил короткой фразой «Ни хуа», что можно перевести как «Тот, кто назначен полководцем, распоряжается войском по своему усмотрению, и даже приказы князя не могут ему помешать». И приказал казнить вторую половину наложниц, чтобы подтвердить свою правоту. Короче, не выжил никто.

Данный эпизод Сунь-цзы тоже включил в свой трактат как Стратагему № 11: «Сливовое дерево отправляется фтопку вместе с персиковым».

История стала достоянием фольклора. По мнению Карла Густава Юнга, легенда о наложницах князя У послужила сюжетной основой для мегаблокбастера «300 Засранцев», где из соображений политкорректности глупых и слабых женщин превратили в столь же глупых, зато сильных и одетых в модные плавки мужчин. Но тоже не выжил никто.

Сунь-цзы и Ху Ли[править | править код]

По неизвестной причине, князь У всё-таки отказался принять Сунь-цзы к себе на службу. Тогда учёный предложил свои услуги уханьскому вану Ху Ли.

Имя этого властителя, правившего в 514—496 гг. до н. э., известно нам из несохранившегося письма самого Сунь-цзы, где говорилось следующее:

«Хули, мой князь, я нужен при Вашем дворе? Что ж, если Вы в этом не уверены, 
то я прибуду к Вам и [буду объяснять Вам необходимость моего присутствия 
ровно столько времени, сколько понадобится][1], чтобы Вы со мной согласились».

Примечание:

  1. В оригинале употреблён труднопереводимый оборот цзаебу (价月部), примерно означающий: буду наставлять Вас достаточное количество месяцев.

Когда мудрец наконец предстал перед ваном, тот спросил его, какого рода деятельностью он хотел бы заняться. Сунь-цзы ответил: «Обо мне говорят, что я неплохо командую войском». Ху Ли сказал: «В таком случае мне хотелось бы испытать Ваши способности». «Прекрасно! — воскликнул Сунь-цзы. — Прикажите привести сюда 300 наложниц».

Ван, которому уже было известно, что произошло при дворе князя У, поспешно заявил: «Я вижу, Ваши способности достаточно хороши. В испытании нет необходимости», — и тут же назначил Сунь-цзы своим военным советником. Но командовать армией ему никогда не доверял, предпочитая просто пользоваться его советами. Именно из этих советов, как считается, возникла книга Сунь-цзы «Искусство войны».

Точная дата смерти Сунь-цзы неизвестна, но некоторые полагают, что он не пережил вана Ху Ли. Хотя мы считаем, что скорее всего как раз ван Ху Ли не пережил Сунь-цзы. Предположительно, именно Сунь-цзы принадлежит авторство крылатого выражения «а хули?», что в переводе означает: «Неужели добродетельный муж не сохраняет верность своему князю?».

Трактат «Искусство войны»[править | править код]

  •  

Воевать стало лучше, воевать стало веселее.

  — Сунь-цзы, «Краткий курс искусства войны»
  •  

Правитель правит, отец отцовствует, сын сыновствует. А учёный занимается счастьем человеческим. — Сунь-цзы

  — Кун-Фуций

Труд, благодаря которому имя Сунь-цзы вошло в историю — дело всей его жизни. Сразу же после своего появления трактат стал бестселлером и приобрёл такую популярность, что сам Жёлтый Император именным указом повелел всем китайцам отныне воевать только по науке Сунь-цзы.

Полемика вокруг трактата[править | править код]

Поначалу передовая научная мысль с трудом пробивала себе дорогу в косных китайских умах. Иногда полководцы, старательно следуя положениям «Искусство войны», проигрывали из-за этого сражения. Подобные ситуации вызывали критику в адрес Сунь-цзы.

