Участник:Миг/Цвет

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Миг/Цвет
цвет
Цветовые координаты:
RGB¹ (r, g, b):
(0, 0, 0)
CMYK² (c, m, y, k):
(0, 0, 0, 255)
HSV (h, s, v):
(0°, 0%, 0%)
¹ Нормализовано к [0–255]
² Нормализовано к [0–100]

См. также цвет (значения)

Zvet.jpg

Цветзрительное, субъективное восприятие человеком видимого света, различий в его спектральном составе, ощущаемых глазом. Светом обычно называют «видимый» диапазон электромагнитного излучения, в диапазоне длин волн приблизительно 380—760 нм).

Человек широко использует цвет в своей деятельности. Понимание психологии восприятия цвета помогает более точно использовать цвет, как инструмент визуализации.

Цвет - объективная реальность?[править | править код]

Многие полагают, что цвет - объективная, однозначная характеристика излучения. Однако это не совсем так: у разных людей цветовые рецепторы иногда несколько различны, и их ощущения - субъективны. Субъективность восприятия цвета связана и со спектральными характеристиками светового излучения, имеющего определённые составляющие, с различной длиной волны и интенсивностью. Свет действуют на фоточувствительные рецепторы сетчатки глаза и те, в свою очередь вырабатывают сигнал который передаётся в мозг. Субъективный характер ощущения цвета подтверждается наличием таких явлений, как метамерия, константность цвета, а также индивидуальными наследственными особенностями человеческого глаза (дальтонизм, степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.

В определённых условиях цветовое ощущение возникает без воздействия излучения на глаз — от давления на глазное яблоко, при ударе, электрическом раздражении и др. (см. Фосфен), а также во сне, или при мысленной ассоциации с др. ощущениями — звуком, теплом и т. д., в результате работы воображения (эйдетизм).

Характеристики цвета и его особенности связаны с физическими свойствами объекта, материала, источниками света, и т. д., такими как например: спектр поглощения, отражения, или эмиссии.

Поскольку восприятие цвета зависит от чувствительности колбочек и палочек в сетчатке к различным областям спектра, цвета могут быть определены количественно: по степени раздражения этих фоточувствительных рецепторов.

  • Выражение «Окраска» предметов более неоднозначно, «окраска» может быть изменчива, это ощущение не может быть однозначно описано спектром воспринимаемого света.

Цветоведением иногда называют науку о цвете. Она включает:

  • восприятие цвета человеческим глазом и мозгом,
  • происхождение цветов материалов и тел, связанное с процессами взаимодействия освещающего света с разными веществами и материальными структурами,
  • цветовую теорию в искусстве, и в физике — электромагнитное излучение в видимом диапазоне света (то есть то, что обычно связано со светом).

Так называемые хроматические цвета (все, кроме серых) вызывают визуальное, субъективное восприятие объекта. Оно возникает в результате обработки мозгом информации от зрительного анализатора, глаза, то есть зрительного ощущения.

Восприятие и ощущение цвета непостоянно, и существенно зависит от совокупности физических, физиологических и психологических факторов.

Восприятие и ощущение цвета — состояние органов восприятия некоторых сторон объективной реальности как цвет.

Цвета можно оценивать и сравнивать, для этого используют как субъективные, так и объективные критерии:

  • Субъективно, когда воспринимаемый цвет электромагнитного излучения глазом зависит от его спектрального состава;
  • Объективно — при измерении цвета с целью объективного описания и количественного определения нашего зрительного впечатления от цвета с помощью величин цветовых измерений, что в настоящее время позволяет нам определять цвета численно и передавать информацию о цветах без образца, только с помощью цифр. Принятые эталоны цветов — последовательности монохроматических излучений фиксированной интенсивности, каждому из которых соответствует определённая длина волны электромагнитного колебания. Монохроматические излучения не могут быть разложены ни на какие другие цвета. При разложении белого солнечного света (как эталонного непрерывного спектра) призмой в непрерывный спектр цветов, получаем параметры длин волн в нм: 390—440 — фиолетовый, 440—480 — синий, 480—510 — голубой, 510—550 — зелёный, 550—575 — желто-зелёный, 575—585 — желтый, 585—620 — оранжевый, 630—770 — красный и др., которые служат образцами при использовании в промышленности, полиграфии.

Субъективно воспринимаемый цвет электромагнитного излучения зависит как от его спектрального состава, так и от от психофизиологического состояния человека. На ощущение цвета существенно влияют:

фоновый свет/цвет, его цветовая температура; зрительная адаптация), общая и локальная яркость объектов восприятия (см. дневное, сумеречное и ночное зрение), а также специфические свойства индивидуального глаза (они могут быть нарушены, например, при разных формах дальтонизма. Подробнее см. статьи Психология восприятия цвета, Памятные цвета.

Различают ахроматические цвета (белый, серый, чёрный) и хроматические, а также спектральные и неспектральные (например, пурпурный, хаки, или коричневый цвет).

Неоднозначность понятия цвет[править | править код]

Спектр на экранемонитора (справа добавлен неспектральный пурпурный участок).
Яркость красного, зелёного и синего прямоугольников, под спектром, показывает относительную интенсивность ощущений от каждого из трёх независимых типов рецепторов человеческого зрения — колбочек.

Понятие Цвет имеет 2 смысла: оно может относиться как (субъективно) к психологическому ощущению, вызванному попаданием в глаз света от некого источника или объекта (скажем, оранжевый апельсин), так и быть однозначной (объективной) характеристикой самих источников света («оранжевый свет»).

Поэтому следует заметить, что в тех случаях, когда мы хотим дать цветовую характеристику источников света, некоторых имён цвета, которые мы не способны увидеть визуально, может просто «не существовать». Например, не существует серого, коричневого, бурого света.

Важно, что различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик, идентичное цветовое ощущение у человека, возникающее посредством раздражения зрительных рецепторов глаза (эффект метамерии цвета).

Физиология восприятия цвета[править | править код]

Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека — колбочек. Штриховой линией показана чувствительность палочек — рецепторов ночного зрения. Ось длин волн на графике имеет логарифмический масштаб

Ощущение цвета, как и всё многоступенчатое зрительное восприятие, сложным образом формируется в цепочке: глаз (экстерорецепторы и нейронные сети сетчатки) — зрительные области мозга. Оно возникает в мозге в результате обработки сигналов, возникших в процессах возбуждения и торможения цветочувствительных клеток — колбочек, рецепторов глазной сетчатки человека, как и у других животных. С точки зрения трёхкомпонентной теории считается, что у человека и приматов обнаружены три вида одиноковых колбочек, которые в зависимости от воспринимаемого луча оппонентно отбирается наиболее яркий луч. Работает стстема отбора в виде трёх колбочек, у которых в нужный момент появляется разновидность фотопигмента опсина, вырабатывающий соответствующий сигнал в мозг. Откуда колбочки различаются в данный момент по спектральной чувствительности — ρ (условно «красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно[1]. Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки.

