Сольресоль

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Обложка книги Ж. Ф. Сюдра

Сольресоль — международный искусственный язык, основанный на названиях семи нот диатонической гаммы). Его изобрёл француз Жан Франсуа Сюдр в 1817 году. В дальнейшее развитие сольресоля внесли значительный вклад Венсан Гаевски (франц. Vincent Gajewski; ум. 1881), изобретший для него особую стенографическую азбуку (см. ниже), и его сын Сизаль Болеслас Гаевски (франц. Sisal Boleslas Gajewski; ум. 1917), проанализировавший сильные и слабые стороны проекта Сюдра в книге «Examen critique de la langue universelle de Sudre» (1887), а затем составивший «Грамматику сольресоля» (франц. Grammaire du Solresol; 1902).

Алфавит[править | править код]

Все слова сольресоля состоят из названий семи музыкальных нот в различных комбинациях. Таким образом, в языке имеется 7 односложных слов, 49 двусложных слов, 336 трёхсложных и 2268 четырёхсложных (всего 2660 слов). Пятисложные слова есть, но в «Грамматике сольресоля» они не упомянуты. Для изучения и использования сольресоля не требуется знакомство с музыкальной грамотой.

Примеры[править | править код]

Некоторые слова и фразы переводятся на сольресоль так:

  • я — доре,
  • ты, вы — доми,
  • мой — редо,
  • желание, желать — мифаля,
  • помощь, помогать — досидо,
  • любить, любовь — миляси,
  • я люблю тебя — доре миляси доми,
  • язык — сольресоль.

Части речи[править | править код]

Место фонетического ударения в слове определяет часть речи. В глаголе ударение не ставится, в существительном оно падает на первый слог, в прилагательном — на предпоследний, а в наречии — на последний. Пример:

  • мидофа — отдавать предпочтение,
  • мИдофа — предпочтение,
  • мидОфа — предпочтительный,
  • мидофА — предпочтительно.

Род и число[править | править код]

В сольресоле имеется три родамужской, женский и средний, при этом все неодушевлённые или бесполые объекты имеют средний род, а у остальных род совпадает с полом (аналогично английскому языку). В словах женского рода в устной речи выделяется последний гласный звук. На письме последний слог надчёркивается, либо после слова сверху ставится короткая горизонтальная линия «¯». Слова среднего и мужского рода ничем не выделяются, поэтому можно сказать, что в сольресоле два рода — женский и неженский.

Слова во множественном числе произносятся с удлинением последнего согласного звука так, как если бы он был двойной. На письме над соответствующей буквой ставится диакритический знак acute accent «´».

  • редо — брат,
  • редо¯ — сестра,
  • ред́о¯ — сёстры.

Во многих случаях пометки женского рода и множественного числа могут быть опущены, если смысл ясен из соседних слов.

Смысловые группы[править | править код]

Многосложные слова объединяются в смысловые группы по начальным слогам. Например, слова, начинающиеся с соль относятся к наукам и искусству (сольресоль), а с сольсоль — к болезням и медицине (сольсольредо — мигрень). Шесть слов из группы «Время»:

  • доредо — час,
  • дореми — день,
  • дорефа — неделя,
  • доресоль — месяц,
  • дореля — год,
  • дореси — столетие, век.

Антонимы[править | править код]

Для образования антонимов используется инверсия, то есть «переворачивание» слова.

  • фаля — хороший, хорошо,
  • ляфа — плохой, плохо.

Естественно, что у полученных таким образом антонимов нельзя по первым слогам определить смысловую группу.

Синонимы и омонимы[править | править код]

В сольресоле отсутствуют синонимы и омонимы, то есть разные слова всегда означают разное и по-разному записываются.

Морфология и синтаксис[править | править код]

Формы спряжения глаголов по временам, наклонениям, залогам, превосходные степени прилагательных и наречий, отрицательные и вопросительные предложения образуются с помощью вспомогательных слов.

Письменность и другие формы речи[править | править код]

Стенография сольресоль

Записывать сольресоль можно несколькими простыми способами:

  1. названиями нот,
  2. то же, но для краткости опуская гласные,
  3. нотной записью на нотном стане (или просто кружками на трёх горизонтальных линиях),
  4. первыми семью арабскими цифрами,
  5. знаками специальной стенографии сольресоль.

Речь на сольресоле можно воспроизводить и другими способами:

  1. произношением названий нот вслух,
  2. языком жестов глухонемых,
  3. сериями стуков и других произвольных дискретных сигналов (один раз — до, два раза — ре и т. д.),
  4. игрой на музыкальном инструменте с диатоническим звукорядом,
  5. пением,
  6. жестами, повторяющими знаки стенографии сольресоль,
  7. сигнальными флажками,
  8. цветами радуги (вспышками света или цветными линиями на бумаге),
  9. и т. д. бесконечно.

В устном сольресоле между словами необходимо делать короткие паузы, иначе распознавание границ слов будет затруднено.

Популярность[править | править код]

Проект Сюдра заслужил неоднократные одобрения различных комиссий Парижской академии наук и многочисленных научных обществ, получил приз в 10 тыс. франков на международной выставке 1851 г. в Париже и почетную медаль на международной выставке в 1862 г. в Лондоне, встретил признание многих выдающихся современников, в их числе Виктора Гюго, Ламартина, Александра Гумбольдта.

После небольшого периода популярности сольресоль сдал свои позиции более успешным искусственным языкам, таким как волапюк и эсперанто.

При написании первой версии статьи использовалась информация Э. Свадоста.

Ссылки[править | править код]

  • The Solresol Place (на английском). Здесь есть полный текст книги «Грамматика сольресоля» на французском и английском языках
  • Page solresol содержит краткий словарь сольресоля
  • Существует более современный музыкальный язык Eaiea (англ.), основанный на полной хроматической гамме из двенадцати ступеней (с полутонами).

an:Solresol eo:Solresolo ia:Solresol ie:Solresol