  • В Эпоху враждующих царств полководец княжества Чу слишком долго выбирал, какую стратагему ему использовать: «Хотеть как лучше, чтобы получилось как всегда» (№ 20) или «Идти за семь ли похлебать сливового вина» (№ 9). Пока он раздумывал, армия княжества Зю напала на него и разбила без всяких стратагем. Впоследствии полководец Чу оправдывал себя, заявляя, что в этой битве стратагема № 20 всё-таки сработала, но не так, как планировалось.
  • Также аналы истории описывают войну между ванствами Сю-Сю и Си-Ся, во время которой не произошло ни одного сражения. В первый раз полководец Сю-Сю применил Стратагему № 1 («Делить шкуру неубитой панды»), а полководец Си-Ся — Стратагему № 4 («Войско отдыхает, служба идёт»), поэтому противники не встретились. На следующий раз полководец Сю-Сю следовал Стратагеме № 6 («Ищи врага на западе, когда он на востоке»), а полководец Си-Ся — Стратагеме № 24 («Куда идём мы с монеткой в пять юаней — большая военная тайна»). Сражения не было, потому что обе армии заблудились. В третий раз и с той, и с другой стороны была применена Стратагема № 10, часть 3: «Камень тупит ножницы». В итоге оба войска просто протупили, и битва опять не состоялась. На четвёртый раз военачальники Сю-Сю и Си-Ся договорились заранее встретиться между собой и договориться, кто какую стратагему будет использовать, чтобы наконец-то повоевать. Но тут война неожиданно прекратилась сама собой, потому что оба государства были завоёваны княжеством Жи-Ши, чей полководец следовал стратагеме «И рыбку съесть, и на хуй сесть» «Съесть рыбу, сохранить добродетель» (№ 17).

Сунь-цзы, узнав об этих случаях, сказал: «Мощь — это как бы натягивание лука, рассчитанность удара — это как бы спуск стрелы. Учение Сунь-цзы как бы всесильно, потому что оно как бы верно. А тот, кто не может выиграть войну при помощи моих гениальных стратагем — тот как бы полный мудак».

На этом полемика была исчерпана, и началось победное шествие «Культуры военных действий» сначала по Китаю, а затем и по всему миру.

Всеобщее признание[править | править код]

  •  

СУНЬ-ЦЗЫ ХУЙ!
孫子挥
Сунь-цзы — [истинный] полководец! — Сунь-цзы

  — Вася Пупкин
  •  

СУНЬ-ЦЗЫ НА ХУЙ!
孫子拿徽
Сунь-цзы — наш знаменосец! (Досл.: Сунь-цзы держит символ (эмблему)) — Сунь-цзы

  — Хуйвейбины

Однажды ван Ху Ли объявил войну соседнему княжеству Бу-Хай. Сунь-цзы посоветовал правителю не нападать на врага сразу, а применить стратегию отвлечения внимания: «Наступай на север, чтобы победить на юге».

Чтобы отвлечь внимание Бу-Хай, ван начал наступление в противоположную сторону. Он завоевал сначала нейтральное княжество Наньхуй, потом нейтральное княжество Хуйнань, потом нейтральное княжество Шо, потом нейтральное княжество Чи-Шо. Когда Ху Ли завоевал нейтральные племена Му-Да, Мань-Да и Ну-Да и независимый город У-Фа (который в те давние времена находился в Китае), княжеству Бу-Хай надоело дожидаться нападения, и оно сдалось само.

После этой блистательной победы авторитет Сунь-цзы в мире военной стратегии стал непререкаем.

  • Это интересно. Правитель княжества Наньхуй, завоёванного войсками Ху Ли, обратился к вану с жалобой на неспровоцированную агрессию. Сунь-цзы, присутствовавший при этом разговоре, с улыбкой сказал покорённому правителю: «Жуй хуй, хэй(в) фан» (墜灰嘿烦) — «Эй, повергнутый в прах [всегда] раздражается!» Эти слова утешения свидетельствуют о стратеге, как о добродушном и гуманном человеке.

