Римско-католическая церковь

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Римская католическая церковь»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Христианство
Христианский Портал
Latin Cross.svg

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокриф
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Христианское богослужение
Христианин
Христианские добродетели

Основные направления
Католицизм · Православие
Монофизитство · Несторианство
Протестантизм


Христианские ценности
Христианское движение
Экуменизм
Консерватизм · Либерализм


Римско-католическая Церковь (лат. Ecclesia Catholica) — институт католической Церкви латинского обряда (частично амвросианского, лионского и мосарабского) с центром в Ватикане во главе с Папой Римским, отличающийся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в 2004 г.); чаще всего неформально именуется просто Католической Церковью. Соответственно традиции, характеризуется четырьмя отличительными признаками («notae ecclesiae») — кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф., 4:4‒5) и входящую в 2 пункта, святостью и апостоличностью.

Главные моменты учения Римско-католической Церкви изложены в Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе».

История[править | править код]

Католическая, Кафолическая или Вселенская Церковь была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Изральского и Ветхом Завет, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времён». (Lumen gentium, 2) Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте (Катехизис, 766). В VIII в. начало создаваться Папское государство. Тогда под угрозой нападения варварского племени лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю. Франки спасли Рим от агрессоров и в 756 г. передали Равеннскую и Римскую области Папе. Однако последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению Церкви, короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 г., Папа Иоанн XII хотел найти для Церкви надёжного покровителя, однако, как показало время, сделал грубую ошибку, которую попытался исправить первый французский Папа, монах Герберт из Орийака, принявший имя Сильвестра II. Коренная реформа Западной Церкви была начата в 1049 г. Львом IX и продолжена была его преемниками, среди которых выделился Григорий VII. Изменения были направлены в частности против торговли церковными должностями, плат за совершение крещения, венчания и отпевания и против внебрачных связей священников. Для защиты от вмешательств германских императоров и влиятельных итальянских семейств, Николай II право избрания Пап дал только кардиналам. Папы в свою очередь обязали епископов из разных областей регулярно приезжать в Рим с отчётами о своей деятельности, одновременно большую роль стали играть папские послы — легаты. Однако во внутрицерковные дела вмешался германский император Генрих IV, назначив епископа Миланского и организовав в Вормсе собрание епископов для смещения Григория VII, который был вынужден отлучить Генриха IV от Церкви. В 1123 г. прошёл Первый Латеранский собор и с тех пор соборы стали проводиться регулярно. После нападения турок-сельджуков за помощью в Рим обратился византийский император и Церковь была вынуждена силой расширить своё влияние, создав форпост в виде Иерусалимского королевства с центром в священном городе. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, помогавшие паломникам и защищавшие святые места.

В 325 г., на Никейском соборе, была осуждена первая ересь — арианство, позже Католической Церкви пришлось бороться с катарами и альбигойцами так что в 1205 г. по просьбе Иннокентия III святой Доминик начал свою проповедческую деятельность, основав Доминиканский орден. В то же время, после прихода на французский трон короля Филиппа IV Красивого, который стал взимать в стране церковные налоги, продолжилась интервенция светской власти. Папа Бонифаций VIII выразил своё недовольство в буллах 1296 и 1302 гг., но вскоре умер. После этого Церковь пережила глубокий кризис. Только по настоянию императора Священной Римской империи Сигизмунда I в 1414 г. открылся собор в Констанце, однако он оказался малорезультативным — главным образом, было принято постановление о том, что авторитет церковных соборов восходит к власти самого Иисуса Христа. После того, как турки вновь стали угрожать Византии, её император Иоанн VIII Палеолог предложил обеим Церквям воссоединиться и Евгений IV провёл в 1438 г. собор в Ферраре и в Флоренции, но уполномоченные делегаты греческой Церкви прибыли лишь во Флоренцию. Однако великий князь Московский Василий II расторг заключённый в 1439 г. договор и турки взяли Константинополь.

В ходе Контрреформации был организован орден иезуитов, чуть позже был созван Тридентский собор, продлившийся 18 лет, после которого ситуация улучшилась. Большую роль сыграл кардинал Пьер де Берюль, которого назвали «учителем учёных и наставником святых». После экспедиций Колумба, Магеллана и Васко да Гамы Григорий XV в 1622 г. основал в Римской Курии Конгрегацию для пропаганды веры. В 1790 г. была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 г. было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам пришлось эмигрировать. Годом позже началась кровавая секуляризация, в Соборе Парижской Богоматери стал насаждаться культ богини Разума, в конце государственной религией Максимилиан Робеспьер провозгласил культ некоего Верховного Существа. В 1795 г. свобода вероисповедования во Франции была восстановлена, но тремя годами позже Рим заняли французские революционные войска генерала Бертье и с 1801 г. епископов стало назначать правительство Наполеона. В 1891 г. вышла энциклика «Rerum novarum» о социальной доктрине Церкви в новых условиях. Папе Пию X пришлось столкнуться в частности с так называемыми интегристами, отрицавшими экзегетику. С национал-социализмом изначально сложились самые натянутые отношения и немецкие епископы запретили католикам вступать в нацистскую партию, но после прихода Гитлера ситуация изменилась. В 1926 г. апостольский нунций в Берлине монсиньор Паччелли начал переговоры с СССР чтобы назначить новых епископов для 2 миллионов русских католиков, чуть позже туда была направлена папская миссия для помощи жертвам голода, но на этом отношения пришлось прекратить. Одновременно начались гонения в Мексике и Испании. Пий XI последовал совету молодого бельгийского священника Картанжа и создал организацию «Христианская рабочая молодёжь». Во время Второй мировой Католическая Церковь была вынуждена придерживаться частичного нейтралитета для сохранения жизней верующих масс и своей независимости. 11 октября 1962 г. в Риме состоялось торжественное открытие созванного Иоанном XXIII Второго Ватиканского собора для решения назревших послевоенных проблем. Паломничество провёдшего основную фазу собора Павла VI в Иерусалим, где была встреча с константинопольским патриархом Афинагором, стало новым стимулом к объединению двух Церквей. Огромную роль сыграл также понтификат продолжившего экуменическое движение и значительно расширившего внешние отношения Иоанна Павла II, традицию которого продолжил Бенедикт XVI.

Социальная доктрина[править | править код]

Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций в Средневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — добродушие». Известный теолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Организация и управление[править | править код]

В иерархическом плане клир, чётко отделяемый от мирян, имеет следующие саны:

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа, формально есть должность дьякона. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. «regula» — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

Есть также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «sui iuris». В 2004 г. такой статус имели миссии в Киргизстане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане, на Каймановых островах и на островах Тёркс и Кайкос, святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, а также в Токелау и Фунафути в Тувалу. В отличие от автокефальных православных церквей, все зарубежные католические церкви, в том числе sui iuris, находятся в ведомстве Ватикана.

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клерики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Литература[править | править код]

  • J. L. McKenzie. The Roman Catholic Church
  • John O’Grady. Roman Catholic Church: Its Origin & Nature
  • Marcellino D’Ambrosio. Exploring the Catholic Church: An Introduction to Catholic Teaching and Practice
  • H. W. Crocker. Triumph — The Power and the Glory of the Catholic Church
  • Thomas E. Woods Jr. How the Catholic Church Built Western Civilization
  • Hans Kung. The Catholic Church: A Short History (Modern Library Chronicles)
  • P. Hughes. A Popular History of the Catholic Church
  • G Daly, Transcendence and Immanence: A Study in Catholic Modernism and Integralism
  • Русский перевод «Катехизиса Католической Церкви»
IHS.JPG Портал о католичестве — информация о самой крупной ветви христианства.