Elite

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Elite — компьютерная игра, космический симулятор с элементами экономической стратегии, изначально была выпущена Acornsoft в 1984 году для компьютеров BBC Micro и Acorn Electron, после чего была портирована на многие другие машины. Большая часть портов вышла под торговой маркой Firebird.

Название игры отражает одну из целей игрока — достичь высшего боевого рейтинга Elite, начав с Harmless и пройдя через ступени Mostly Harmless, Poor, Average, Above Average, Competent, Dangerous, Deadly.

Считается, что игра «Elite» открыла целый новый жанр игр — космических симуляторов с элементами торговли (англ. space trading). Игры этого жанра сочетают космические битвы с системой перевозки по принципу «покупай дёшево, продавай дорого», причём выигрыш от продажи используется для улучшения космического корабля.

Оригинальная версия игры[править | править код]

Файл:Ian Bell and David Braben.jpg
Ян Белл и Дэвид Брэбен
Файл:Elite Plus PC version cover.jpg
Обложка Elite+ для PC

Первая версия игры была разработана студентами Кэмбриджского университета Дэвидом Брэбеном (David Braben) и Яном Беллом (Ian Bell). Разработка началась в 1982 году, и в 1984 были завершены две версии игры для компьютера BBC Micro: для базового варианта компьютера (на ленте) и для BBC Micro с диском. Версия для ленты умещалась всего в 22 Кб свободной памяти; компьютер с диском имел немного больше памяти, что позволило вместить несколько секретных миссий и больший набор кораблей. Игра была портирована на Acorn Electron и в сентябре 1984 года игра вышла под маркой Acornsoft сразу в трёх вариантах.

Позже были выпущены порты для ZX Spectrum (1985), Commodore 64 (1985), Apple II (1986), Amstrad CPC (1986), Atari ST (1988), Amiga (1988) и MSX (1988).
Существует две официальных версии игры для IBM PC: Elite (EGA-версия, 1987) и Elite Plus (VGA-версия, 1991).
«Elite» для PAL-версии NES вышла в Европе в 1991 году. По-видимому, вариант для NTSC-версии NES не выпускался.

Игра предоставляет для изучения восемь галактик, с 2 тыс. звёзд в каждой. Игрок, изначально под именем Commander Jameson, начинает игру на орбитальной станции планеты Lave, имея на руках всего 100 кредитов и легко вооружённый корабль Кобра Марк III. Большинство из кораблей получили свои имена от змей либо других рептилий. Заработать деньги (здесь они называются кредитами) можно различными способами: с помощью торговли, пиратства, военных миссий, разработки астероидов либо в качестве наёмного убийцы. Полученные деньги игрок может использовать для улучшения корабля — приобретения лучшего оружия, защиты, увеличения места под груз и т. п.

Путешествия между планетами ограничены объёмом топливного бака корабля (на 7 световых лет). Дозаправиться можно на орбитальной станции в любой системе, но причаливание к станции — непростая задача: нужно точно попасть в причальное окно и согласовать вращение корабля с вращением станции (в версии для ZX Spectrum была случайно обнаружена такая ошибка - если совершить гиперпрыжок во время входа в орбитальную станцию, то при выходе из него сразу же попадаешь внутрь орбитальной станции в той галактике, куда перепрыгнул. Это давало возможность быстро обогащаться). При наличии особого оборудования (Fuel Scoop), можно заправляться непосредственно от звезды, правда подвергаясь при этом опасности в области высокой температуры. Обмен товарами возможен только на станциях. Других галактик можно достичь, докупив для корабля специальное и крайне дорогое оборудование (galactic hyperspace), которое используется только на один прыжок.

«Elite» стала одной из первых игр, использовавших проволочную трёхмерную графику. Другим нововведением было включение в поставку игры фантастической новеллы Роберта Холдстока (Robert Holdstock) «Тёмное колесо» (The Dark Wheel), вводившей игрока в суть игры. Из новеллы игрок узнаёт о загадочной смерти отца главного героя, о том как герой получает свой корабль, и о затерянной планете Raxxla, поиск которой является одной из целей игры.

Свободная модель игры и революционная трёхмерная графика послужили причинами огромного успеха игры (по некоторым оценкам, версия для BBC Micro была продана для 2/3 из всех использовавшихся компьютеров), портирования её на все домашние компьютеры того времени и появления множества сиквелов и клонов. Даже сейчас, спустя 20 лет после выпуска игры, «Elite» часто используется в качестве образца при оценке новых игр этого жанра. Часто можно слышать мнение, что все остальные игры этого жанра подражали «Elite», но так и не смогли его превзойти; хотя это и можно назвать преувеличением, но, в любом случае, «Elite» — один из наиболее оригинальных и успешных космических симуляторов для персональных компьютеров.

