Эрнест Хемингуэй

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Хемингуэй»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эрнест Хемингуэй
Ernest Hemingway
200px
Имя при рождении: Эрнест Миллер Хемингуэй
Дата рождения: 21 июля 1899
Место рождения: Оук-Парк (Иллинойс), США
Дата смерти: 2 июля 1961
Место смерти: Кетчум (Айдахо), США
Гражданство: США
В запросе есть пустое условие.
Род деятельности: прозаик,
публицист
Годы творчества: 19171961
Направление: модернизм
Премии Пулитцеровская (1953), Нобелевская (1954)
Произведения на сайте Lib.ru
УДК 92

Эрнест Миллер Хемингуэй (англ. Ernest Miller Hemingway) (18991961) американский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1954).

Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, сильно повлиял на американскую и британскую литературу ХХ столетия.

Детство и юность[править | править код]

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго — городке Оук-Парк, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, был врачом, а мать, Грейс Холл, посвятила жизнь воспитанию детей. Эрнест был старшим сыном в семье, где кроме него еще было 5 братьев и сестер. Любимыми занятиями в детстве являлись чтение книг, рыбалка и охота, любовь к которым Хемингуэю привил отец. Через много лет, детские впечатления и переживания будут переданы в рассказах о Нике Адамсе — alter ego Эрнеста. Будучи от природы здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом.

Литературное призвание проявилось ещё в школьные годы, где он дебютировал в небольшой школьной газете. В основном это репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. Все эти первые литературные опыты давались Эрнесту без особого труда. И уже в те годы он твердо решил стать писателем. Первые рассказы были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль» в 1916 году. Сначала «Суд Маниту» — мальчишеское сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором. А в следующем номере Эрнест напечатал новый рассказ «Все дело в цвете кожи» — о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса.[1]

Летом 1916 года, после школьных занятий Эрнест, стремясь завоевать независимость от родителей, отправляется с приятелем в самостоятельное путешествие в Северный Мичиган. Там он переживает массу впечатлений, которые позднее войдут во многие произведения писателя.

После этого лета появился рассказ: «Сепи Жинган» — об охотнике из племени оджибуэев, рассказывающем о кровной мести. Эти первые рассказы Эрнеста имели немалый успех среди школьников.

После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету «Star». Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Работать пришлось полицейским репортером — Эрнест знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наемными убийцами, бывал на пожарах и происшествиях.

Первая мировая война[править | править код]

Хемингуэй в военной форме, 1918 год.

Хемингуэй очень хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему отказывали. Но он все-таки сумел попасть на Первую мировую войну в Италию, устроившись шофером Красного Креста. Сначала Эрнест попал в тыл и работал водителем в городах Милан и Шио, но желание попасть на передовую было настолько сильным, что он, узнав об активных боевых действиях на реке Пьаве, добровольно перевелся туда.

Он каждый день искал повод оказаться на передовой, что доставлял продукты солдатам прямо в окопы. Эрнест быстро сдружился с итальянскими офицерами солдатами, которые называли его «Маленький Американо» за возраст.

8 июля 1918 года он был ранен на австро-итальянском фронте, под Фоссальто ди Пьяве. В его теле оказалось более 200 осколков от мины, а коленная чашечка прострелена пулей. В госпитале Эрнест влюбился в медсестру Агнесс фон Куровски. Эти самые яркие впечатления юности Хемингуэй никогда не забывал.

В январе 1919 года, Эрнест вернулся в США героем — о нем писали все центральные газеты как о первом американце, раненном на итальянском фронте. Король Италии наградил его серебряной медалью «За доблесть» и «Военным крестом».

Париж и первый писательский успех[править | править код]

После войны Эрнест Хемингуэй возобновил литературные эксперименты, работая журналистом в Чикаго и Торонто. Тогда же он женился на своей первой жене — Хедли Ричардсон. В 1921 году Эрнест отправляется корреспондентом в Париж от газеты «Toronto Star», на условиях полной самостоятельности при выборе материала для работы.

Они с женой много гуляли по городу, знакомились с такими литературными корифеями, как Ф. С. Фитцджеральд, Г. Стейн и Эзра Паунд, которые очень хорошо отзывались о способностях молодого Эрнеста.

Послевоенные годы Хемингуэй посвятил полностью литературе. И хотя основным его местом жительства был Париж, однако он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1922 году он выезжает на Генуэзскую конференцию, на Ближний Восток к театру греко-турецких военных действий и присутствует на Лозаннской конференции. Эпизоды греко-турецкой войны с жестокими деталями описаны в первой книге писателя «В наше время» — сборник миниатюр, напоминающих стихотворения в прозе. А первый настоящий писательский успех пришёл к Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет «И восходит солнце (Фиеста)» — пессимистичного, но в то же время блистательного романа о «потерянном поколении» американцев, живших во Франции и Испании 1920-х годов.

Хемингуэй за работой, 30-е годы.

Решение «писать простую честную прозу» определяло позицию начинающего Хемингуэя. После пережитой исторической катастрофы делом писателя было предельно объективное свидетельство о случившемся и правдивости слова.

В 1927 году у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 году — «Победитель ничего не получает». Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов. Среди них особенно известны «Убийцы», «Недолгое счастье Френсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро».

