Почему замолчал «Русский Удодъ».

Уже давно злые языки утверждают, что «Русский УдодЪ» превратился в журнал, выходящий один раз в два года. Пока это ещё преувеличение, но в течение всего 2003 года казалось, что к тому дело и идет. Влияли на это, кончено, и некоторые привходящие обстоятельства. Только эти обстоятельства, при желании, можно было бы и переломить (ведь подобное случалось с «РУ» и его авторским коллективом и раньше. И ничего — вставали, отряхивались, продолжали издавать журнал дальше.) Однако, в 2003 г. руки у многих опустились. Почему? Попробуем заняться самоанализом и понять — «отчего же действительно на столь долгое время заткнулся «Русский Удодъ»?

В свое время «РУ» замышлялся как некий «вопль в темноте», и никакой реакции мы даже не ожидали. Когда же выяснилось, что реакция есть (и даже очень живая; нас даже читали в провинции, что само по себе приятно), что люди готовы обсуждать и обдумывать дикие идеи, порождающиеся коллективным «Удодом Земли Русской», то это породило у нас некую подсознательную эйфорию. Эйфорию и беспочвенные (как выяснилось) надежды.

Мы решили, что сможем поучаствовать в коллективном сносе сложившейся в последние советские и первые постсоветские годы культурной парадигмы. Что закат ельцинизма в политике совпадет и с крахом «тьфу и ерунды» в культурной жизни.

Сейчас оказалось очень полезно перечитать некоторые наши материалы даже прошлогодней давности. Особенно — «ЛитРаспад». Какими мы были самоуверенными! Как ждали — вот-вот дурацкая картонная реальность развитой постсоветчины сама по себе рухнет. Развалятся декорации из замороженного говна и миру явится нечто. Что-то новое. Небывалое. Пусть и не такое «крутое», как в «Серебряном веке»… Ну, да нам этой крутизны и не нужно.

Забавно, насколько не изживаем даже в самых трезвых из нас революционаристский романтизм (оно, с другой-то стороны, и понятно. Все-таки мы — «жертвы перестройки», контуженные горбачевскими временами. Никуда не денешься). Понять, что ЭТО пришло навсегда в государственной и экономической сфере у нас трезвости и силы воли хватало. Но принять, что ЭТО пришло навсегда и в русской культуре — от подобной идеи мы отталкивались на подсознательном уровне. Понадобились кое-какие отрезвляющие уроки.

И особенно эти иллюзии усилились, когда наш главный редактор получил постоянную еженедельную колонку в газете «Консерватор». УдодЪ закукарекал «во весь голос». И в Сети и на бумаге он мог спокойно нести свое бесноватое «ду-ду». Вспоминаем, как после выхода очередного номера «Консервов» мы пили на кухне у одного из наших приятелей и рассуждали, что можно «Удодскую эпопею» закрывать: «журнал выполнил свою миссию», «мы вышли на новый уровень» и вообще несли тому подобные благоглупости. В целом, нас можно понять. Я, например, был уверен, что Вадим сможет выходить со своей колонкой неопределенно долго. Не могут же ЭТИ, которые «там, наверху», при всем своем идиотизме, не понять, что должен существовать орган печати и у умеренно националистических слоев общества. Своего рода клапан для спуска общественного недовольства.

Но власть оказалась как всегда хитрее и ловчей, прекрасно подтвердив свое знание известного опыта советских времен: «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы». А на общественное мнение можно начихать. Да и где вы его видели? Это российское-то общественное мнение — этакую свинью о трёх головах?

Какие же выводы следует сделать из истории с «Консерватором»?

Первый, примитивный — «Не садись с дьяволом кашу есть, у него все равно ложка длиннее».

Второй, более мудрёный — «Не дадут Некту яблока. Хоть он дерись».

Господа «леваки», захватившие российское пространство СМИ, наглядно показали — они готовы идти на расходы, но даже слабого правопатриотического писка не допустят. Слева — материтесь сколько влезет. Всё равно эти вопли мертворожденного упыря, вроде зюгановских филиппик или обезьяньих ужимок антиглобалистов, никого напугать не могут. Да они, скорее всего, вообще были изначально запрограммированы в проекте «Общества тотального зрелища». А вот консерваторы, пресловутые фашЫсты, планом не предусмотрены. Потому что не вышли из той же единой просвещенческой клоаки.

