Гипертекст

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Термин гиперте́кст был введён Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляются набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позвляющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Общеизвестным и притом ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы на HTML (гипертекстовом языке разметки), размещённые в Сети. В более широком понимании термина, гипертекстом является любая повесть, словарь или энциклопедия, где встречаются отсылки к другим частям данного текста.

В компьютерной терминологии, гипертекст — размеченный текст, содержащий в себе ссылки на внешние ресурсы.

Гипертекст в литературе[править | править код]

В литературоведении гипертекст — это такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты (определение М. М. Субботина — российского учёного, пионера в области развития отечественных гипертекстовых систем).

Гипертекстовость (гиперлитература) — новое свойство/характеристика литературного прозаического произведения, для которого характерны черты гипертекста (внутренние корреляционные ссылки, отсутствие линейного повествования). Используется для создания эффекта игры, свойственного постмодернистской литературе: количество значений изначального текста расширяется, благодаря читательскому формированию сюжетной линии.

Из заметных литературных произведений, характеризуемых гипертекстовостью — роман-лексикон «Хазарский словарь» Милорада Павича и философская повесть «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского.

HTTP-чудо[править | править код]

В мире большого бизнеса/политики постоянно идет борьба за жесткий разрешительный контроль за информацией, типа: "Великий Господин можно я отправлю м-а-а-ленький и-мэйл?", "Можно я послушаю как поет обезьянка" и техническими средствами которые снимают запреты на контент (сленговая форма "содержания" в мире гипертекста)

  • Первым прорывом была гибкая дискета 8" (8 дюймов под вопросом), но 5 дюймов уже точно. Т.е. владелец дискеты раб Большой ЭВМ полностью владел контентом, который имел свойство размножаться в геометрической прогрессии.
  • Затем пошел общеизвестный процесс персональных ЭВМ. Отметим, между прочим, горькую дилему:
    • Бэйзик-программер Бил Гейтс существенно травмировал системные свойства ПЭВМ, ограничив ее память 640 Кб. ZOG сделал операционную эту систему колониальным стандартом. Не-колониальный стандарт для белого специалиста ЭВМ типа Aplle.
    • ИБМ выпустило систему PS/2 сильную в системном отношении, но закрытую и монопольно владеемую ИБМ. По этому же пути пошла фирма DEC выпустив прекрасный процессор Alfa. эта корпоративная политика кончилась фиаско.
  • Сети персональных ЭВМ связали по протоколу TCP/IP (реализуется в микросхемах) и протокол HTTP (протокол передачи гипертекста, фактически реализации всех возможностей гипертекста - реализуется программно - программа Apache). Таким образом обменяться информацией через дискетку, искать информацию для теперь уже терабайтного диска стало гораздо легче и увлекательней. Метаформа "из-рук-в-руки" тут неадекватна, скорее социальная ткань получила нервную систему
  • Социально, технически, математически - гипертекст это чудо. Многие считают, что этому чуду не свернули голову только из-за первой поправки к конституции США о независимости информации.
  • Для сравнения, можно привести так и не решенную (или решенную, но закрытую) задачу трехмерного интерфейса. Тема трехмерного интерфейса не случайна, она рассматривалась классиками, как элемент гипертекста. Трехмерный элемент моделей прорабатываемых в кинофильмах (например "Джони Мнемоник".

См. также[править | править код]


Интернет[править | править код]