Вклад Сунь-цзы в военное искусство был отмечен множеством почётных титулов. Наиболее известные из них:

  • Сунь-цзы фу хуй хуй (孫子夫灰挥), «Сунь-цзы — человек, приводящий в уныние полководцев»
  • Сунь-цзы хуй хуй фу (孫子会毀府), «Сунь-цзы — тот, кто способен сокрушать правительства»
  • Сунь-цзы сяньхуй хуй жихуй (孫子贤惠輝智慧), «Сунь-цзы — добродетельное сияние мудрости»

Официальное издание императора, газета «Жэньминь Наебао» («Китайский эксперт»), 85 раз называла Сунь-цзы «Китайцем года», «Китайцем месяца» и «Китайцем недели». Это и не удивительно. В Китае говорили: «если кто-то кое-где у нас порой кого-то разбил — ясное дело, не обошлось без Сунь-цзы». Влияние и вездесущесть Сунь-цзы были таковы, что некоторые даже считали его Бэтменом. К своему очередному юбилею мудрец был удостоен звания почётного джедая.

  • Это интересно. Китайская энциклопедия «Шо Та-кэ» утверждает, что сам термин джедай был придуман ради Сунь-цзы. По-китайски это слово звучит чжи-дай фу (急大夫) и означает «большой, важный человек». Таким образом, гениальный китайский стратег может считаться самым первым джедаем в истории.

Однако самым большим признанием стала оценка трудов мыслителя императором Дартом Херохито. Император столь высоко ценил трактат «Искусство войны», что милостиво разрешил издавать его под своим именем.

Благодаря мудрости Сунь-цзы ван Ху Ли быстро завоевал почти всю территорию Срединной империи, образовав государство Великая Ухань. Он принял титул императора Цинь Ши Хуянди, а Сунь-цзы назначил комендантом Великой китайской стены и командиром своей терракотовой гвардии. Однако, когда Сунь-цзы попытался заставить глиняных солдат исполнить его любимый приказ «К торжественному маршу, поротно, на одной линейной дистанции, напра-во!», те не подчинились, и рассерженный полководец велел закопать их заживо.

«Искусство войны» и современность[править | править код]

  •  

Даже чтобы разбить вазу династии Мин, необходима стратегия.

  Дарт Херохито, Сунь Цзы. «Искусство войны»
  •  

Сунь-цзы — это вам не чучхе какое-нибудь! — Сунь-цзы

  — Во-Ван, авторитетный полководец,
  •  

Сунь-цзы и я — близнецы-братья.
Кто более для культурной революции ценен? — Сунь-цзы

  — Мао Цзэдун

Идеи Сунь-цзы пользовались большим интересом и в новое время. Наполеон Буонапарте тщательно изучал трактат Сунь-цзы. Подтверждением этого факта служит придуманная им знаменитая Тридцать Седьмая (неканоническая) стратагема: «Ввязаться в драку, посмотреть что из этого получится». А вот Гей Юлий Цезарь, напротив, не изучал, за что и поплатился.

«Искусство войны» весьма популярно в разных государствах. Например, правители державы северных варваров с завидным постоянством применяют Стратагему № 6 («Ищи врага на западе, когда он на востоке») и Стратагему № 20 («Хотеть как лучше, чтобы получилось как всегда»). Кутузов победил Наполеона, использовав Стратагему № 36: «Тикай!» (досл. 提开, то есть «повышенная открытость»). Не случайно эту стратагему сам Сунь-Цзы называл «лучшей стратагемой». В конце прошлого тысячелетия один знаменитый стратег, использовав политику повышенной открытости, победил свою собственную страну.

Памятные цитаты[править | править код]

  •  

Если ты далеко - покажи что ты близко
Если ты близко - покажи что далеко
Если ты силён - покажи что ты слаб
Если слаб - покажи что силён
Если вверху - покажи что внизу
Если справа - покажи что слева
Если мало - покажи что много
Если зелёный - покажи что красный
Если муа-муа - покажи что джага-джага
Таким образом у противника закружится голова и ты легко победишь его — тактику непрямых действий

  — Сунь-цзы

Источник[править | править код]

Внимание! Данная страница содержит материал, распространяемый под лицензией CC-BY-SA 3.0 (а также под лицензией GNU Free Documentation License, если статья была скопирована при действии этой лицензии).

Содержимое страницы основано на статье Сунь-цзы из Абсурдопедии. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок (если оригинал статьи в Абсурдопедии был удалён, то сделать это сможет только администратор Абсурдопедии).