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы от действия трёх цветов, выбранных в качестве базовых, и взятых в необходимой пропорции (интенсивности, или яркости) трёхкомпонентная теория цветного зрения. Установлено, что пресмыкающиеся, птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Некоторые виды животных воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300—380 нм), помимо видимой человеком части спектра. При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки, обеспечивающие ахроматическое, ночное зрение — автоматически отключаются (см. Ретиномоторная реакция фоторецепторов).

Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости её изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других, ситуативных, психологических моментов.

Зрительные области мозга

Физика цвета[править | править код]

Электромагнитное излучение характеризуется его длиной волны (или частоты) и интенсивностью. Когда длина волны света — в пределах видимого его спектра, то в пределах длин волн, приблизительно от 380 нм до 740 нм, человек это воспринимает как «видимый свет».

Цвет, длина волны, частота и энергия света
Цвет λ

нанометры

ν

(1014 Гц)

ν

(106) cm−1

E/eV E/kJ

mol−1

Инфракрасный >1000 <3.00 <1.00 <1.24 <120
Красный 700 4.28 1.43 1.77 171
Оранжевый 620 4.84 1.61 2.00 193
Жёлтый 580 5.17 1.72 2.14 206
Зелёный 530 5.66 1.89 2.34 226
Синий 470 6.38 2.13 2.64 254
Фиолетовый 420 7.14 2.38 2.95 285
Ультрафиолетовый (ближний) 300 10.0 3.33 4.15 400
Ультрафиолетовый (дальний) <200 >15.0 >5.00 >6.20 >598
Непрерывный оптический спектр. Для мониторов с показателем Гамма-коррекции 1.5.

Любой источник света испускает излучение определённого спектрального состава. Спектр источника — распределение его интенсивности во всём диапазоне излучаемых длин волн. Достигая глаза этот спектр воздействует на рецепторы сетчатки, вызывая ощущение цвета. Не существует однозначного соответствия между ощущаемым цветом и спектром вызвавшим это ощущение. Цвет не несёт никакой информации о своём спектральном составе. Например белый цвет можно получить смешиванием бесчисленного количества комбинаций всего двух (противоположных) цветов, а также троек цветов, четвёрок цветов, пятёрок цветов и так до бесконечности. И это касается любого воспринимаемого глазом цвета.

Цвета спектра и основные цвета[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Основные цвета
Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Спектральные цвета

Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и теплый, травяной), но большого распространения она не нашла.

Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов», в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий.

В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.

В 1931 CIE разработала цветовую систему XYZ, называемую также «нормальная цветовая система».

В 1951 г. Энди Мюллер предложил субтрактивную систему CMYK (сине-зелёный, пурпурный, жёлтый, чёрный), которая имела преимущества в полиграфии и цветной фотографии, и потому быстро «прижилась».

Цвет Диапазон длин волн, нм Диапазон частот, ТГц Диапазон энергии фотонов, эВ
Красный 625—740 480—405 1,68—1,98
Оранжевый 590—625 510—480 1,98—2,10
Жёлтый 565—590 530—510 2,10—2,19
Зелёный 500—565 600—530 2,19—2,48
Голубой 485—500 620—600 2,48—2,56
Синий 440—485 680—620 2,56—2,82
Фиолетовый 380—440 790—680 2,82—3,26

Восприятие цвета человеком[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Цветное зрение у человека
Рис. А,Колбочки (палочки), микроскопия

Оценки восприятия цвета у человека исследуются с учетом социально-культурного феномена, имеющего свои особенности в истории разных народов. По мере информационного обмена, различия между восприятием цвета медленно сглаживаются, и происходит «культурное переопыление» идей, обмен понятиями, обогащение эмоциональными ассоциациями.

Некоторые понятия уже прочно вошли в мировую культуру, хотя не всегда это вхождение было единственно возможным или наиболее рациональным.

К таким понятиям принадлежат: основные и дополнительные цвета, первичные (то есть те же «основные») и вторичные цвета, хроматические и ахроматические цвета.

В настоящее время чаще используется концепция восприятия цвета, связанная с трёхкомпонентной теорией цветного зрения. В её основе лежат доказанные принципы, на основе которых сформулировано, что сетчатка (организма, глаза) человека должна содержать минимум три типа фоторецепторов (названные клетками колбочками) с различными спектрами поглощения. При этом все колбочки одинаковые и в зависимомти от падающих на них лучей оппонентно формируют основные три луча спектра RGB c участием видоизменяющегося у них фотопигмента опсина, посылаемые по зрительным нервам в зрительные отделы головного мозга, где происходит обратная связь с экстерорецепторами сетки с отбором наиболее яркого сигнала - луча света.

Механизм восприятия цвета с точки зрения трихроматизма[править | править код]

С точки зрения современных подходов и данных исследований уже не стоит вопрос о восприятии света и цветас позиций трихроматизма. Даже появились источники 2011 года, где ведущие учёные, даже с точки зрения чистой физики пришли, что цветное зрение как чисто субъктивный процесс подчиняется законам чисто физическим.

Уже даже с точки зрения учёного Физика Доктора Huthа в trichromatic (трихроматизм-S,M,L (RGB)) строительстве принимают участие «нано-антенны» сетчатки, где каждый из миллионов индивидуальных легких (световых) диалоговых участков взаимодействует с природой волны света в размерности (примерно лямбда / 2n), которые являются в пределах близкой области легкой волны (видимой световой волны), то есть, имея боковые измерения меньше, чем микрон. На сетчатке эти места соответствуют расстоянию центра-к-центру между фоторецепторами. Это место немедленно смежно с ограниченным электронным местом меньшего кванта измерения миллимикрона, которое служит абсорбирующей массой и обеспечивает электрический сигнал входа для формирования визуального оптического изображения.

Боковое измерение начального легкого принимающего волну места между рецепторами определяет, в пределах антенны, определенная длина волны света, поглощенного на том участке. В сетчатке обнаружены только три, геометрически-определенные длины волны и с ними соответствующий исключительным долгим (длинной длиной электомагнитной волны, например, красного цвета) и коротким (синий цвет) концам (700 и 400 нм) визуальной полосы и, критически, точное геометрически - определённым midband с длиной волны (550 нм) (См. ниже рис.1). Биология, таким образом, использует точную геометрию (физическую велину длины волны в нм), чтобы расшифровать оптическую длину волны.

Присутствие этой закрепленной контрольной точки длины волны поверхности сетчатки глаза было предсказано Эдвином Ландом (его точка опоры) и формирует основание для его цветной теории. Это также несомненно, наконец, объясняет загадку постоянства цветного зрения.