Программисты и любители игры со всего мира до сих пор восхищаются, как целую Вселенную и столько приключений можно было уместить в файле такого минимального размера. Игры серии «Elite» до сих пор считаются вершиной искусства программирования игр на ассемблере.

Продолжения[править | править код]

Файл:Frontier Elite 2 box cover.jpg
Обложка Frontier: Elite 2

Два официальных продолжения игры назывались Frontier: Elite 2 (1993) и Frontier: First Encounters (1995, также известна как Elite 3), обе игры были разработаны компанией Frontier Developments, созданной Брэбеном; Белл в создании сиквелов уже не участвовал. Игры вышли в версиях для Commodore Amiga, Atari ST и IBM PC. Обе версии были значительным улучшением оригинальной игры: вместо проволочной графики использовались поверхности, появились «миссии» и более сложная экономика. Игрок уже не был ограничен орбитальными станциями — появилась возможность посадки на планеты. Количество кораблей было значительно расширено.

Однако, обе эти игры имели ряд серьёзных недостатков. Система защиты была заметно менее удобна, даже ещё менее удобна, чем печально известное устройство Lenslok, применявшееся для защиты оригинальной версии игры для ZX Spectrum. Обе игры содержали множество ошибок, в особенности — «First Encounters», выпущенная в свет в незаконченном состоянии; это стало причиной трёхлетней судебной тяжбы между издателем игры (Gametek) и Брэбеном.

«First Encounters» не полностью совместим с современными версиями Windows, но его можно запускать с помощью модификации «JJFFE», созданной Джоном Джордоном [1].

Новый сиквел, Elite 4, в настоящее время находится в разработке. Многие поклонники серии «Elite» считают, что «Elite 4» уже никогда не будет выпущена либо выпуск задержится на очень большой срок.

Портированные версии и клоны[править | править код]

Вариант оригинальной «Elite» для BBC Micro, со множеством улучшений, был изначально назван Elite III, но сейчас он известен под названием Elite A, с тем чтобы избежать путаницы. Эта версия была разработана Angus Duggan в 1990-х, с использованием обратной разработки кода (англ. reverse engineering) коммерческой версии для процессора 6502. Было добавлено множество новых типов кораблей, больше кораблей доступных для игрока, миссии по перевозке грузов, некоторое дополнительное оборудование, а также ряд изменений самого процесса игры.

Порт для компьютера Acorn Archimedes под названием Archimedes Elite (1991), написанный Warren Burch и Clive Gringras, широко известен как лучший вариант оригинальной игры. Искусственный интеллект оппонентов в этой игре гораздо выше, они могут сражаться друг с другом и с полицией, которая здесь действительно занимается тем что охраняет закон. Игрок уже не является центром игрового мира; грузовые суда с конвоем следуют по своим делам, группы пиратов патрулируют свои системы в поисках добычи; можно увидеть горнодобывающие корабли, занятые разработкой астероидов, полицейских, буксирующих брошенные корабли…

Многие другие попытки разработки клонов завершились неудачно. Elite: The New Kind была разработана Christian Pinder на основе кода, полученного обратной разработкой оригинальной версии «Elite» для компьютера BBC Micro, но эту разработку пришлось прекратить, после того как от Дэвида Брэбена поступили претензии по авторскому праву. Другой амбициозный проект, Elite Platinum, был остановлен незадолго до завершения. Elite Legacy, попытка написать клон «Elite» на современном 3D движке, был заброшен по причине ухода автора в фирму по разработке компьютерных игр. Однако, далеко не все попытки были неудачными.

В России широко известна Новосибирская Elite (так же известная под именами Elite II, Кладовская Elite, и ее дисковый вариант - Elite III) — улучшенная версия оригинальной игры для ZX Spectrum, разработанная новосибирским программистом Владимиром Кладовым. Как и в Archimedes Elite, игрок не является центром игрового мира: группы кораблей могут сражаться друг с другом, на помощь одной из групп может прилететь полиция, игрок может наблюдать за боем со стороны, принять любую сторону, или сражаться против всех.

