ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА
Одно и то же явление можно назвать по разному — в зависимости от угла зрения.
Можно сказать "гражданский министр обороны", а можно —"чекист в кресле
министра обороны", а можно еще и по-третьему - "политический министр обороны",
а почему бы и вообще не по-старомодному: "слуга царю, отец солдатам..." В
зависимости от формулировки смысл явления будет меняться.
С министром обороны России Сергеем Ивановым дело обстоит именно так. В
зависимости от того, какую из вышеприведенных дефиниций ему дать, он будет
восприниматься как "хороший", "плохой", "провальный", "никакой"...
"Гражданский министр обороны" — затея в России, по меньшей мере, странная.
Этих удивительных персонажей изобрели в недрах европейско-американской
демократии с единственной целью — уберечь военных от передряг в связи с
непрерывной партийной свистопляской, приводящей к тому, что правительственный
курс и политика меняются чуть ли не раз в четыре года. Представим себе, что
было бы, если бы каждое вновь пришедшее к власти демократическое правительство
назначало новых руководителей оборонной политики из гражданских. Каждые
несколько лет (а если, как во Франции до второй половины ХХ века, иметь полную
парламентскую демократию, то и каждые несколько месяцев) разжаловались бы,
отставлялись и назначались десятки генералов. Сколько-нибудь долго этого
безобразия никто бы не выдержал, а армия была бы недееспособна. Для этого и
были разделены функции министерства обороны (военно-административного
ведомства, находящегося в руках политиков) и собственно структур военного
управления — Генерального штаба, Главного Командования и т.д., которыми
заведуют генералы и только генералы.
В России никогда такого разделения не было, поскольку армия с властью
сопряжена была напрямую, а власть менялась не так уж и часто. Нынешние власти
также устраивать министерскую кувыркколлегию не склонны, даже при Ельцине
хозяева кабинета на Арбатской площади менялись куда реже, чем прочие министры.
И сохранять независимость военных от власти при помощи назначения гражданского
министра обороны никто не намеревался. Цель была прямо противоположная —
поставить генералов под контроль, внедрить в замкнутую кастовую военную
структуру нового человека с незамыленным взглядом и без "порочащих"
корпоративных связей...
"Гражданский министр обороны" был бы мечтой начгенштаба Квашнина, который без
проблем сосредоточил бы всю военную власть в своих руках и даже, наверное, не
очень стремился бы занять министерское кресло. Коль скоро министр ничем в
армии уже не управляет, он осуществляет внешнее "общее руководство" и держит
политическую линию. Однако Иванова поставили не "гражданским": его, запасного
генерала-чекиста, поставили на маршальское место, причем для разруливания
борьбы генеральских партий, фракций и группировок. Поэтому, вне зависимости от
своего желания, Сергей Иванов обречен быть плохим "первым гражданским
министром обороны", потому как его роль данному лейблу не очень соответствует.
Он должен управлять министерством, которое сохранилось с советских времен. Ни
у кого нет политической воли всерьез перетряхивать его. Трудно сказать, что
вообще может заставить эту военно-административную среду измениться —
наверное, только большая война или чистка ежовскими методами.
Не очень годится Иванов и на роль министра-реформатора. Он хоть и "сам писал"
концепцию (какую уже по счету) военной реформы, но отнюдь не обладает ни
пафосом, ни энергией Дмитрия Милютина, реформировавшего русскую армию полтора
века назад, после поражения в Крымской войне. Не говоря уж о Петре Первом.
Иванов, возможно, реформу и "написал", но не он ее выдумал. Эта реформа
состоит из попыток уложиться в военный бюджет и что-то исправить — попыток,
поделенных на опасение окончательно загубить хотя бы то немногое, что осталось
работающего от Советской Армии, и со смутной надеждой создать армию, которая
хоть как-то соответствовала бы реалиям XXI века. Даже если быть
военно-организационным гением, и то решить это уравнение окажется не легче,
чем доказать теорему Ферма.
Совсем иными красками заиграет образ Иванова, если считать, что он на своем
месте, то есть в разведке, проводит рекогносцировку и изучает незнакомый
экзотический пейзаж оборонного ведомства. Ведь Иванов, судя по его интервью,
любит экзотические пейзажи: "Люблю природу. Где-нибудь в Восточной Африке
стоишь на экваторе, а рядом покрытые снегом вершины Килиманджаро". Наиболее
вероятно, что и на посту министра обороны Иванов не столько начальствует и
руководит, сколько занимается привычным для него делом — анализирует,
сопоставляет, прогнозирует и потихоньку оказывает влияние на управленческого
монстра. То есть занимается в общем тем же, чем в пределах отдельно взятой
Российской Федерации занимается его бывший и нынешний начальник Владимир
Путин. Разведчики собирают информацию и ее анализируют, действуя косвенно и
осторожно. "Дело" же — возвращение Российской армии стройности,
организованности и обороно-наступательной способности — предстоит тем, кто
придет следом.