Таким образом, переход от природы волны света к квантованной электронной частице происходит в каждом из миллионов легких участков обнаружения сетчатки.

Начальное взаимодействие света с принимающим волну местом происходит в очень быстрой (фемтосекунда или 10 15 10^{-15} секунды) структуре времени. Поглощенная энергия в этом случае передаётся через более медленный phononic/solitonic механизм через thylakoid мембрану клетки к ограниченному электронному месту смежного кванта. Этот thermalizing механизм обеспечивает краткосрочную функцию памяти (memristor) соединения двух мест, который несомненно позволяет интеграцию времени визуальной информации изображения от квантовой области времени до человеческих пропорций нервной системы.

Как антенны, каждый легкий диалоговый участок на относящейся к сетчатке глаза поверхности, обладает направленными свойствами, то есть, может расшифровать характеристику волны света инцидента.

Доктор Huth предложил в другом месте электронную структуру, которая развилась для достижения этого в этих нано-антеннах. Она доказывает гипотезу, предложенную некоторыми, что процесс преобразования Fourier является врожденным процессом отображения[2].

С точки зрения классической биофизики и биохимии, на основании данных исследований спектры чувствительности пигментов глаза опсины обеспечивают работу экстерорецепторов сетчатки палочек и колбочек в зрительном процессе. Уже доказано (см. Ретиномоторная реакция фоторецепторов), что в условиях дневного освещения (с лучами света с длиной волны более 498нм) работают только колбочки. В условиях сумеречного и ночного освещения работают только палочки. При этом все подходы учёных сходятся на том, что цветное зрение - это принцип трихроматизма работы колбочек. Работы с оппонентным отбором основных лучей спектра: красных, зелёных, синих (нормализованных, наиболее сильных и обозначаемых S-синих, M-зелёных, L-красных) из всего спектра дневного света, падающего на фокальную поверхность сетчатки. См. таблицу.

ЗОНЫ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ RGB
Обозначения основных цветов и фоторецепторов Обозначение фотопигментов (разновидностей опсинов) Диапазон Пиковая длина волны
S-Палочки — максимальный фиолетово-синий; (родопсин) 450-530 нм 498 нм
S-Колбочки, ганглиозные фоторецепторы ipRGC синий; β кон-опсин, меланопсин 400-485 нм 437 нм
M-Колбочкизелёный;, желтовато-зелёный; сине-зелёный; (красный-мало); γ (йодопсин) 455–610 нм 533 нм
L-Колбочкикрасный, желтовато-красный; ρ разновидность йодопсина 480–650 нм 564 нм
Рис.2, Нормализованные спектры чувствительности пигментов сетчатки глаза и их интерпретация трёхкомпонентной гипотезой (три типа колбочек S, М и L типов)[3]

Диапазоны длин волн излучения оппонентно отбираются и формируют (выходные биоэлектрические сигналы) в каждом из (см. рис.2), которые посылаются в мозг. Мозг, воспринимая сигналы световой и цветовой информации от каждого типа экстерорецепторов, в свою очередь участвует при создании оптического изображения в коре головного мозга (с хранением информации в памяти) и с другой стороны в порядке обратной связи взаимодействует с экстерорецепторами сетчатки глаза.

Наличие тех или иных пигментов, например, M,L колбочек приводит к двум самым общим формам дальтонизма. Ген OPN1LW, который закодировал для пигмента, и который отвечает на желтоватый цвет, является очень полиморфным (недавнее исследование Verrelli), а Tishkoff нашел 85 вариантов при исследовании 236 мужчин {полиморфный}[4]. Десять процентов женщин[5] имеют дополнительный тип гена, и таким образом степень видения цвета у них может быть несколько иной[6].

Чувствительность фоторецепторов в период достаточного дневного освещения (дневное зрение) изменяется с изменением длины волны. Границей является длина волны 498нм. Восприятие цвета в зоне слабого освещения является преимущественно черно-белым. Изменения в процессе ослабления освещённости (эффект Пуркинье) приводят к изменению максимума поглощения родопсинa, в зоне приблизительно в 498 нм. С этой же зоны (opsins) экстерорецепторов колбочек с более длинной длиной волны и средней длиной волны — сенсоры цветного зрения (колбочки), активизируются к восприятию волн 555 нм, но формируют ахроматическое ощущение (черно-белое изображение, градации серого цвета)[7]. При этом палочки прекращают работать. Здесь особая роль отводится синей колбочке-S, которая равномерно распределена в периферийной зоне сечатки и расположена среди палочек, которые её окружают, но с ней напрямую не связаны. (См. данные Лаборатория Р.Е.Марка).

Поэтому для того чтобы ощущать цвет, необходимо из спектра освещения выделять главные составляющие RGB, содержащие любые спектральные и неспеккральные лучи, например, синие, зелёные, красные, жёлтые и т.д., которые образуются при разложени. В дневном свете все эти составляющие есть. При ночном освещении — только слабые отражённые лучи солнечного спектра (в видимой области): лучи солнца (отраженные от луны), лучи планет звёздной галактики, что в сумме даёт в основном сине-зелёную область спектра. В итоге мы видим ночью объекты в основном серо-чёрного цвета с голубоватым оттенком.

Днём, когда света достаточно, чувствительность клеток может быть ниже; ночью света мало, чувствительность должна быть максимально достигаемой.

Палочки чувствительны к низким уровням освещения, колбочки, начинают функционировать при сильном освещении. По мере снижения освещения активность колбочек падает и они перестают реагировать на свет. Реакция на свет также может быть различной. Колбочки лучше воспринимают лучи с длиной волны более 498 нм, и наиболее хорошо - 555нм. При этом синие цвета, даже начиная с длины волны 380 нм воспринимают синие колбочки (Булочки-S) экстерорецептора ipRGC, содержащего пигмент меланин, чувствительный к фиолетово-синему спектру лучей. Палочки обеспечивают черно-белое видение, воспринимают также и волны синей части спектра. Наибольшую точность цветного зрения при ярком освещении дает небольшой участок, центральная ямка сетчатки, в которой имеются только колбочки[8].

Основные и дополнительные цвета[править | править код]

Рис.3,Схема спектра основных цветов и их смешения

Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии с «основным цветом». Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Так, к триаде основных цветов Красный-Зелёный-Синий дополнительными являются Голубой-Пурпурный-Жёлтый — цвета. На цветовом круге эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных цветов используют разные наборы «основных цветов».Различные феномены цветового зрения показывают, что зрительное восприятие света, цвета зависит не только от вида воздействующих источников света и цвета и работы фоторецепторов, но также от способа переработки световых сигналов в зрительной системе. Различные участки видимого спектра света кажутся нам по-разному окрашенными, при этом отмечается непрерывное изменение ощущений восприятия цвета при переходе от фиолетового и синего через зеленый и желтый цвета к красному. Одновременно человек может воспринимать цвета, которые не спектральные (отсутствующие в спектре), например, пурпурный цвет, получаемый при смешении красного и синего цветов. Различные физические способы цветового воздействия зрительной системы могут приводить к идентичному восприятию цвета. Например, монохроматический жёлтый цвет не отличается от соответствующей смеси монохроматических зелёного и красного цветов. Или при воздействии на зрительную систему нужным набором цветов RGB («белого» цвета, например, солнечного) на диске, то при его вращении мы увидим диск белого цвета, и выполнив тоже самое, но c набором XYZ — мы увидим чёрный цвет (точнее тёмно-коричневый) (см. рис.3).