В общем-то, урок «Консерватора» был полезен и отрезвляющ. В том числе и для нас, почившей было на лаврах, редакции «РУ». Нам наглядно показали — «Ребята, говорить и жить мы вам не дадим. По-вашему никогда не будет. И даже, если вам кажется, что некоторые ваши идеи заимствовала нынешняя власть, то «спасибо» от нее не ждите. А ждите всяческих урдюлей. Или хорошего пинка в живот». Или, как еще короче выражался один мой приятель аж в 1990-ом году: «Ваши наши никогда не придут».

В XXI в. хоть в политике ельцинизм сменился более хитрым и приспособленчески мимикрирующим путинизмом. А вот культурная ситуация осталась той же самой. В чем-то, может быть, еще хуже. Мы ведь, хотя бы в культурной области, «попали в Европы» и, наконец, смогли осознать — наши российские валенки и ушлые местечковые гешефтмахеры в очередной раз изобретали велосипед, самопально смонтировав ситуацию, уже давно сложившуюся на Западе.

(Да, собственно говоря, и сам «Советский Проект», вся эта «советская цивилизация», по которой ныне льют мутные слёзы аллигаторов Сергей Кара-Мурза и «компания», оказался таким же «просвещенческим предприятием второй свежести». Дебилизированным и идиотизированным воплощением тех же самых идей. Только наши идиоты вцепились за совсем уж кретинские построения Маркса, а на Западе вытянули нечто более мудреное. Но, в сущности, сводящееся все к тому же — к «царствию человека-желудка», этакой безвольной губки, потребляющей дерьмо и производящей дерьмо).

Итак, у нас тоже воцарилась мировая культурная ситуация. Согласно ей, в литературе есть «тьфу и ерунда», которую принято считать «высокой культурой» (вроде разрекламированной бредятины, сочиненной латиноамериканским графоманом Паоло Коэльо); «бель-лэтр» для массового потребления (кстати, только здесь и попадаются до сих пор по-настоящему достойные книги) и, наконец, маргинализированная по тем или иным причинам (политическими, этическими или идейным) книжность, которую «они», наклеиватели лейблов и раздатчики ярлыков, приказали считать «тьфу и ерундой». И все. Больше никаких вариантов культурной жизни не предусмотрено.

В этих условиях одни постоянные авторы «РУ» (например, Д.Володихин или О.Елисеева) решили, что в нынешней духовной обстановке дергаться покабессмысленно. И занялись карьерой в «массовом сегменте» современной литературократии. (Где мы, между прочим, желаем им всяческого успеха). Другие, вроде Р.Апокрифа или А.Сидоренко, решили, что нельзя ничего сделать вообще. И, в сущности, их позиция свелась к повторению известной максимы Данилы Филипповича, создателя секты хлыстов: «В наше время книги ни читать, ни писать нельзя. А можно только трястись». Мы получили от Р.Апокрифа яростное письмо, в котором он заявил, что перестает заниматься хоть какой-нибудь литературной или окололитературной деятельностью. (Это, кстати, поставило под угрозу срыва проект «Песни о Великом Отстое». Но П.Брайль еще надеется создать из его обломков что-то самостоятельное). Р.Апокриф писал нам вот что:

«Я думаю, ситуация на редкость проста. Всё закончилось. Вообще — всё. Победило окончательное уродство и хаос. Попытки вспомнить о крови, пролитой миллионами русских, завершились как в песенке А. Галича:

«Землю отмыли добела.

Нету ни рвов, ни кочек.

Гранитные обелиски

Кричат о бессмертной славе.

