Петр Иванович Соколов

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Соколов Петр Иванович (1753—1791).

Венера и Адонис, 1782

Менее десяти лет потребовалось бывшему крепостному мальчику княгини Е. Голицыной, чтобы блестяще окончить Академию художеств (1763—1772). Поступив в нее сразу же после получения вольной, Петр Соколов с большой золотой медалью заканчивает ее и в качестве пенсионера отбывает в Италию доучиваться мастерству исторического живописца. В Россию начинают поступать грандиозные картины юного дарования, выполненные по классическим канонам и изображающие красивые тела мифологических богов и героев. Среди них особенно покорили петербургскую публику Меркурий и Аргус (1776) и Дедал привязывает крылья Икару (1777). По возвращении в Петербург (1779) П.И. Соколов принимается за картину Венера и Адонис, которую заканчивает в 1782 году и которая приносит художнику настоящую славу. Наверное, персонажи картин живописца статичны, но можно ли требовать от художников XVIII века экспрессии века ХХ.

Меркурий и Аргус, 1776

Академик (1782), адъюнкт-профессор (1785), член Совета Академии художеств (1788) Петр Иванович Соколов с 1780 года преподавал в Академии художеств историческую (читай — мифологическую) живопись. Ему было что передать своим ученикам. Путь П.И. Соколова от крепостного мальчика до академика живописи оказался весьма цельным и счастливым, но далеко не типичным для многих редких талантов, рожденных в неволе.

Дедал привязывает крылья Икару, 1777

При написании этой статьи использована книга «1000 русских художников» издательства «Белый Город».