Феноменологию цветовосприятия описывают законы цветного зрения, выведенные по результатам психофизических экспериментов. На основе этих законов за период более 200 лет было разработано несколько теорий цветового зрения. Однако приблизительно в последние 25 лет появилась возможность непосредственно проверить эти теории методами электрофизиологии путем регистрации биоэлектрической активности одиночных фоторецепторов зрительной системы, а также расширить область взаимодействия и количество фоторецепторов сетчатки и мозга в цветовосприятии.

Первичные и вторичные цвета[править | править код]

Это разделение основано на синтезе идей многих учёных (Ломоносов — Юнг — Гельмгольц — Геринг). К первичным относят «основные цвета», вторичными — именуют все остальные, которые можно получить при смешивании основных.

Мнемоника для цветов спектра и радуги[править | править код]

  • Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
  • Как Однажды Жак-Звонарь Головою Сшиб Фонарь (вариант: Головой Сломал Фонарь)

Чтобы вспомнить, где в радуге красный — следует читать цвета сверху, снаружи дуги радуги — и далее вниз и внутрь, то есть от красного к фиолетовому.

Ахроматические цвета[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Серая шкала

Оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят парадоксальное название ахроматических цветов (от греч. α- отрицательная частица + χρωμα — цвет, то есть «бесцветных цветов»). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный. Можно заметить, что при максимальном снижении насыщенности, цветовой тон (отношение к определённому цвету спектра) оттенка становится неразличимым.

                                   

Характеристики цвета[править | править код]

Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость):

Яркость[править | править код]

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.

                                   

Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным.

Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия. Так, к примеру синий цвет при соседстве с жёлтым кажется более ярким.

Насыщенность[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Насыщенность (цвет)

Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.

                                   

Светлота[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Светлота (цвет)

Степень близости цвета к белому называют светлотой.

                                   

Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится белым.

Цветовой тон[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Тон (цвет)

Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в красную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

                                   

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.).

Не следует путать субъективное ощущение «теплоты» цвета с его физической характеристикой — цветовой температурой. В частности, тёплые тона имеют более низкую цветовую температуру, а холодные — более высокую.

Параметры цвета в Нелинейной модели цветовосприятия[править | править код]

Рис. 4. Цветокоординатная система нелинейной модели и кривая видности глаза. Кривая, описывает положение спектральных цветов (непрерывного спектра полученного разложением призмой белого солнечного света) на координатной плоскости.

Совершенно другой подход к цветовосприятию и цветоописанию использует нелинейная теория цветового зрения.

Нелинейная теория цветового зрения, в отличии от трёхкомпонентной, не использует биологический принцип формирования параметров цвета. Все параметры цвета в нелинейной модели цветовосприятия — все получаемые световые, видимые сигналы при колориметрии создаются на приборах на базе работы полупроводников (фотодатчиков), обеспечивающих выбранный искусственно принцип закладки координат в системе координаты цветового сигнала в трёхкоординатной системе ЦКС, где условно приняты цветовые координатные системы и цветность, где основой математического описания цвета в координатной системе является экспериментально установленный факт, что любой цвет при соблюдении упомянутых условий можно представить в виде смеси (суммы) определённых количеств трёх линейно независимых цветов RGB, т.е. таких цветов, каждый из которых не может быть представлен в виде суммы двух других смешиваемых цветов. Откуда экспериментальные результаты, которые заклакладывают в основу разработки колориметрической ЦКС (центральной координатной системы), получают искусственно и каждый цвет принимается усредненным наблюдателем; поэтому они не отражают точно свойств цветового зрения любого конкретного наблюдателя, а относятся к т.н. среднему стандартному колориметрическому наблюдателю. Будучи стандартными наблюдателями в определённых неизменных условиях, стандартные результаты смешения цветов и построенные на их основе колориметрические ЦКС описывают фактически лишь с точки зрения физической оценки цвета, не учитывая изменения цветовосприятия глаза при изменении условий наблюдения, интенсивности цвета и др.

Принцип построения графиков и оценка результатов должны не совпадать с графиками цветов, получаемые при работе с живыми фоторецепторами по следующим причинам:

  • Установка принципа "ОН" и "ОФФ" при применении живой клетки не на экстерорецепторе, где нет мембраны с внешними долями, где снимаемые сигналы не могут учесть работу распада фотопигментов, где нет принципа оппонентного отбора сигналов, нет связи с другими фоторецепторами, например, ipRGC ганглиозного слоя и мозгом, а также другими клетками сетчатки и т.д. не может служить аналогом с работой, например, колбочки. И тот вывод, что в данном случае фототранзистор и фоторецептор не чувствуют изменение яркости сигналов и ощущения цвета. Не понятно данное сравнение. С наступлением темноты (с уменьшением яркости, силы сигналов) глаз постепенно перестаёт чувствовать цвет.
  • Что касается принципа детектора отношений, связанного с полосой пропускания сигналов, то природа более красиво это делает. Есть принцип оппонентного отбора сигналов, где участвуют биологические системы, регулирующие и оценивающие распад фотопигментов на принципе заряженных частиц. Они по команде запирают или открывают щель прохождения сигналов в пределах, о которых может мечтать любой исследователь физик. Т.е любой принцип без учёта работы живых клеток не может на выходе сравниться с реальным биологическим процессом цветного зрения.
  • Насчёт хрусталика и роговицы ("линзы" глаза), то здесь вообще биологией выбрана оптическая система, где объектив, фокальная поверхность (сетчатка), фотоприёмники на ней (фоторецепторы) способны менять свои геометрические размеры (поднастраиваться под фокусируемое оптическое изображение) (например, изменение радиуса кривизны хрусталика) и мы видим объектизображение резким и никакие хроматические аберрации нас не волнуют. Здесь всё природой придумано и т.д. Можно продлить анализ работы системы колориметра при построения ЦКП, когда заранее ожидай результаты исследований, которые не совпадут с результатами работ живых клеток, живого глаза. (Не случайно, что диагностика заболеваний сейчас не мыслима без рентгеноскопии, томографии, сити, ультразвуковой диагностики живых клеток, тканей. То же самое происходит при микро-рентгеноскопии живых срезов сетчатки глаза).
  • Можно сделать выводы с учётом вышесказанного, что в цветном зрении работают только колбочки, палочки работают с чёрно-белым цветом. (См. Ретиномоторная реакция фоторецепторов). Согласно основному выводу теории С Ременко — при цветном зрении работают блоки «колбочка+палочка».

