Авраам

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Авраа́м (ивр. אַבְרָהָם, Авраха́м, др.-греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham, арабск. ابراهيم‎, Ибрахи́м) — в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трёх патриархов. Считается также родоначальником aрабов и арамеев. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.

Авраам приносит Исаака в жертву.
Картина Е. Р. Рейтерна, 1849.

В Священных Писаниях[править | править код]

В Ветхом Завете[править | править код]

Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).

В Месопотамии[править | править код]

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в халдейском городе Ур (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной Месопотамии. Там он женился на Саре (Сарай), которой позже Бог дал имя Сарра (Сара). Отец Авраама Фарра (евр. Терах, араб. Азар) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и внука Лота, направился в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе Харане (Северная Месопотамия) Фарра умер.

Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в Единого Бога.

Переселение в Ханаан (Быт.12:1-9)[править | править код]

Переселение Авраама. Картина венгерского художника Йожефа Молнара, 1850.

Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом:

« И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные
»

Аврам на 75-м году жизни оставил родину и, в сопровождении жены и племянника Лота, переправился через Евфрат на территорию Ханаана. От этого пошло его прозвище Аврам-"ха-иври" (еврей) — «прибывший с той стороны реки».

Неподалёку от Сихема (Шхема) Бог снова явился Авраму и обещал отдать весь Ханаан его потомкам.

Голод в Ханаане. Спуск в Египет (Быт.12:10-20)[править | править код]

Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Богу. Вскоре наступил голод, и Аврам отправился в Египет, взяв с собой и Лота. В Египте Авраам выдавал Сару за свою сестру, из-за опасения, что египтяне способны убить Аврама ради того, чтобы завладеть его женой. В результате, фараон взял Сару в свой дворец, но был поражён свыше болезнями, и был вынужден вернуть Сару Авраму.

Возвращение в Ханаан и отделение Лота (Быт.13:1-18)[править | править код]

Спустя некоторое время, Аврам с Сарой, Лотом и всем приобретённым достоянием вернулся в Ханаан, где Лот отделился от Авраама по причине ссоры, возникшей между их пастухами.

Аврам поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме.

Бог явился Авраму снова и вновь подтвердил свое обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной». Аврам поселился в дубраве аморрея Мамре в Хевроне.

Пленение Лота и его освобождение Аврамом (Быт.14:1-24)[править | править код]

Когда на Содом напали неприятели, разграбили и увезли в плен жителей, в том числе и Лота, то Аврам, узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов, числом 318 человек (Быт.14:14), погнался за грабителями, разгромил объединенное войско четырёх царей и освободил из плена не только своего племянника, но и других содомлян с их добром, причём выказал величайшее бескорыстие, отказавшись взять что-либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю добычу.

Возвратившись из похода, Аврам получил благословение Мелхиседека (Малки-Цедека) — царя Шалема (по-видимому, древнейшее название Иерусалима).

Союз с Богом, заключенный «меж рассечённых частей» (Быт.15)[править | править код]

Бог подтвердил своё обещание дать Аврааму многочисленное потомство, которому будет отдана земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата»  (Быт.15:18), причём на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.

Тогда же Бог возвестил Авраму о том, что его потомки будут рабами «в земле не своей» на протяжении 400 лет.

Агарь. Рождение Измаила (Быт.16)[править | править код]

Изгнание Агари Авраамом. Иллюстрация Гюстава Доре.

Брак Авраама с Саррой долго оставался бесплодным. По обычаю тех времён в подобном случае разрешалось брать наложницу для продолжения рода. Таким образом от наложницы Агари (Хагар) у Авраама родился первенец Измаил (Ишмаэль) — отец всех арабов (Быт.16).

« И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. …вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил …он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
»

Завет обрезания (Быт.17)[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Обрезание

Но Бог снова явился Авраму и сообщил ему, что обещания, которые Он дал, касаются не Измаила, а Исаака, которого родит Сара, и потомков Исаака. Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Авраамом, а Сара (Сарай) — Саррой (Сарой), и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан».

« Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя
»

Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры (Быт.18, 19)[править | править код]

Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении Исаака. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить Содом и Гоморру за преступления их жителей.

Авраам и Сарра в Граре (Быт.20)[править | править код]

После повествования о разрушении Содома и Гоморры Библия сообщает о том, что Авраам направился к филистимской границе. Здесь Аврааму снова угрожала опасность лишиться жены, которая была взята царём города Грар Авимелехом в свой гарем. Вскоре, однако, он был вынужден отпустить её по велению Бога.

Рождение Исаака (Быт.21:1-8)[править | править код]

Через год, когда Сарре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился, наконец, сын Исаак, который был предназначен Богом продолжать род Авраама.