И все же большинству Хемингуэй памятен романом «Прощай, оружие» 1929, — историей несчастной любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой Мировой войны. Книга имела в Америке небывалый успех — распродаже не повредил даже экономический кризис.

В 1928 году у Хемингуэя рождается первый сын, а через несколько месяцев, отец писателя — Кларенс, кончает жизнь самоубийством.

Флорида — Африка — Испания[править | править код]

В начале 1930 года Хемингуэй вернулся в США и поселился в городке Ки-Уэст, Флорида. Здесь он ловит крупную рыбу, путешествует на своей яхте к Багамским островам, Кубе, и пишет новые рассказы.

Любовь Хемингуэя к Испании и корриде была выражена в романе «Смерть после полудня» (1932), в которой коррида описана как акт высшего испытания мужества, когда гибелью может закончиться каждое вторжение на «территорию быка».

Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге «Зеленые холмы Африки», 1935. Годы Великой депрессии описаны в романе «Иметь и не иметь», 1937.

Хемингуэй тяжело переживал Гражданскую войну в Испании в середине 1930-х годов. Он даже организовал сбор пожертвований в пользу республиканцев, боровшихся с генералом Франко. Впечатления от войны нашли отражение в другом известном романе — «По ком звонит колокол», 1940. Этот роман многие критики рассматривают как лучшую работу писателя. В нем сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и непоколебимая вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.[2]

Во время осады Мадрида фашистами Хемингуэй находится в его центре — отеле «Флорида», который на время стал штабом интернационалистов и клубом корреспондентов. Во время бомбежек и артобстрела, была написана единственная пьеса — «Пятая колонна», (1937) — о работе контрразведки.

Вторая мировая война[править | править код]

Письменный стол писателя в Ки-Уэсте

Дело в том, что военная тема была одной из самых любимых в творчестве Хемингуэя. С началом Второй мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента. А перед этим в 19411943 годах Эрнест организовывает контрразведку против фашистских шпионов на Кубе и охотится на своем катере «Пилар» за немецкими подводными лодками в Карибском море.[3]

В 1944 году Хемингуэй участвует в боевых полетах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. А во время высадки союзников в Нормандии добивается разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест стает во главе отряда французских партизан численностью коло 200 человек и участвует в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, участвует в прорыве «линии Зигфрида», часто оказывается на передовой впереди основных войск.

Последние годы[править | править код]

После войны писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 году в Африке попал в серьёзную авиакатастрофу.

Эрнест Хемингуэй, 1950 год.

В том же году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за роман «Старик и море», 1952. Книга говорит о героическом и обреченном противостоянии силам, о человеке, который одинок в мире, где ему остается рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно нравственные ценности, скупой психологический рисунок.[4]

Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году. В том же году Хемингуэй начинает работу над автобиографической книгой о Париже 20-х годов — «Праздник, который всегда с тобой», которая выйдет только после смерти писателя.

В 1960 году Хемингуэй покинул остров и возвратился в США, Кетчум (штат Айдахо).

Последние годы жизни Эрнест Хемингуэй тяжело болел и плохо видел, много времени проводил в клиниках. При этом ему не давали покоя ощущение неспособности продолжать активную писательскую жизнь и творческий кризис. 2 июля 1961 года в своем доме в Кетчуме, после возращения из больницы, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.

Библиография[править | править код]

  • Весенние ручьи (The torrents of spring) — 1920
  • В наше время — 1924
    • Индейский поселок
    • Доктор и его жена
    • Дома
    • На Биг-Ривер
  • И восходит солнце (Фиеста) — 1926
  • Мужчины без женщин — 1927
    • В чужой стране
    • Непобежденный
    • Убийцы
  • Прощай, оружие — 1929
  • Смерть после полудня — 1932
  • Победитель ничего не получает — 1933
    • Там, где чисто, светло
  • Зеленые холмы Африки — 1935
  • Иметь или не иметь — 1937
  • Пятая колонна — 1938
    • Мотылек и танк
    • Разоблачение
    • Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера
    • Снега Килиманджаро
  • По ком звонит колокол — 1940
  • Там за рекой в тени деревьев — 1950
  • Старик и море — 1952 (Пулитцеровская премия)
  • Праздник, который всегда с тобой — 1954
  • Опасное лето — 1960
  • Книги, вышедшие после смерти писателя:
    • Острова в океане
    • Райский сад
    • Лев мисс Мэри

Известные цитаты и фразы[править | править код]

  • Устаревают не только ответы, но и вопросы.
  • Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.
  • Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия.
  • Каждый человек рождается для какого-то дела.
  • Вся американская литература вышла из «Гекльберри Финна».
  • Человек один не может…Все равно человек один не может ни черта.
  • Впереди пятьдесят лет необъявленных войн, и я подписал договор на весь срок.
  • Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Примечания[править | править код]

  1. Грибанов Б. Т. Эрнест Хемингуэй. М., «Молодая гвардия», 1971.
  2. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. М., 1966
  3. Маянц З., Человек один не может. «Просвещение», 1966.
  4. Литературная история США. М., 1979. Т. 3.

Ссылки[править | править код]