Однако, колориметрия цвета имеет прямой смысл для создания каталогов цветов для практических целей, например, применения в полиграфии, в производстве промышленных красок, в живописи и т.д.

При этом на цветокоординатной системе нелинейной модели находятся все возможные цвета и оттенки, которые в природе и не существуют и глаз нигде их не видел (см. рис. 4). Фактически цветокоординатная система нелинейной модели представляет собой всем давно известный «цветовой круг». В центре находится белый цвет, по периметру чёрный. Любые два противоположных (относительно центра координат) цвета равноудалённые от центра, в сумме дадут белый цвет. Яркость — третья координата, перпендикулярная плоскости. Все существующие цвета имеют своё место в этой полусфере. На рисунке сплошной, толстой линией показано положение спектральных цветов (одинаковой яркости) на цветокоординатной системе (ЦКС).

Однако все возможные цвета и оттенки, которые в настоящее время получают методом колориметрии не могут сравниваться с цветом и оттенками, которые формируются в зрительных отделах головного мозга. Те зрительные сигналы , которые получает мозг, вообще, не сопоставимы с сигналами, которые выдаёт колориметр.

Главный вывод нелинейной теории зрения[править | править код]

Главным выводом нелинейной теории зрения является тот, что как показывают данные колориметрии и математического обеспечения при построении ЦКС колбочки работают в зоне красно-зелёных лучей, это ссылки на работу колбочек в центральной ямке сетчатки и что роль отбора синего луча выполняет палочка с фотопигментом родопсином. Т.е. цветное зрение — это работа колбочки+палочки или «двухкомпонентный» принцип цветного зрения. Хотя понятие компонентности принято при отсчёте количества основных цветов, выделяемых фоторецепторами. Например, у некоторых видов обезьян зрение двухкомпонентное поскольку они не видят один из основных трёх цветов, например, синего, или зелёного, т.е. у них колбочка не содержит фотопигмента одного из трёх цветов. В дополнение к тому, что выводы логически могут быть не объективными заложены и вытекают уже из подхода в выборе методов исследований. Не рассматривая живые клетки невозможно получить объективный вывод. Как доказательсво, исследования живых клеток на срезах сетчатки рыб в 2011 году доказали, что в цветном зрении работают толко колбочки, а палочки — в чёрно-белом зрении. (См. Ретиномоторная реакция фоторецепторов).

  • И так: цвет — как физический параметр, оппонентно отобранный и полученный в зрительных отделах головного мозга, оценивается только индивидуально у каждого субъекта. Спектральное же распределение всех цветовых сигналов в ЦКС, cоздаваемое фотоприёмным устройством, например, колориметром, в конечном итоге аттестуется - оценивается и сравнивается среднестатистическим наблюдателем, откуда не совпадение результатов исследований, рассмотренное выше.

Цветность — векторная величина, определяющая спектральное распределение излучения.

Цветовой тон — параметр, определяющий направление вектора цветности.

Ахроматическое излучение — излучение, цветность которого равна нулю.

Противоположные цвета — цвета, векторная сумма цветностей которых равна нулю.

Метамерные цвета — цвета различного спектрального состава, векторы цвета которых равны.

Насыщенность — параметр излучения, определяемый отношением цветности к интегральной яркости излучения.

Нелинейная система измерения цвета — система измерения цвета посредством трёх взаимно независимых физических параметров: яркости излучения и двух функций отношения интенсивностей излучения в различных областях спектра.

Нелинейная цветокоординатная система — прямоугольная трёхмерная координатная система бесконечной протяженности, описывающая параметры всех излучений, воспринимаемых фотоприёмным устройством, например, колориметром, характеристики которого сравниваются с характеристикам глаза среднего на6людателя.

Координаты цвета — совокупность трёх взаимно независимых параметров, определяющих положение вершины вектора цвета.

Яркость — координата Z.

Сравнение 3-х комп. и нелинейной концепций цветного зрения[править | править код]

Тут будет обсуждаться в основном человек, но и опыты на животных также служат материалом для сравнений.

1 Явление или факт 2А Пояснение, с позиции 3-х комп. модели и следствия 2Б Критика этого пояснения: с т.з. нелинейной модели 3А Пояснение с позиции нелинейной модели, её предсказания и следствия 3Б Критика этого пояснения: с т.з. 3-х компонентной модели 4 Обсуждение и сравнение
1. В глазу обнаружено только 3 типа фоторецепторов палочки и колбочки и ганглиозных фоторецепторов ipRGC. 1.2А Доказано, что в глазу существуют палочки и 3-и (или даже 4-ре) типа колбочек (См. Цветное зрение у птиц, Лаборатория Р.Е.Марка, Ретиномоторная реакция фоторецепторов и др.) 1.2Б Ни каких различий между существующими колбочками сетчатки не существует. 1.3А Для цветовосприятия достаточно только одного типа палочек и одного типа колбочек 1.3Б С точки зрения ретиномоторной реакции фоторецепторов колбочки работают в условиях дневного освещения выше 498нм (цветное зрение) и палочки — в условиях сумеречного освещения до 498нм (не цветное зрение), при этом днём только колбочки, вечером — только палочки (граница 498нм). Снимки срезов сетчатки при флюоресцентной микроскопии фиксируют колбочки-S, работающие в синей части спектра свыше 498нм, аналогично палочкам, но в зоне меньше, чем 498нм. Откуда при дневном зрении участвуют только три одинаковые колбочки, которые оппонентно формипуют выходные нормализованные сигналы в мозг S,L,M, т.е. синего, зелёного и красного цветов, при восприятии лучей дневного света как отражённых так и прямых в составе пучка основных лучей RGB - трихроматизмва (Обс.1.4) В глазу обнаружено только 3 типа фоторецепторов палочки и колбочки и ганглиозных фоторецепторов ipRGC.
2. Объяснение механизма различных типов дальтонизма 2.2А Согласно последним данным действующей и расширяющейся трёхкомпонентной теории цветного зрения объясняются дефекты цветовосприятия глаза. На сегодняшний день тщательно описаны три типа цветоаномалии:
1. Первую называют дальтонизмом 1-го рода — протанопия — отсутствие красно-чувствительного пигмента (не работает колбочка-L)
2. Второй тип цветоаномалии принято называть дальтонизмом 2-го рода — дейтеранопия — отсутствие зелёно-чувствительного пигмента (не работает колбочка-M);
3. Третий тип цветоаномалии принято называть — тританопия. При нём одновременно с невозможностью воспринимать синюю часть спектра у человека и отсутствует вообще сумеречное зрение (не работают палочки).
2.2Б Трёхкомпонентные теории в принципе не могут точно описать механизм цветоаномалий глаза 2.3А Отлично описывает механизм всех известных цветоаномалий. Действующая модель глаза, построенная на основе теории, моделирует все известные виды цветоаномалий глаза. 2.3Б Модель глаза, построенная на основе колориметра на основе фотодиодов-фототранзисторов вообще не способна фототрансдукцировать сигнал предметной точки, т.к нет принципа оппонентного отбора цвета с участием фоторецептора ipRGC и мозга на рецепторном уровне (не цветового) с дальнейшим его прохождениемв мозг, где идёт на основе трёх отобранных сигналов S,M,L формирование одного обшего сигнала предметной точки оптического изображения в мозгу. При это мозг работает по типу АЦП как в цифровой фотографии. Т.е. мы у себя создаём аналоговое оптическое изображение в сознании. Данный процесс пока непостижим. Все цвета у нас индиаидуальные, которые можно только сравнить при опросе. С точки зрения нелинейной теории зрения все получаемые цвета никакого отношения к цветам человека не имеют. Их можно только подогнать и сравнить с эталонным среднестстическим цветом при опросе большой группы участвующих людей. (Обс.2.4) См.2.2А
3.Фоточувствительные пигменты сетчатки.