Изгнание Измаила (Быт.21:9-21)[править | править код]

13 лет спустя, многолетний конфликт между Саррой и Агарью вылился в требование Сарры выгнать Агарь вместе с малолетним Измаилом в пустыню.

« И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над её сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
»

После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться.

Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «подняла вопль, и заплакала» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. «и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока» (Быт.21:19). Этот источник, Земзем (Замзам), с древних времён почитается мусульманами.

Авраам и Авимелех (Быт.21:22-34)[править | править код]

Жертвоприношение Исаака (Быт.22:10-19)[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Жертвоприношение Исаака

Некоторое время спустя Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака в жертву на горе Мория. Авраам, не колеблясь, повиновался. В самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на жертвеннике и Авраам занёс уже нож над сыном, ангел остановил его руку и спас отрока. После этого испытания Авраам вновь получил от Бога обещание, что потомство его будет бесчисленным, подобно звездам небес и песку на берегу морском, и что в его лице народы мира получат благословение.

Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела (Быт.23)[править | править код]

После этих событий Авраам поселился в Беер-Шеве. Вскоре в возрасте 127 лет умерла Сара и Авраам похоронил её в купленной у хеттийца Эфрона пещере Махпела («двойная пещера»).

Женитьба Исаака на Ревекке (Быт.24)[править | править код]

Последние годы жизни и погребение Авраама (Быт.25:1-11)[править | править код]

Затем Авраам женился на Ктуре, которая родила ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт.17:5).

Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом в пещере Махпела в Хевроне.

В Новом Завете[править | править код]

В Новом Завете Авраам наряду с Моисеем самый часто упоминаемый ветхозаветный праведник. Родословие Иисуса Христа возводится к прародителю всех евреев Аврааму: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). В рождении Иисуса христианская традиция видит исполнение обетования Аврааму о том, что в семени его (которое, по слову апостола Павла, есть Христос (Гал.3:16)) благословятся все народы земли (Быт.22:18).

Авраам упоминается в притче о «Богаче и Лазаре», рассказанной Иисусом Христом. Попавший в ад богач «увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его». После этого происходит диалог Авраама и богача, который просит послать в его дом Лазаря, чтобы тот предупредил его братьев о наказании грешников: Шаблон:НЗ

В эпизоде с мытарем Закхеем евангелист Лука описывает осуждение Иисуса за то, что он зашел в дом мытаря, которого считали человеком грешным. Закхей раскаивается и Христос говорит ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.19:9).

Авраама упоминает Иоанн Креститель в своей проповеди покаяния: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк.3:8). Иоанн этими словами напоминает своим соотечественникам, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама не спасёт их от Божьего гнева если они не принесут покаяние. О том, что «не все дети Авраама, которые от семени его», пишет и апостол Павел (Рим.9:7).

В послании к христианской общине Галатии, состоявшей из бывших язычников, Павел говорит, что «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы» (Гал.3:8). Авраамово благословение распространяется на язычников через Иисуса Христа (Гал.3:14). По слову Павла, обетования были даны Аврааму и семени его, «которое есть Христос… если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:16, 29). Опираясь на ветхозаветный рассказ об Аврааме, вера которого вменилась ему в праведность (Быт.15:6) до получения завета обрезания, Павел в Послании к Римлянам ставит праведность веры выше праведности закона: Шаблон:НЗ

В то же время, в Послании апостола Иакова именно на примере Авраама доказывается, что «вера без дел мертва»: Шаблон:НЗ

В Коране[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться отдельный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Согласно мусульманской традиции, Измаил, а не Исаак был «дабиих Алла» — жертвой, выбранной Аллахом.

Традиционные предания[править | править код]

В еврейской традиции[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться отдельный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Еврeйские источники[1] приписывают авторству Авраама книгу «Сефер Йецира» (ивр. ספר היצירה — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником Каббалы .

В христианской традиции[править | править код]

Изображение Авраама из Киевской Псалтири, 1397 год

Великий образ этот патриарх имел всегда, как в Ветхом так и в Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и праведности. По мнению Иоанна Златоуста, Авраам был хранителем и учителем веры и нравственности своего народа среди окружающих его язычников.[2] Августин Блаженный писал, что обещание Бога Аврааму об умножении потомства и его благословении (Быт.12:1-3) относится ко всему человечеству, на которое должно снизойти благословение Божие.[3] В преподнесённых Аврааму Мельхиседеком хлебе и вине (Быт.14:18) Отцы Церкви видели прообраз евхаристии.[4]

Григорий Нисский в своём сочинении «Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму» рассматривает глас ангела к Аврааму во время жертвоприношения Исаака как одно из доказательств троичности Бога:

…кто же беседовавший с Авраамом? Ужели Отец? Но не скажешь, что Отец есть чей-нибудь ангел. Следовательно, Единородный Сын, о Котором говорит пророк: Нарицается имя Его велика совета Ангел (Ис.9:6).[5]

— Григорий Нисский. Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму

По мнению Отцов Церкви Иисус Христос сам указал на жертвоприношение Исаака как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8-56).[6]

Жертвоприношение Исаака
(икона, конец XVIII века)

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:

Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесенную жертву.

— Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)

В античной традиции[править | править код]

Согласно Николаю Дамасскому, Авраам был царём Дамаска, явившимся из земли халдеев. Затем он переселился в Иудею [7].

По преданиям Авраам занимался естественными науками, знал астрономию, химию и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди финикиян и даже египтян [8]. Некоторые считают Авраама изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. I, 3); другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35).

В мусульманской традиции[править | править код]

В религиозной традиции[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться отдельный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В иудаизме[править | править код]

Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как провозвестник монотеизма, который принёс людям веру в единого невидимого Бога, творца земли и неба и владыки мира. Авраамические религии, а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к идеям и постулатам, провозглашённым Авраамом.

В еврейских преданиях (мидрашах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца Тераха (Фарры). Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои».

Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно — это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна Адаму, Ноаху (Ною) и его потомкам Шему (Симу) и Эверу (Еверу). Тем не менее, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа.

Одно из доказательств того, что вера в единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с Мелхиседеком, царём Салима, «священником Бога Всевышнего» (Быт.14:18). Таким образом, Авраам был не одинок — у него были единомышленники, изолированные друг от друга, рассеянные в разных местах, но сохранившие веру в единого Бога.

Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьезно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженности этой вере небольшой группе людей — сформированной им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже — нацией), хранящим эту идею. С этой же целью Авраам бродил по Ханаану, неустанно взывая к имени Всевышнего, строя святилища и алтари, привлекая к себе тех, кто верил в единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака. Описание жизни Авраама и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа.

В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. брит), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:

  1. избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака;
  2. обещание дать землю Ханаанскую в собственность этим избранным потомкам Авраама;
  3. повеление следовать заветам Бога, которые включают как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.

Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным (Быт.17:1), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.

В христианстве[править | править код]

Почитание в Православии[править | править код]

Авраам
(икона середины XVII века)

Православная церковь почитает Авраама в лике праведных и совершает его память дважды в год: 9 октября (по Юлианскому календарю) вместе с его племянником Лотом и в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым.

Имя Авраама и связанные с ним ветхозаветные образы часто встречаются в православной гимнографии. Наиболее распространено в песнопениях упоминание лона Авраамова, которое встречается уже в древней литургии апостола Иакова: «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…».[9] Само имя Авраама в молитвах выступает как составная часть обращения к Богу: «Господи вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведного…».[10]

В 318 домочадцах Авраама (Быт.14:14) составители богослужебного чина Православной церкви видили прообраз числа участников Первого Вселенского собора[11].

  • Выражение «отец множества племён» (Быт.17:5) трактуется в том смысле, что Авраам через Иисуса стал отцом христианским народам.

В Католической церкви[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться отдельный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В исламе[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Ибрахим

Мусульмане построили над пещерой Махпела, в которой похоронен Авраам, мечеть и оберегают её, как одну из величайших святынь.

Легенды и фольклор[править | править код]

Славянские апокрифы[править | править код]

В славянской литературе предания об Аврааме нашли своё отражение в двух переводных апокрифах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.

  • Откровение Авраама — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии идолов, которых делает его отец Фарра и приходит к мысли о Боге, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного поста, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведет его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил.
  • Смерть Авраама (Завещание Авраама) — архангел Михаил является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон Исаака. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и архангел вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел Адам, плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где Авель совершает суд, а Енох по книгам отыскивает грехи, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что Бог, до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти Сарры, о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с Библией.

В русском переводе данные апокрифы известны с XIV века (Сильвестровский сборник), а таже были включены в состав Палеи.[12]

Мусульманские предания[править | править код]

Мусульмане утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание. См. подробности о всех легендах об А. в книге Беера «Leben Abrahams». Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отождествляют Авраама с Брамою, другие с Зороастром, ещё другие, наподобие древнего Филона Александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлечённых понятий.[13] Критически-историческое освещение преданий об Аврааме у [14][15].

Исторический фон[править | править код]

Мир, в котором жил Авраам был просвещённым и интеллектуальным миром политеистической религии. Авраам не был выходцем из среды неотёсанных и неграмотных кочевников-скотоводов. Он был жителем большого города, одного из тех центров культуры и торговли, которые явились продуктом цивилизации, уже в те времена весьма древней и развитой: Ур Халдейский, Вавилон, Египет… Это была политеистическая (идолопоклонническая) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве. Идеи Авраама, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и он должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа.

