Аналоговая фотография

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Фотография
Зерна галогенидов серебра (микрофотография). Потемнение проявленной эмульсии пропорционально количеству света при экспозиции. В отличие от цифровой фотографии оно не имеет выраженной исходной дискретизации, и может рассматриваться, как непрерывная функция.

Аналоговая фотография — вид фотографии, который характеризуется способом аналоговой регистрации оптического изображения объекта в фотоматериалах, дающий изображение, подобное объекту.[1]

  • Название Аналоговая фотография появилось сравнительно недавно, в связи с развитием и широким применением методов цифровой фотографии, эти 2 типа фиксации изображения противоположны по признаку дискретизации информации. Используются также словосочетания «традиционная фотография», серебряная фотография, но они менее информативны. Использование словосочетания «плёночная фотография» вместо аналоговая фотография неоправданно сужает смысл понятия, исключая из рассмотрения такие важнейшие понятия и этапы развития фотографической техники, как «дагерротипия», «коллодионный процесс», «светокопия», «пластиночная фотография» и др..

Немного истории[править | править код]

Пример дагеротипии: портрет Авраама Линкольна, 1864.

К фотографии люди пришли с открытием явления светочувствительности фотоматериалов. Давно замечено воздействие света на окружающую нас среду и на нас лично. Например, закрытие глаза при попадании солнечного луча, потемнение кожи при загаре и т. д. Однако с открытием того, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, начинается история создания фотографии.

Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета (Германия) — первый, кто это доказал. В 1725 году в поисках светящегося вещества он случайно смешал мел с азотной кислотой, содержащей немного растворенного серебра. Иоганн Гейнрих заметил, что белая смесь под действием солнечных лучей темнеет. Им было проведено несколько экспериментов — вырезанные из бумаги буквы и фигурки он накладывал на бутылку с приготовленным раствором, а в итоге получил фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Не подозревая о весьма важном открытии фотографии, он взбалтывал смесь и терял изображения фигур. Результаты этих наблюдений он опубликовал в 1727 году.

В 1822 году первое закреплённое изображение, не сохранившееся к настоящему времени, было сделано французом Жозефом Нисефором Ньепсом (франц. Nicéphore Niepce). Самым старым дошедшим до нас изображением считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. (Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете)[2].

Получение первого закреплённого изображения Жозефом Нисефором Ньепсом можно считать началом фотографии, началом развития техники и технологии в создании современных фотоаппаратов и фотоматериалов.[3]

Сам Фотографический процесс изобретен французским художником Даге́ром в 1839 г. Названная по его имени Дагеротипия считается первым практическим способом фотографирования. Она была единственным способом получения фотографических изображений до изобретения в 1851 г. мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.

Сущность аналоговой фотографии[править | править код]

В настоящее время принято считать, что 1980 год является годом конца 160 летней истории аналоговой черно-белой и цветной фотографии на базе фотоэмульсионных слоев и началом цифровой фотографии с применением фотодатчиков — (фотосенсоров). Фотография с применением фотоматериалов на «химической» основе (фотопластинок, фотопленок и др. фотоэмульсионных материалов с зёрнами галогенидов серебра) теперь рассматривается, как аналоговая, из-за непрерывности связи почернения снимка с экспозициией. Получаемые изображения cодержат фиксированные аналоговые сигналы предметных точек и на основе субтрактивного синтеза цвета формируют выходной аналоговый сигнал. При последующем сканировании аналогового фотоизображения можно получить оцифрованный файл, имеющий ту или иную степень точности.

С другой стороны с 1981 года, когда Sony выпускает камеру Sony Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. Mavica была полноценной зеркальной камерой со сменными объективами и имела разрешение 570×490 пикселей (0,28 Мп) Она записывала отдельные кадры в формате NTSC и поэтому официально она называлась «статической видеокамерой» (Still video camera). Технически, Mavica была продолжением линейки телевизионных камер Sony на основе ПЗС-матриц. Во многом, появление Mavica было переворотом, аналогичным изобретению химического фотопроцесса в начале 19-го века. На смену громоздким телекамерам с электронно-лучевыми трубками пришло компактное устройство на основе твердотельного ПЗС-сенсора. Полученные на ПЗС-матрице изображения сохранялись на специальном гибком магнитном диске в аналоговом видеоформате NTSC. Диск был похож на современную дискету, но имел размер 2 дюйма. На него можно было записать до 50 кадров, а также звуковые комментарии. Диск был перезаписываемый и назывался Video Floppy и Mavipak. Откуда получаемые изображения на магнитном дике в отличие от получаемых изображений на основе фотоэмульсии с зернами галогенидов серебра являются также аналоговыми. Изображения как и на пленке формируют на основе аналоговых сигналов, аддитивного синтеза цвета с использованием (АЦП).

Создание свтофильтров Байера с твердотельными фотодатчиками с ячейками RGB положило начало цветной цифрографии взамен плёночной. Получаемые цифровые изображения в отличие от изображений с использованием фотоматериалов без фильтра Байера — не аналоговые.

Аналоговые и не аналоговые цифровые изображения[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Цифровая фотография
  • Фото-датчики без светофильтров Байера;
  • Фото-датчики со светофильтром Байера.

Любое цветное изображение полученное: растровым способом цветной фотографии, на картинах живописи, цветной фотопленкой, любым фото-датчиком (однослойным, многослойным, трехматричным) формируется при помощи субтрактивного синтеза цвета. В цветной плёночной фотографии — это основной принцип, в цифрографии получение цвета идёт при помощи:


В отличие от фотоэмульсионных способов получение прямого аналогового сигнала в цифрографии отличается тем, что аналоговый выходной сигнал формируется в несколько переходов.

  • Получение первичного аналогового сигнала (чёрно-белого);
  • Перевод его в цветной сигнал на базе аддитивного синтеза цвета; *Модулирование, последующее квантование и аналого-дискретное преобразование с последующим восстановлением.

B зависимости от вида фото-датчика получаемые изображения могут быть аналоговые и не аналоговые.

Дагеротипия[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Дагеротипия

Галогеносеребряная фотография[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Фотоэмульсионный слой
Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Фотоплёнка

Виды фотографии[править | править код]

Чёрно-белая (фотоэмульсионная) фотография[править | править код]

Чёрно-белая фотография
Чёрно-белая фотография.Каляев Иван Платонович.Время создания 1905

Чёрно-белая фотография исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.

Цветная (фотоэмульсионная) фотография[править | править код]

Ранняя цветная фотография (1915 год)

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом.

Первоначально для получения цветного снимка использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при печати цветное изображение. Большой вклад в данную технологию внёс Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка.

Развитие цветной фотографии было ограничено возможностями фотоэмульсии, однако работа химика Германна Вогеля позволила получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра.

В 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.

Проявление[править | править код]

Фиксаж[править | править код]

Негативно-позитивный фотографический процесс[править | править код]

Обращаемые фотоматериалы[править | править код]

Некоторая дополнительная обработка[править | править код]

Печать отпечатков[править | править код]

Фотоаппараты[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Плёночный фотоаппарат

Многие фирмы, начиная приблизительно с 2000 года, постепенно сворачивают производство аналоговых фотокамер, переориентируя производство на цифровые фотокамеры и видеокамеры.

См. также[править | править код]

Дополнительные свдения[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. http://www.foto-video.ru/search/?q=%E0%ED%E0%EB%EE%E3%EE%E2%FB%EC%E8
  2. http://www.webcomfort.com.ua/history.htm
  3. Э. Хокинс, Д. Эйвон. Фотография. Техника и и искусство. Пер. с англ.— М.: «Мир», 1986. — 280 с.