Описаны три типа разновидностей фотопигмента колбочек при цветном зрении Йодопсина: Эритролаб, Хлоролаб и ещё не выделенный фотопигмент Цианолаб, работающих только в условиях дневного освещения. При сумеречном, не цветном зрении работают только палочки, содержащие фотопигмент Родопсин. В ганглиозных клетках сетчатки фоторецепторах ipRGC, участвующих в зрительном процессе, также содержится фотопигмент меланопсин, чувствительный к части спектра фиолетово-синих лучей.

3.2А С точки зрения трихроматизма при цветном зрении работают одинаковые колбочки, выделяющие фоточувствительные пигменты Йодопсина во внешнюю мембрану в зависимост от сфокусированного нанеё луча части спектра: Эритролаб, Хлоролаб и ещё не выделенный фотопигмент Цианолаб. При сумеречном, не цветном зрении работают палочки, содержащие фотопигмент Родопсин. При этом любая колбочка блока из трёх или четырех колбочек реагирует на спроектированный на неё луч предметной точки и в зависимости от отобранного оппонентно более яркого сигнала выдвинутая внешняя мембрана колбочки трансдукцирует этот сигнал в мозг. Например, выделенный оппонентно красный луч предметной точки (из кружка нерезкости) распознаётся выделяющимся фотопигментом эритролабом и далее направляется по своим каналам в мозг. Выделенный сигнал на данном рецепторном уровне не цветной. Трансформированный, а может и усиленный, он попадает в мозг. Аналогично остальные колбочки блока трансформированные зелёный, синий сигналы этой же точки также отправляют в мозг.

На базе трёх преобразованных сигналов в мозгу создаётся один цветной сигнал спроектированной предметной точки. (Примерно это так заимствована схема работы цветной фотографии у глаза). На этапе оппонентного отбора цвета в этом процессе участвуют все возможные сочетания цветов спроектированной конкретной предметной точки на внешнюю мембрану колбочки. Именно три отобранных основных сигналов блока трёх колбочек (не цветных) дают возможность в мозгу синтезировать воспринимаемый цветной сигнал каждой предметной точки уже нашего аналогового оптического изображения. Именно таким образом происходит смешивание любых сочетаний по длинам волн трёх отдельных сигналов в один. Отсюда не может и быть речи о получении конечного сигнала по типу биологической системы получения оптического изображения в мозгу при помощи фотоаппарата, модели глаза (колориметра). Наше сознание, головной мозг, глаз с сетчаткой - это биологическая оптическая система, которую создала природа, она еще не постижима. Человек многое познал, перенял, чтобы помочь при недугах. Например, бионический глаз. И то, что ещё не открыт фотопигмент цианолаб, то это дело времени. А выделенная колбочка-S, вообще подтверждает трёхкомпонентную теорию цветного зрения. (См. Лаборатория Р.Е.Марка).

3.2Б требуется наличие так и не найденного до сих пор пигмента цианолаба. Кроме того спектры поглощения эритролаба и хлоролаба (см.) совершенно не соответствуют основным цветам Поэтому постулирование трёхкомпонентной теории о "смешивании" принципиально не позволяет получить всю гамму видимых глазом оттенков. 3.3А Колбочка с смесью фотопигментов: эритролаб и цианолаб (входят в состав колбочкового пигмента Йодопсин), является нелинейным датчиком однозначно показывающим преобладающее воздействие смеси любых спектров видимого света в форме определённого цвета. Определение цвета происходит путём сравнения (взвешивания) фотоответов эритролаба и цианолаба. 3.3Б Согласно ретиномоторной реакции фоторецепторов только одни колбочки работают при дневном освещении, обеспечивая цветное зрение в условиях освщения лучами части спектра длиной волны более 498 нм, палочки работают отдельно в условиях сумеречного освещения (не цветное зрение) при освщении лучами части спектра длиной волны менее 498 нм. Колбочки работают с выделением разновидностей фотопигмепа Йодопсина во внешней мембране колбочек, палочки работают с содержанием единственного фотопигмента в мембране родопсина. Смотри Ретиномоторная реакция фоторецепторов, Цветное зрение у человека(восстановленные Мигом). (Обс.3.4)
  • Палочки и колбочки совместно участвуют в цветовосприятии при уровне освещения достаточном для различия цвета. В сумерках, в зрении принимают участие только палочки.(С точки зрения нелинейной теории зрения)
  • (3.2А)Известны и описаны три типа фотопигментов внешней мембраны колбочек при цветном зрении Йодопсина, которые работают только в условиях дневного освещения с лучами света части спектра (S,M,L) с длиной волн более 498нм, это пигменты Эритролаб, Хлоролаб и ещё не выделенный фотопигмент Цианолаб. При сумеречном, не цветном зрении известен фотопигмент палочек Родопсин, которые работают только в условиях сумеречного освещения с лучами света части спектра с длиной волнн менее 498нм. (Смотри Ретиномоторная реакция фоторецепторов, Опсины, Цветное зрение у человека,восстановленные Мигом).
4.Опсины Обс.4.2А Пять групп белков-опсинов принимают участие в процессе зрительного восприятия на рецепторном уровне , превращении света в электрохимический сигнал (не цветной), и являются первым этапом (рецепторным) в каскаде зрительной фототрансдукции. В целом эти опсины можно разделить на две группы:

