Антиохийская православная церковь

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Антиохийская православная церковь
Greek Orthodox Church of Antioch logo.gif
Классификация Православие
Ориентация Мировое православие
Лидер Игнатий IV Антиохийский
Ассоциации Всемирный совет церквей, Ближневосточный совет церквей
Область распространения Сирия, Иран, Ливан, Турция, Латинская Америка, Северная Америка
Основатель Апостолы Пётр и Павел
Количество приходов ~500
Количество членов 4 320 000[1]
Количество церковнослужителей 28 епископов
~400 священников
Другие названия Греко-православный патриархат Антиоха и всего Востока
Официальный сайт http://www.antiochpat.org/

Антиохи́йская Правосла́вная Це́рковь (официальное название в документах на арабскомРимский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей после Александрийского патриархата. Один из 4-х древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. Основана около 37 в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 — Патриархат.

Из Антиохийской Церкви вышли святые подвижники и поборники православия: свт. Иоанн Златоуст, родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; прп. Иоанн Дамаскин (ск. в 780); прп. Иларион Великий (ск. в 371; память — 21 октября) — основатель монашества в Палестине и многие другие.

Антиохийская Церковь в I-нч. VII вв.[править | править код]

Основателями Антиохийской Церкви традиционно считаются Петр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, блаж. Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после этого Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которое длилось вплоть до 324 года, когда император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381.

В IV в. в Сирии появляется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе (см.Симеон Столпник ).

В конце V — начале VI Антиохийская Церковь была ослаблена несторианской и монофизитской смутами: в епархиях Междуречья и Персии возникает несторианский католикосат; в Армении — монофизитский Армянский; в Сирии, параллельно с православными, монофизиты также создают свою церковную структуру — так называемую Сиро-яковитскую церковь.

Антиохийская Церковь в VII—XVI веках.[править | править код]

С 637 Сирия попала под власть арабов. Положение православных сильно осложнилось: с одной стороны, арабы в них видели «неверных» и союзников Византии, с другой стороны в самой Византии в VII веке возникла ересь монофелитства. Антиохийские патриархи вынуждены были жить в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 г.) прервалась и эта линия. Лишь в 742 г. халиф Хишам разрешил избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана с условием его полной лояльности. Сотрудничество с мусульманскими властями порой превышало всякие пределы. Так, например, патриарх Иов сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838 г.) и уговаривал сдаваться византийские крепости властям. Византийский император Никифор II Фока (963—969), одержав ряд побед над арабами освободил Антиохию и ряд других территорий Однако военные неудачи мусульман усилили межконфессиональную напряженность: каждый триумф Никифора провоцировал погромы христиан в Палестине и Сирии. Одной из жертв этих гонений стал Антиохийский патриарх Христофор, убитый в 967 г.

Византийский период, продолжавшийся до 1084 г., стал эпохой возрождения Патриархата. Но в декабре 1084 г., в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI в. не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 г. в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 г. был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях. Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269. К 1291 г. крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI в. едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.

В 1342, кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.

Антиохийская Церковь в XVI—XIX в. в.[править | править код]

В 1517 Дамаск был захвачен Османской империей и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена множеством незаконных поборов, для скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 20-х годов XIX в., когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

По разным оценкам, численность православных в Антиохийском Патриархате в середине XIX в. достигала 60-110 тыс. (около 8-9 % от всего населения Сирии).

В 1860 г. сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

С 1899 Антиохийские патриархи избираются не из греков, как до того, а из православных арабов.

Антиохийская Церковь в XX в.[править | править код]

По Лозаннскому договору 1923 г. часть территории Антиохийской Православной Церкви — Киликия, Эдесса (Урфа) и Мардин — оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.

В 1972 г. был принят ныне действующий Устав Антиохийской Православной Церкви.

До сих пор — одна из беднейших Церквей, хотя ныне имеет 22 епархии и около 400 храмов, в том числе в Америке. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.

Предстоятель[править | править код]

Полный исторический титул Предстоятеля Антиохийской Церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.

Список см. Антиохийские патриархи.

Предстоятель с 1979 — Блаженнейший Игнатий IV (Патриарх Антиохийский) (в миру — Хазим); резиденция — в Дамаске.

Адрес:

Greek Orthodox Patriarchate of Antioch B.P. 0009, Damascus, Syria

Телефон:

+963 11 43 14 00

Факс:

+963 11 43 62 11

Современное устройство в Северной Америке[править | править код]

Первым православным епископом, хиротонисанным в Северной Америке, был Рафаил (в миру — Rafla Hawaweeny; 1860—1915) Бруклинский, рукоположенный в 1904 епископом Тихоном (будущим Московским патриархом) для окормления Сиро-арабской миссии. Епископ Рафаил прославлен в лике святых Синодом Американской Православной Церкви в марте 2000; в торжестве прославления в мае того же года принимали участие епископы Антиохийской Митрополии.

Со смертью епископа Рафаила 27 февраля 1915 и революцией в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские члены православной Церкви в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью — в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

24 июня 1975 митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и м-т Михаил (Шахин) антиохийской архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении — документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.

Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке в октябре 2003 Синодом Антиохийской Церкви была даровано самоуправление (не автономия); викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.

В настоящее время имеет 7 архиереев и более чем 400 священнослужителей в 238 храмах в США и Канаде.

Антиохийская митрополия в США — член Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках (The Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas)[2].

Резиденция Митрополита — в штате Нью-Джерси:

Antiochian Orthodox Christian Archdiocese
358 Mountain Road
PO Box 5238
Englewood, NJ 07631-5238

Phone: 201—871-1355 Fax: 201—871-7954

Примечания[править | править код]

  1. По другим данным - не более 1 млн. верующих
  2. Официальный сайт SCOBA

Ссылки[править | править код]