Аргентинская глобальная бартерная сеть (Trueque)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Аргентинская глобальная бартерная сеть (англ. Global Exchange Network, GEN), буквально — англ. Global Network of Multi-Reciprocal Exchange Clubs, или — исп. Red Global de Clubes de Trueque Multireciproco [1] была основана в 1995 г. тремя друзьями: Carlos De Sanzo, Horacio Ravelo и Ruben Ravelo из Аргентины.

Их первая бартерная торговля проходила в гараже Buenos Aires. Идея бартерной сети посетила их как ответ на нужду, представшую перед безработными друзьями и соседями с недостатком денежных средств для удовлетворения минимальных потребностей к существованию. Они пригласили 20 друзей в гараж Карлоса и попросили принести товары или предложить услуги в обмен на то, что предложат другие. Билеты в 1 дол. (в песо) распространялись среди всех участников, и была организована игра, в которой каждый имел в распоряжении 20 минут, чтобы обменять товары или услуги, используя свои билеты. В результате было обменено большое количество услуг и товаров, и люди покинули гараж с ваучерами на товары и услуги, которые бы они не смогли приобрести никакими другими способами.

Валюта GEN — «Creditos».

Успех первого опыта мотивировал организацию новых встреч с растущим количеством участников. На сегодняшний день бартерные торги происходят в любое время под организацией клуба в более 20 провинциях, в которых участвуют более 100 тыс. семей. Все торги управляются этическими принципами бартерных торгов, установленных учредителями. Первоначальные бартерные торги, теперь называемые ‘La Bernaleza’, привлекают более 5 тыс. участников. С 1997 г. Правительство муниципалитета Buenos Aires также подключилось в качестве спонсора. Женщины проявляют особенную активность в таких торгах. Сеть становится поистине глобальной и находит себе применение в Уругвае, Парагвае, Бразилии, США, Канаде, Испании. Дополнительным преимуществом таких торгов является укрепление социального капитала и связей между друзьями, членами семей и соседями.

Глобальная бартерная сеть, построенная на солидарности своих участников, основана на обмене товаров и услуг, за которые ее участники получают ваучеры. Сеть появилась в Аргентине в середине 90-х годов, и разрослась в период с конца 2001‒2002 гг. В октябре 2001 около 400 тыс. человек принимали участие в более 2 000 бартерных клубах, именуемых «Ноды». Когда в начале прошлого года кризис в Аргентине достиг критической точки, с девальвацией песо и резко подскочившей инфляцией люди ринулись в клубы. Согласно данным Глобальной бартерной сети, к середине 2002 г. существовало 5800 нодов с более 1 млн участников, которых называли «просьюмеры» — комбинация «производитель» и «консьюмер» (потребитель) — в попытках свести концы с концами в неформальной экономике.

«После этого мы перестали вести статистику, но некоторые насчитывают более 2 млн участников, которые выжили благодаря бартеру», — сообщил Rubén Ravera, один из соучредителей сети. «Никто не может отрицать, что в первые месяцы кризиса бартер был единственным средством выживания для многих людей».

Интересно, что бартерная модель, явившаяся спасением для бедных аргентинцев, теперь имитируется крупными компаниями. Автопроизводители, агрохимические компании, нефтяные и страховые корпорации применяют бартерные принципы для привлечения сельскохозяйственных производителей к сотрудничеству.

Нод.


Транснациональные компании, включая Monsanto, Petrobras, Bayer и Nissan организовали сельскохозяйственные торги с целью привлечь 11 тыс. фермеров, общие годовые продажи которых составляли US$6.3 млрд, а покупательная способность оценивалась в 3,5 млрд дол. компании предлагают принять урожаи фермеров в обмен на заманчивый набор продуктов, от семян и удобрений до автомобилей и горючего. Цены привязываются к международным фьючерсным рынкам.

Схемы имеют разные названия: «Технология для зерна», «План урожая», «Зерновой план» или «Шерстяной план». В случае автопроизводителей вроде Ford, Mercedes Benz, Chevrolet, Jeep, Dodge, Renault и Nissan, если автомобиль оценивается кукурузой, соевыми бобами, семенами подсолнечника или пшеницы, подписывается контракт. При сборе урожая фермер поставляет продукт экспортеру зерна или шерсти, который кредитуется на счет автопроизводителя. Когда производитель получает расчет в деньгах, он кредитует счет фермера и поставляет в течение 30 дней автомобиль.

Крах системы[править | править код]

Ссылки[править | править код]