Разновидности опсина Йодопсин содержится в колбочках, которые в зависимости от падающего на их внешнюю мембрану луча предметной точки, выделяют фотопигменты: Эриттролаб(красный цвет), Хлоролвб (зелёный цвет), еще не выделенный Цианолаб (синий цвет). Однако, выделение синего пигмента в колбочках типа цианолаба доказано при микроскопии сетчатки получение изображения колбочки-S синего цвета (его название при выделении может быть разным). Фотопигмент синего цвета есть у колбочек, как и у палочек родопсин (Менее 498нм). Отличие в том, что полочки работают в зоне спектра до 498нм, колбочки — более 498нм, следует полагать, что фотопигмент цианолаб более чувствителен, молоинерционный и обеспечивает колбочкам восприятие цветовых лучей более длинноволновых. (Более 498нм)

4.2Б Нет ни одного доказательства связи, что один опсин всегда соответствует только одному фотопигменту, и в свою очередь тому, что в каждой колбочке содержится только один (свой) пигмент. 4.3А Опсины входят в состав фоточувствительных пигментов (эритролаб, хлоролаб, родопсин). В состав некоторых из существующих фоточувствительных пигментов входит сразу несколько типов опсинов. 4.3Б Опсины входят в состав видоизменяющихся фоточувствительных пигментов , которые нахдятся у каждой колбочки. В зависимости от поглощённого луча, выделяется нужный вид опсина, который этот луч обрабатывает в сигнал для передачи в мозг. Например, синий луч обрабатвается выделяющимся видом опсина, чувствительного к сине-фиолетовому спектру лучей с длиной волны более 498нм. Обс.4.4 См. Опсины (восстановленные Мигом)
5. Эффекты Бетцольда-Эбнея и Бетцольда-Брюкке, Эффект Пуркинье, сумеречное зрение и пр. 5.2А Чтобы разобраться в парадоксах, иллюзиях прежде всего нужен определённый уровень знаний с постановкой задачи и проведением эксперимента замеченного парадоксального события на приборах, позволяющих рассмотреть все участвующие факторы в их динамике. Например, чтобы оценить все парадоксы зритедьной системы нужно исследовать живой глаз и всё, что с ним связано. Что является основой трихроматизма. Вся сложность и состоит в том, что мы не можем пока увидеть, или изучить сознание, которое обобщает созданные двойные оптические изображения в мозгу на рецепторном и нейронном уровнях одновременно или в динамике, каскадом, в виде видео. Именно здесь вступает в силу работа сознания и мозга, которое выносит окончательный иллюзорный вердикт.

Поэтому, чтобы помочь работе мозга, для устранения иллюзий, воздействующую информацию человек разделяет на части, которые он предварительно анализирует с использованием имеющихся методик, средств измерения, например, в метрологии - метра, при поммощи кино - видео. Метром можно замерить длину каждого из двух одновременно полученных изображений в мозгу, выданных для сравнения. (Как в цирке). Это можно оценить,когда мы измерим длину каждого предмета. При видео можно в замедленной форме показать работу каскада событий в динамике, в расчленённой замедленной форме. (Например в спорте, при тренировочном процессе).

Здесь например, можно это проанализировать с точки зрения возможностей зрительного процесса трихроматизма и нелинейной теории цветного зрения. Во-первых, полноценную инфрмацию мы можем получить при дневном освещении, когда работают только колбочи (палочки в это время спрятаны и находятся вне зоны попадония лучей предметных точек). Днём проходит вся наша жизнь в цвете, именно когда выдвинуты как грибы колбочки-S,M,L, которые являются основой выдачи любой полноценной инфомации в мозг.

Откуда, информация любая, в том числе и исследовательская не должна создавать иллюзии. Например, при исследовании зрительного процесса с получением и выдачей не проверенной информации в мозг (например, в современных условиях без применения флюоресцентной микроскопии живой ткани), или с другой стороны — выдачей в мозг многочисленных кривых графиков, полученных при исследовании работы роботов, вместо живого глаза и мозга, при которых не учитывается работа клеток мозга и самое главное, работа с получением информации не совпадающей с имеющейся или отсутствующей для сравнения с объективно имеющейся. Например, получаем парадокс, который мы наблюдаем при создании и попытке внедрения в наше сознание нелинейной теории цветного зрения, где выводится, что в основе цветного зрения работает палочка, вместо колбочки-S. (Хотя доказано, что палочка не участвует в работе зрительной системы при дневном освещении, что может служить примером создания иллюзий в нашем сознании). (См. Ретиномоторная реакция фоторецепторов).

Возьмите нанотехнологию. Здесь иллюзии вообще исключаются. Только на базе современных микроскопов с огромным разрешением научились рассматривать, захватывать и перемещать атомы и молекулы вещества, создавая предсказуемые и непредсказуемые совершенно ранее не типичные физические свойства одного и того же материала.

Применение флюоресцентных микроскопов в исследованиях живой сетчатки, позволяют нам рассмотреть сетчатку со всеми клетками на атомно-молекулярном уровне в режиме стерео. Откуда применяемые методики исследований в трёхкомпоннтной теории цветного зрения исключают выдачу иллюзорной информации в мозг, где для анализа и сравнения всех событий в области цветного и вообще зрения мы получаем объективную информацию, которая не порождает парадоксы и иллюзии в нашем сознании, даёт возможность продвигаться вперёд в изучении существующих не познанных ялений, парадоксов и иллюзий зрительного процесса.

5.2Б Трёхкомпонентная теория даже приблизительно не может дать однозначного объяснения этих эффектов. 5.3А Отлично описывает механизм эффектов. Действующая модель глаза, построенная на основе Н.теории, моделирует перечисленные эффекты и вообще все известные эффекты работы глаза. 5.3Б Обс.5.4 См.5.2А

Табл видов дальтонизма[править | править код]

Эта табл. для обсуждения взята из англо-вики, с сокращениями и частичным переводом. После окончания работы над ней, она может быть введена в статью Дальтонизм. Полезно добавлять в неё более новые научные источники с описанием, новые факты (в т.ч. о распространённости отдельных видов дальтонизма в различных популяциях), чтобы эта табл. действительно стала важной частью статьи о дальтонизме.

Виды дефектов цветного зрения у человека
Мужчины Женщины всего Ссылки
1. Red–green (в общем) 7 to 10% [10][11]
1.1 Red–green (кавказцы) 8% [12]
1.2 Red–green (азиаты) 5% [12]
1.3 Red–green (африканцы) 4% [12]
2. Monochromacy
2.0 Rod monochromacy (dysfunctional, abnormally shaped or no cones) 0.00001% 0.00001% [13]
3. Dichromacy 2.4% 0.03% 1.30% [10][13]
3.1 Protanopia (red deficient: L cone absent) 1% to 1.3% 0.02% [10][13]
3.2 Deuteranopia (green deficient: M cone absent) 1% to 1.2% 0.01% [10][13]
3.3 Tritanopia (blue deficient: S cone absent) 0.001% 0.03% [13]
3. Неполный трихроматизм 6.3% 0.37% [13]
3.1 Protanomaly (red deficient: L cone defect) 1.3% 0.02% [13]
3.2 Deuteranomaly (green deficient: M cone defect) 5.0% 0.35% [13]
3.3 Tritanomaly (blue deficient: S cone defect) 0.01% 0.01% [13]

Из таблицы ясно, отчего некоторые виды дальтонизма, возможные теоретически, не выявлены в клинических исследованиях - их частота пропорциональна произведению вероятностей "выпадения" отдельных типов рецепторов (вероятность одновременного наличия дефективных генов). Alexandrov 14:32, 16 мая 2011 (UTC)--Миг 07:58, 19 мая 2011 (UTC)

Другие цвета, в том числе неспектральные[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Неспектральные цвета

(См. более полный список цветов)

Схема аддитивного смешения цветов с использованием эффекта метамерии.

