Иван Михайлович Москвин

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Москвин, Иван Михайлович»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иван Москвин
Имя при рождении::
Иван Михайлович Москвин
Дата рождения::
18 июня 1874
Место рождения::
Москва, Российская Империя
Дата смерти::
16 февраля 1946
Место смерти::
Москва, СССР
Профессия::
актёр, режиссёр
Гражданство::
Российская Империя, СССР
Годы активности::
1895—1946
Театр::
Театр Корша, Ярославский театр, Московский Художественный театр
Роли::
Загорецкий, Ноздрёв, Епидохов, Саларино
Спектакли::
«Ревизор», «Синяя птица»
Награды::
Орден Ленина  — 1944 Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени
Народный артист СССР — 1936
Сталинская премия — 1943Сталинская премия — 1946

Ива́н Миха́йлович Москви́н (6 (18) июня 1874, Москва16 февраля 1946, Москва) — российский советский актёр, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943, 1946)[1].

Биография[править | править код]

Иван Москвин родился в семье часовщика.[2]

Могила Москвина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Николай Дмитриевич Волков вспоминал:

Однажды, зайдя в антикварный магазин, я обратил внимание на стоячие часы, похожие на английские, но чем-то отличавшиеся от них. Я подошел поближе. На циферблате стояла крупная надпись: МОСКВИН. Это была фамилия проживавшего в Зарядье часовщика — отца Ивана Михайловича Москвина.

Коренной москвич, Москвин всей своей жизнью и творчеством был связан с «сердцем России». Его детство, отрочество и юность протекли за Китайгородской стеной, в самом центре Москвы. Здесь он мог «всласть любоваться Кит Китычами, их семьями и приказчиками». Мимо мальчика Москвина громыхали по булыжной мостовой тяжело груженные «кипами» и ящиками ломовые, проносились на откормленных конях собственные выезды с дородными хозяевами. Зарядье для Москвина было таким же источникам познания человеческих отношений и характеров, как Замоскворечье для Островского. Менялась Москва, круто ломались социальные пласты, но никогда не переставал Москвин вглядываться в судьбы родного города и населяющих его людей, никогда не уставал подмечать те краски и черты, которые могли ему понадобиться для воспроизведения русской жизни на театральных подмостках. Сын ремесленника-часовщика, Москвин умел измерять время не только пузатыми луковицами и мерным тиканием ходиков. Перед его глазами величественно и строго двигались стрелки курантов Спасской башни. Древние стены Кремля учили его чувству исторических эпох. Когда Москвин играл царя Федора, он принес в театр это живое чувство былых столетий. Шестнадцатый век был для него не книжным понятием, а цветом, вкусом и «веянием», иной поступью и иным дыханием когда-то обитавших в Москве русских людей.[3]

С детства был увлечён театром и с 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС), в драматический класс В. И. Немировича-Данченко.

По окончании училища принимал участие в антрепризе Г. Н. Федотовой. В 1896—1898 годах работал в Ярославском театре и в театре Корша в Москве.

В 1898 году Немирович-Данченко пригласил своего ученика в Художественный театр, по его же рекомендации Иван Москвин был назначен на главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года открылся новый театр[4]. После премьеры Иван Москвин «проснулся знаменитым» и на несколько десятилетий стал одним из ведущих актёров Художественного театра. Среди лучших его ролей, помимо царя Фёдора (которого Москвин играл на протяжении 40 лет), — Лука в спектакле «На дне», Епиходов «Вишнёвом саде», Снегирёв «Братьях Карамазовых», Фёдор Протасов «Живом трупе», Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрёв «Мёртвых душах»[4]. Выступал как чтец.

15 ноября 1934 года Москвина пригласили поучаствовать в первой в Советском Союзе передаче телевизионной программы.[1]

В сентябре 1936 года Иван Москвин стал одним из первых актёров, удостоенных звания «Народный артист СССР»; в том же году он был избран депутатом Верховного Совета СССР.

В 1943 году, после смерти Вл. И. Немировича-Данченко, Москвин стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни.

Иван Михайлович Москвин умер 16 февраля 1946 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище[5].

Семья[править | править код]

Отец — Михаил Алексеевич. Приказчик в часовом магазине Калашникова, что в Зарядье.

Известный москвовед С. К. Романюк пишет:

Возвратимся в начало Никольского переулка. Его левый угол со стороны Ильинки открывает импозантное здание (№ 1/12), перестроенное Р. И. Клейном в 1904 г. из старинного здания, которое стояло здесь еще со времен М. Ф. Казакова. В этом доме в 1870—1880 гг. находился часовой магазин Калашникова, в котором служил приказчиком Михаил Алексеевич Москвин, отец знаменитого артиста Художественного театра.[6]

Мать — Дарья Павловна.

Брат — актёр театра и кино, Народный артист СССР (1937) Михаил Тарханов.

Сестра — Анна Михайловна, мать актёра Анатолия Горюнова. Братья Москвины принимали горячее участие в воспитании племянника, рано лишившегося отца.