Переселение в Ханаан[править | править код]

По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в XIXXVIII веках до н. э. интенсивную иммиграцию западно-семитских племён, называемых амореями или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама (Фарра (Терах), Нахор, Серух), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка Евер (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом иври — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму (Быт.14:13), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через Евфрат на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом иври и наименованием хабиру, хапиру или апиру, которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.[16][17]

Иврим были чужеземцами, проникшими в Ханаан и остававшимися, по-видимому, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи Исаак и Иаков — не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.

Согласно другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на XXIXX века до н. э. Эта гипотеза основана на сообщении Третьей книги Царств (3Цар.6:1), согласно которому между Исходом из Египта и началом постройки Соломоном Храма прошло 480 лет. Опираясь на внутрибиблейскую хронологию, можно подсчитать, что Авраам вышел из Харана около 2091 года до н. э. Впрочем, по мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, археологи не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI—XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.

Было также высказано предположение, что семья Фарры могла покинуть Ур около 1740 года до н. э., в период подавления восстания против вавилонского правителя Самсу-илуны, в котором участвовал и Ур. В 1739 году до н. э. город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура «Уром Халдейским» (Быт.11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 11001000 гг. до н. э. По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии Набонида (556539 гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.

Союз «меж рассечённых частей»[править | править код]

В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом (Быт.15:9—18) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого животного. В еврейском языке заключение Завета часто описывается идиомой «разрубить Завет». Похожее выражение встречается в тексте из сирийской Катны (XV век до н. э.), а также в аморейских текстах из Мари, где заключение союза описывается выражением «убить ослёнка».

Датировка времени написания[править | править код]

Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после X в. до н. э.).[16]

Имена[править | править код]

Личные имена Аврам и Авраам впервые встречаются в датируемых 32 тысячелетиями до н. э. месопотамских клинописных табличках, египетских текстах, а также в текстах, найденных в сирийской Эбле. Этимология имени Аврам точно неизвестна. Возможно, оно означает «отец вознесён», «отец великолепен», и является формой раннесемитского собственного имени Ав(и)рам. Полученное Аврамом после заключения завета (Быт.17:5) имя Авраам означает «отец множества» (народов). В отличие от имён Исаака, Иакова-Израиля и его сыновей, имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен.

Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским (Талмуд, Бава-Батра 91а) — Аматлея, вероятно Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.

В философии[править | править код]

История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:

Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.[18]

Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.

Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»[19], признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (т.е. всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».

Развивая идеи Кьеркегора, Жан-Поль Сартр в знаменитом эссе «Экзистенциализм — это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:

Мне вовсе не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, служащие примером для других. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет здесь не о том чувстве, которое ведет к квиетизму, к бездействию. Это — тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность.[20]

В искусстве и литературе[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый Образ Авраама в искусстве.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В изобразительном искусстве[править | править код]

В литературе[править | править код]

В русской литературе[править | править код]

В музыке[править | править код]

В кинематографе[править | править код]

Сноски и источники[править | править код]

  1. «Кузари», р. Иегуда Галеви, 4, 25
  2. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.
  3. Августин. «О Граде Божием». XVI 15
  4. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия (Беседа 35); Феодорит Кирский. Толкования на Книгу Бытия (Вопрос 65)
  5. Григорий Нисский. Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму
  6. Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56
  7. Николай Дамасский. История, фр.19 Якоби
  8. Филон Александрийский, opp. II, 13; Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» I, 8:2
  9. Анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182
  10. Часослов, молитва Манасии
  11. Библейский отрывок о числе домочадцев Авраама читается в день памяти отцов Первого Вселенского собора — см. Триодь Цветная. Л. 201об.
  12. Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)
  13. Бернштейн «Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob» (Берлин, 1871)
  14. А. Гейгер «Urschrift etc» (Бреслау, 1857)
  15. Гициг «Geschichte des Volks Israel» (Лейпциг, 1869)
  16. а б Статья «Авраам» в Электронной еврейской энциклопедии
  17. Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам И. М. Дьяконова, иврим и хапиру «не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово иври также никак не связано с хапиру, восходящим к аккадскому глаголу habaru («быть изгнанным»).
  18. Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
  19. «Страх и трепет». Как и большинство других произведений сторонника иронического метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «диалектическая лирика».
  20. «Экзистенциализм — это гуманизм».

Литература[править | править код]

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Генеалогия от Адама до Давида по Торе или Ветхому Завету
от Адама до Сима: Адам Сиф Енос Каинан Мелелеил Иаред Енох Мафусал Ламех Ной Сим
от Арфаксада до Иакова: Арфаксад Сала Евер Фалек Рагав Серух Нахор Фарра Авраам Исаак Иаков
от Иуды до Давида: Иуда Фарес Есром Арам Аминадав Наассон Салмон Вооз Овид Иессей Давид