Oolite — реинкарнация «Elite» на платформе Mac OS X с использованием OpenGL — успешно завершена, в настоящее время портирована на платформы GNU/Linux, FreeBSD и SGI IRIX. Отличительная особенность - наличие OXP (Oolite eXpansion Pack) - свободных расширений и дополнений (миссии, корабли) независимых разработчиков. Официальный сайт Oolite

Для мобильных устройств также существуют реализации «Elite»: Void и Elite for Palm OS (разработка этой freeware-версии прекращена в связи с проблемами с авторским правом) для Palm OS, Pocket PC Elite для Windows Mobile.

Игру с открытым исходным кодом Vega Strike можно считать эволюционным наследником «Elite». Более того, круг замыкается: в разработке находится модификация Elite для Vega Strike.

Игры по мотивам Elite[править | править код]

Снимки экрана[править | править код]

Elite на BBC Micro B
Elite на BBC Master 128
Elite на Amiga
Elite+ на IBM PC
Frontier: Elite 2 на IBM PC
Frontier: First Encounters
Elite на Acorn Archimedes
Elite на NES
Void на Palm OS
Pocket PC Elite
«Новосибирская» Elite
JavaElite
Oolite на Linux
Vega Strike, Elite mod

Интересные факты[править | править код]

  • С первого взгляда радар Elite кажется непонятным и неинтуитивным. Но если понять метафору радара (на плоской пластине на «стебельках» располагаются корабли; основание стебелька указывает на координаты x и y, длина символизирует z-координату), он окажется простым и очевидным.
  • В Elite+ появилась ещё одна, девятая галактика и новый боевой ранг — Archangel. «Архангела» можно получить, выполнив особую миссию по уничтожению орбитальной базы в системе, захваченой Таргоидами.
  • Фанаты игры в поисках планеты Raxxla изучили код игры и определили, что в генераторе названий планет используются двухбуквенные слоги, причём слог XX в нём отсутствовал. Позднее в своём интервью, Белл подтвердил, что планеты Raxxla не было в оригинальной версии игры. Однако и это не остановило слухи о её существовании. Один из таких слухов гласил о том, что под символом XX были зашифрованы неизвестные буквы. Игроки даже нашли в четвёртой галактике планету Rainla, подходящую под этот шаблон.
  • Игра была окружена и множеством других легенд. В число наиболее популярных вошли корабли поколений и огромные космические заводы. Некоторые из этих идей нашли своё воплощение в продолжениях и клонах.
  • Создатели игры, Белл и Брэбен были уже давно не в лучших отношениях друг с другом, с тех пор как прекращена разработка Elite 2. В 1999—2000 гг. их отношения даже переходили в открытую конфронтацию, после того как Белл решил выпустить все версии «Elite» для свободного распространения. Спорщики так и остались каждый при своём мнении, и сейчас многие версии Elite, в том числе — версии Брэбена, можно найти на сайте Яна Белла.
  • Для некоторых версий игры было подсчитано количество «побед», которое нужно одержать, чтобы достичь более высокого ранга. Так, в BBC-версии, для Mostly Harmless нужно убить всего 2-х врагов, для Poor — 8, Average — 24, Above Average — 44, Competent — 130 и 512 для достижения Dangerous. Для последних двух уровней нужно намного больше побед: 2560 для Deadly и 6400 для Elite. Не-BBC клоны использовали свои системы подсчёта.
  • Последовательность автоматического причаливания к станции в PC-версии игры заимствована из фильма «Космическая одиссея 2001». Совпадает даже музыка — вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Единственное отличие — это облик самой станции. В сиквеле «Frontier: Elite 2» и это различие было устранено.
  • Понятия Harmless и Mostly Harmless (Безвредный и Почти безвредный) были заимствованы из эпического цикла «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса.
  • Компьютерная игра «Звёздное наследие» для Spectrum (1995) написана под влиянием Elite и описывает приключения командира звездолёта, который совершил вынужденную посадку на планете Raxxla. В конце 2005 года вышел её римейк для Windows «Звёздное наследие 1: Чёрная кобра».

Ссылки[править | править код]

  • Frontier Developments Ltd(англ.) — компания Дэвида Брэбена
  • Ian Bell's Elite pages(англ.) — страница, посвященная «Elite», на сайте Белла
  • Elite Club(англ.) — условно-бесплатные версии Frontier: Elite II и Frontier: First Encounters
  • Frontier News(англ.) — новостная лента
  • EliteWiki(англ.) содержит информацию как о классической «Elite», так и о современных продолжениях

Продолжения и клоны[править | править код]

Русскоязычные источники[править | править код]

Первоисточник этой статьи был признан «избранной статьёй» в русском разделе Википедии