СупругаЛюбовь Васильевна Гельцер (1878—1955) , дочь В. Ф. Гельцера, сестра Екатерины Гельцер. Актриса МХТ c 1898 по 1906 год[7]

Когда она играла в пьесе «Иван Миронович» дочь главного героя, все домашние, знакомые, друзья ходили смотреть Любочку. Леонид Витальевич Собинов в одном из писем Елизавете Михайловне Садовской признавался: «Мне ужасно понравилась Гельцер в роли девочки… У нее такой милый вид, милый естественный тон и некоторые прямо удивительные по жизненности интонации».

К семье Гельцер Москвин вообще имел особое расположение. Он ценил Василия Федоровича и не однажды ходил в Большой специально смотреть его. Интересно, что Станиславский и Немирович-Данченко с первых дней существования Художественного театра пригласили Гельцера преподавать актерам пластику.

Иван Михайлович так просто и естественно сошелся со всеми Гельцерами, что вскоре Екатерина Васильевна избрала его «домашним учителем». Он охотно откликался на просьбы взглянуть на нее в очередной роли и шутливо грозил: «Вот приду после спектакля, посмотрю, чего ты натворила». Прорабатывая с Екатериной Васильевной драматическую линию партии Китри, подзадоривал балерину: «Еще, еще, Катерина московская, добавь чувства!» Часто говорил коллегам: «Вот у Гельцер истинно московский характер, люблю ее за широту души, яркую эмоциональность». Такой же симпатией платила Ивану Михайловичу и Гельцер. Она почти наизусть знала «Царя Федора» и «Живой труп», где Москвин играл Федора и Федю Протасова. Она была убеждена, что здесь Москвин, как никто, показал всю ширь и глубину русского характера. А его неподражаемый московский юмор приводил балерину в отличное настроение.[8]

дети

В 1906 году Художественный театр гастролировал за рубежом. В иностранной прессе чаще всего назывались два имени — К.С. Станиславского и И. М. Москвина. «Нужно запомнить его имя, Москвин, и можно спокойно забыть пятьдесят имен наших великих, — писал об актере венский критик. – Он принадлежит к золотой книге сценического искусства». Берлинские зрители воспринимают «Федора» как спектакль гениальной режиссуры и гениального актера. «Мне кажется, я видел кусок истории», — восхищался берлинский критик А. Керр.

О жизни в Берлине писал Немирович-Данченко: Один из наших артистов, несших наиболее тяжелый груз, находился в тревожном ожидании известий из Москвы и с особенным подъемом играл в тот вечер, когда получил от жены телеграмму: «Родила тебе здорового сына». Артист был Москвин. Сына, рожденного в Москве в 1906 году, назвали Фёдором.[11]


Был также женат (1936—1943) на Народной артистке СССР (1937) Алле Тарасовой[12].

Память[править | править код]

Награды и звания[править | править код]

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Режиссёрские работы в театре[править | править код]

Фильмография[править | править код]

Актёрские работы[править | править код]

  1. 1919 — Поликушка — Поликей[13]
  2. 1925 — Коллежский регистратор — Симеон Вырин
  3. 1928 — Человек родился — Фёдор Кулыгин
  4. 1928 — Чины и люди. Новелла «Чины и люди» — Очумелов, новелла «Чины и люди» — Червяков
  5. 1929Смерть чиновника.
  6. 1929Хамелеон.
  7. 1937 — Граница на замке — Буйко
  8. 1938 — По щучьему веленью — Глухой
  9. 1939 — Хирургия — дьячок Вонмигласов
  10. 1940Концерт на экране — в номере «Злоумышленник»

Режиссёрские работы[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 17. Моршин — Никиш. 1974. 616 стр., илл.; 34 л. илл. и карт.
  2. Свою историю часовая марка «Михаил Московин» начала в 1882 году. Спустя время она была выкуплена часовым заводом «Звезда». Клеймо «Михаил Москвин»
  3. Н. Д. Волков «Театральные вечера». Авторский сборник. — М.: Искусство, 1966. — 515 с.
  4. а б Соловьёва И. «Москвин, Иван Михайлович» // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: 1961—1965. — Т. 3.
  5. Могила И. М. Москвина на Новодевичьем кладбище
  6. С. К. Романюк Из истории московских переулков
  7. Иван Михайлович Москвин
  8. из кн. В. В. Носова «Балерины». — М.: Молодая гвардия, 1983
  9. Владимир Иванович Москвин
  10. Информация из приказа об исключении из списков мл. лейтенанта Ф. И. Москвина.
  11. Иван Михайлович Москвин
  12. Свет погасшей звезды (Алла Тарасова)
  13. а б в И. М. Москвин. Статьи и материалы. Под редакцией И. Крути. М.: Всероссийское театральное общество, 1948, 382 с.
  14. Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссер

Ссылки[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Н. Д. Волков «Театральные вечера». Авторский сборник. — М.: Искусство, 1966. — 515 с