Николай Чудотворец

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Николай Угодник»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
{{{имя}}}
St Nicholas Icon Sinai 13th century.jpg
Праздник {{{праздничный_день}}}
Ichtys.svg

Святи́тель Никола́й[1]; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок. 270 — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре прототип Санта Клауса.

Память святителя Николая совершается:

Жизнеописание[править | править код]

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Возможно также, что одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284305) и Максимиана (годы правления 286305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. Очевидно, к этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции). Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома — не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности.

Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана).

По преданию, якобы во время Вселенского Собора (325) ударил за ересь по лицу своего оппонента Ария, за что был временно лишён святительского сана. Однако в дошедшем списке 318 участников этого собора имени святителя Николая нет.

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Почитание святителя Николая как святого началось относительно рано. Юстиниан I, император Византии (Восточной Римской империи) (годы правления 527565) построил храм в честь святителя Николая в Константинополе, столице империи в то время.

Деяния и чудеса[править | править код]

Спасение моряков
(Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с легендой, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть[3]. В более яркой версии этой легенды, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь. В тот момент прежний епископ только что умер, и отцам церкви в сновидении было указано выбрать следующим епископом «человека победы» (Никеи по-гречески). Пока святой молился, несдержанный на язык моряк разболтал всем, как он был чудесно спасён человеком по имени Никеи-Лаос, после чего отцы церкви не имели другого выбора, кроме как назначить Николая своим новым епископом.

Другая легенда повествует, как ужасный голод поразил один остров, и злонамеренный мясник завлёк трёх маленьких детей к себе в дом для того, чтобы убить и разрезать их на кусочки и положить их останки в бочку, дабы засолить их и продать потом как ветчину. Святитель Николай, бывший в тех местах, чтобы позаботиться о голодающих, не только провидел чудовищное преступление мясника, но даже сумел воскресить трёх мальчиков из бочки.

По другой легенде, Николай подбросил одному обедневшему дворянину два мешка золота в окно и немного монет в печную трубу, желая помочь ему таким образом сосватать дочь. На следующее утро девушка, проснувшись, заметила за камином золотые, а её обрадованный отец не знал, кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками.

Почитание[править | править код]

Мощи святителя Николая[править | править код]

Гробница святителя Николая в Бари

Изначально святой Николай был погребён в церкви в городе Демре (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).

Часть мощей святителя Николая хранится в Венеции (остров Лидо), привезены они были туда десятью годами позднее вывоза основной части мощей Барградцами (Барийцами). Частицы мощей хранятся в археологическом музее города Анталии.

Профессором Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатомом из университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari) в 1953 году, по разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г. Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны рентгеновские снимки Главы и многочисленные краниометрические замеры, послужившие в наше время для британского антрополога Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) и её коллег из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) основанием попытки воссоздать реальный облик святителя Николая. В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека.

В 1992 году профессор Мартино получил разрешение провести экспертизу венецианских частиц мощей святого Николая. Им было установлено, что в Венеции хранится часть мощей, которых не хватает в Бари.[4][5]

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913—1917 годах) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.[6]

В России[править | править код]

Складень трёхстворчатый. «Святой Николай Можайский с мученицами Екатериной и Параскевой на створках». Спасо-Преображенский монастырь. Енисейск. Конец XVI века - XVIII век. Экспонат Красноярского краеведческого музея.

В Московской Руси и Российской Империи Николай чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвящённых храмов и написанных икон[7]; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

В одном из вариантов былины о Садко Микола угодник под видом седого старца явился к Садко в подводное царство и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей — от танца царя морского на поверхности моря разыгралась буря и гибли корабли. В благодарность за своё спасение Садко построил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Только в русском православии сохранилась традиция совершать празднование ему 9 мая («пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Николая чудотворца, от Мир Ликийских в Бар град»). Хотя последний праздник в Уставе определён как «средний с полиелеем» (то есть без бдения), в общепринятой практике РПЦ он фактически уравнён с празднованием 6 декабря, которое обозначено как «средний со бдением». Оба дня в Российской Империи были «неприсутственными», то есть публичными праздниками [8]. Празднование было престольным (храмовым) праздником во многих церквах, и в сельской местности иногда продолжалось целую неделю (так называемая никольщина).

С 2004 года отдельные приходы РПЦ начали праздновать «рождество Святителя Николая» 11 августа[9]

Никола-ключ[править | править код]

Часовня на источнике Никола-ключ

Никола-ключ — уникальный источник в Заволжье. Удивительная особенность источника — родниковые воды стекаются здесь крестообразно. Он находится в 28 километрах от Городца у деревни Белоглазово. По преданию, в этом самом месте когда-то было явление святителя Николая Чудотворца. Источник Никола-ключ в Городецком районе Нижегородской области объявлен народным достоянием. На источнике возведена бревенчатая часовня, к которой примыкает купальня, где желающие могут совершить омовение. Постройка новая, поскольку первое сооружение сгорело в ночь с 7 на 8 июля 2007 года из-за неосторожного обращения с огнем. [10].

Интересные факты[править | править код]

  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
  • Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник, посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. В старом (до реформ Никона) русском варианте именовался «Нико́ла», в украинском — «Микола»
  2. Приведена традиционная для русской литературы форма обозначения его титула по городу Мира («Миры»), заимствованная из церквонославянского
  3. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из пролога. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
  4. Бугаевский А. В. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)
  5. Венеция — хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца
  6. Дмитрий Медведев принял от Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано символические ключи от подворья Русской православной церкви
  7. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 492.
  8. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 178.
  9. РОЖДЕСТВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
  10. «На источнике Никола-ключ строится новая часовня» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на Нижегородскую епархию, 16 августа 2007 года

Ссылки[править | править код]