Смешивание разных цветов, изменение их насыщенности позволяет получить бесконечное количество оттенков.

Цвет Изображение цвета
Чёрный цвет  
Серый цвет  
Серебристый цвет  
Белый цвет  
Золотистый цвет  
Каштановый цвет  
Коричневый цвет  
Бурый цвет  
Шамуа  
Оливковый цвет  
Болотный цвет  
Травяной цвет  
Аква  
Аквамарин  
Бирюзовый цвет  
Розовый цвет  
Малиновый цвет  
Пурпурный цвет  
Пунцовый цвет  
Алый цвет  
Бордовый цвет  
Вишнёвый цвет  
Шоколадный цвет  
Цвет слоновой кости  
Хаки  
Бежевый (беж)  

Колориметрия и воспроизведение цвета[править | править код]

Воспроизведение цветов требует определённых стандартов. Важным элементом системы воспроизведения цветов являются цветовые атласы, в которых систематизированы образцы цвета.

Измерение цвета[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Измерение цвета
Цветовые части света: красный, зелёный, синий регистрируются тремя фотосенсорами

Цвет измеряется с целью объективного его описания и исключеня субъективного зрительного ощущения от цвета с помощью конкретных величин цветовых измерений. В настоящее время при измерении цвета, после оцифровки его характеристик, информация о цвете обрабатывается, передаётся без образца с помощью цифр. Другое важное применение (полиграфия) — измерение цветовых различий между образцом и пробным печатным оттиском для обеспечения качества печати. Измерение цвета является основой для составления нормативных материалов, подбора красок (очень важно при ремонте автомобилей при покраске отдельных мест). Подбор красок на глаз — не оправдан.

Существуют два измерительных метода:

  • Колориметрический метод
  • Спектральный метод

Они определены в стандарте DIN 5033.

Связь цвета и спектральных цветов[править | править код]

Существует несколько Цветовая система и цветовых шкал, удобных для применения в различных отраслях. Для измерения цвета используют колориметры и спектрофотометры.

Диаграмма цветового пространства CIE 1931.

На внешней линии, ограничивающей цветовое пространство, указаны длины волн спектральных (монохроматических) цветов, в нм.

Применение цвета в оформлении, в дизайне, рекламе[править | править код]

Цвет широко применяется, как средство для управления вниманием человека.

Некоторые сочетания цветов рассматриваются, как более благоприятные для восприятия (например, синий + жёлтый), другие — менее приемлемыми (например, красный + зелёный). Психология восприятия цвета объясняет, почему те или иные сочетания способны сильно воздействовать на восприятие и эмоции человека.

Проблемы цветовоспроизведения в полиграфии[править | править код]

Проблемы цветовоспроизведения в кино[править | править код]

Проблемы цветовоспроизведения в телевидении и компьютерной технике[править | править код]

Проблемы создания совместимых цветовых палитр для промышленности[править | править код]

См. также[править | править код]

Общая информация[править | править код]

Цветоведение[править | править код]


Цвет в исторической науке[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970;
  • Вавилов Н. Свет и цвет в природе
  • Гуревич М. М., Цвет и его измерение, М. — Л., 1950;
  • Кустарёв А. К., Колориметрия цветного телевидения, М., 1967;
  • Ивенс Р. М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964:
  • Wyszecki G., Stiles W. S., Color science, N. Y. — L. — Sydney, 1967.
  • Deane B. Judd and Gunter Wyszecki — Color in business, science and industry 1975, ISBN 0-471-45212-

Примечания[править | править код]

  1. Домасев М. В., Гнатюк С. П. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. СПб., Питер, 2009.
  2. Gerald C. Huth, Ph.D. (13 апреля, 2010). "A Modern Explanation for Light Interaction with the Retina of the Eye Based on Nanostructural Geometry: Rethinking the Vision Process". Retrieved 26 мая, 2012.  Check date values in: |date=, |accessdate= (help)
  3. http://en.wikipedia.org/wiki/Color_vision
  4. «Signatures of selection and gene conversion associated with human color vision variation». Am. J. Hum. Genet. —  С. 363-75.о книге
  5. Caulfield HJ (17 апреля, 2006). "«Biological color vision inspires artificial color processing»". SPIE Newsroom. doi:10.1117/2.1200603.0099. Retrieved 11 мая, 2008.  Check date values in: |date=, |accessdate= (help)
  6. «Some women may see 100 million colors, thanks to their genes». — Post-Gazette.com.о книге
  7. «Eye, human.» Encyclopædia Britannica 2006 Ultimate Reference Suite DVD
  8. "Цветное зрение". Retrieved 11 мая, 2008.  Check date values in: |accessdate= (help)
  9. "Род-опсин". Humbio.ru. Retrieved 11 мая, 2008.  Check date values in: |accessdate= (help)
  10. а б в г "Prevalence and Incidence of Color blindness". WrongDiagnosis.com. 2008-06-22. Retrieved 2008-07-10. 
  11. "Color Blindness: More Prevalent Among Males". Hhmi.org. Retrieved 2009-04-16. 
  12. а б в Masataka Okabe, Kei Ito (2008-02-15). "Colorblind Barrier Free". J*Fly. Retrieved 2008-07-10. 
  13. а б в г д е ё ж з Archive.org

Внешние ссылки[править | править код]


На английском языке[править | править код]



Электромагнитный спектр: Цветоведение Психология восприятия цвета Цветовые характеристики Физико-химия цвета
Список цветов Цветовой миксер Имя цвета Яркость Хромофор
Спектральные цвета Смешение цветов Основные цвета Цветовая яркость Батохромный сдвиг
Справка:Цвета в HTML-коде Колеровка Дополнительные цвета Цветовая температура Гипсохромный сдвиг
Спектральная плотность излучения Цвета в Web Метамерия Теория цвета
Глубина цвета Атлас цветов
  1. перенаправление шаблон:цвета радуги
Web colors black silver grey white red maroon purple fuchsia green lime olive yellow orange blue navy teal aqua