Храм Христа Спасителя

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Храм Христа Спасителя

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова)
Храм Христа Спасителя (вид с восточной стороны)
Основатель:
Александр I
Дата освящения:
26 мая (7 июня) 1883 и 19 августа 2000
Посвящение:
Рождество Христово
Деноминация:
Русская Православная Церковь
Статус:
действующий

Архитектура:

Архитектор:
Константин Тон
Стиль:
Русско-византийский стиль
Дата возведения:
1860
Дата перестройки:
1999
Вместимость:
10 000 чел.
Высота:
103 м
Дата закрытия:
1929
Дата разрушения:
5 декабря 1931

Администрация:

Епархия:
Московская епархия


Настоятель:
Патриарх Кирилл

Адрес:

Страна:
Россия Россия
Город:
Москва
Метро:
Кропоткинская
Координаты:
55° 44' 40 " N, 37° 36' 20" E
Храм Христа Спасителя (вид с южной стороны)

Храм Христа́ Спаси́теля в Москве (официальное название: Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова); обиходная аббревиатура-акроним: ХХС — хэхээ́с) — кафедральный храм Русской Православной Церкви в Москве, первоначально построенный по проекту архитектора Константина Тона, в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели»[1]

Храм расположен в центре Москвы недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Первоначальное здание строилось почти 44 года; освящено 7 июня 1883. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 1990-е; верхний храм освящён 19 августа 2000.

Архитектура и убранство храма[править | править код]

Храм является самым большим из соборов Русской Православной Церкви. Он рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 метров шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра (на 1,5 метра выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Предистория[править | править код]

В 1514 перенесён Алексеевский монастырь (основатель св. Алексей, митрополит московской) с Остоженки в Белый город вблизи каменного моста у Кремля, на урочище Четорье на берегу Москвы-реки. Ныне на этом месте размещается храм Христа Спасителя[2].

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря 1812, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проект[править | править код]

12 октября 1817, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны[3].

Второй реализованный проект[править | править код]

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго[4][5].

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября 1839 и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей[6] Свод большого купола закончен в 1849; в 1860 были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Жизнь храма[править | править код]

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

С 1922 Храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина вплоть до закрытия в 1929.

Разрушение[править | править код]

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясенных свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 90-х годов. Среди москвичей ходила поговоркa: «был храм, потом — хлам, а теперь — срам», говорили также: «от храма осталось одно мокрое место».

Восстановление[править | править код]

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 начато его строительство. Проект восстановления Храма подготовил реставратор Алексей Денисов. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, хотя в новое время оно уже не имело под собой той же глубокой религиозной, исторической и духовной идеи, которая движила его строителями полтора века тому назад, и было окружено немалыми спорами, протестами и даже обвинениями властей в коррупции и слухами о политических играх с крупными ставками. Однако в конечном итоге само строительство было хорошо организовано совместными усилиями властей и церкви, и прошло ударными темпами. В то же время автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились бронзовые композиции, не свойственные православным храмам. Роспись интерьеров Храма была проведена протектируемыми Церетели художниками; их ценность также спорна.

6/19 августа 1996, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 новый храм Христа Спасителя был сооружен как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999, в канун 2000-летия Рождества Христова, верхний Храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

19 августа 2000 состоялось великое освящение Храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в Храме состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

  • В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые (при производстве этих работ опрокинулся кран Liebherr[7]), что совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона.

Современная история Храма[править | править код]

В 2004 в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей.

24-25 апреля 2007 года в Храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом Храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 1997 писатель Владимир Солоухин.

17 мая 2007 года в Храме был подписан Акт о каноническом единстве РПЦЗ и РПЦ.

Нынешний статус[править | править код]

Весь комплекс Храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некотрых коммерческих компонентов комплекса.

В храме действует музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению ХХС было объявлено о передаче Храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей ХХС.

Образ храма в культуре[править | править код]

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм.

Интересные факты[8][править | править код]

  • В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.
  • В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну — Александру III, в правление которого освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял 6 лет: в 1918 году он разрушен большевиками. Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения храма Христа Спасителя в 1931 году.
  • Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).

Литература[править | править код]

  1. Православный церковный календарь 1999: Издательство Московской Патриархии, 1988, стр. 2 — 5

Примечания[править | править код]

Официальный сайт храма[править | править код]

Храм поддерживает достаточно информативный официальный сайт, расположенный по адресу: http://www.xxc.ru.

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]