Но слезы и кровь забыты…»

Теперь вообще торжествует собачья мода на все советское. Недавно я наблюдал в некотором роде национальный позор — в книжном магазине торговали переизданием (!!!) книги Н.Н.Яковлева «ЦРУ против СССР». Нет, никого и ничему двадцатый век не научил. Особенно нашу краснопузую «патреотическую» интеллигенцию. Не могу не присоединиться к старому лозунгу Градского (кажется) — «В такие времена порядочному человеку лучше молчать». А в ТАКИЕ времена, как сейчас, порядочному человеку лучше замолчать навсегда. Пусть виртуальное царство гомункулюсов, стенающих по «Вяликому СССР», существует без нас. В своей параллельной духовной Вселенной. А мы — помолчим».

Вот как! Нам, правда, надрывный пафос бывшего коллеги остался до конца не понятен. Особенно — истерика из-за переиздания книги деда Яковлева. Смешная ж была книжка! А в некоторых разделах, вроде главы, посвященной планами атомных ударов Америки по СССР, даже очень информативная. Зря вы так, Роман Геннадьевич, зря… Однако одного автора из-за пресловутого «Цайтгейста» мы таким образом потеряли. А наш общий друг Лёша Сидоренко вообще уже несколько лет ничего не пишет, работает менеджером в какой-то торговой фирме и, судя по всему, как бы счастлив.

Однако остальным необходимо приходить в себя после ментального нокаута и продолжать существовать. Надо, как и в конце 90-х гг. ХХ в. «искать новый язык для описания новой реальности». В том числе и на страницах возрождающегося «РУ». Этим мы и собираемся заниматься в ближайших номерах. А пока, в рамках подобных поисков предлагаем читателям поучаствовать в новом проекте, который в значительной степени отражает и «новое удодское мировоззрение».

Еще в 2000-м году, на сохранявшемся подъеме национальных иллюзий мы разрабатывали самые разные проекты. Некоторые серьезные, некоторые менее. (Практически от всех пришлось отказаться, хотя один нам жалко до сих пор. Это был проект «Русский Талибан». Его похоронило «11-ое сентября»).

И вот приходя в себя после разнообразных событий 2003-го года и размышляя, как жить дальше, мы выдвинули идею нового проекта. Точного названия мы ему пока не придумали, поэтому используем рабочий вариант «Современное старообрядчество». (Хотя, как гласит старая поговорка: «В России нет ничего более постоянного, чем временное. За исключением Временного правительства». Так что, боюсь, «рабочий вариант» в итоге останется окончательным).

Вспомним, как жили русские старообрядцы в 18-19 вв., в этом мире, который они вполне справедливо считали «царством духовного антихриста». Они на религиозном, на идейном уровне до бешеной ярости, до нетерпимости отрицали существующее царство. И одновременно — это отрицание не мешало им вполне успешно действовать внутри «Царства Сатаны».

Вспомните, кто составлял первую десятку богатейших купцов и предпринимателей России? То-то.

Вот и сейчас, мы предлагаем всем, кто разделяет основные идеи, которые высказывал (и будет продолжать высказывать) «РУ», действовать в рамках подобного проекта. Не забывая ни на минуту об истинной подоплеке и этого режима, и вообще всей этой реальности - стараться как можно более успешно данную реальность эксплуатировать. Но сохраняя при этом трезвый взгляд на вещи. Взгляд, который мы продолжаем высказывать на страницах «РУ».

В сущности, мы поддерживаем старую идею, высказанную аж бароном Эволой — идею «Войны с Современностью». Барон, правда, все пытался свою боевую революцию перевести в некую реальную плоскость и, кажется, питал какие-то утопические надежды на ее воплощение в жизнь. Мы же хорошо понимаем — эта война обречена на поражение. Однако это не значит, что ее не надо вести. Мы вынуждены жить в такой реальности, но это не значит, что мы эту реальность приветствуем. Мы отрицаем её всю, во всех её проявлениях. И, если на страницах нашего журнала попадаются сомнительные похвалы существующему в России (да и в мире) режиму царствующих чертей и подчёртков, или вообще характерным признакам «Всемирного царства Желтого Дьявола», то это только выбор из двух зол. Потому что, размышляя трезво и непредвзято, мы пришли к выводу — альтернатива будет еще хуже, ибо она имеет своим истоком всё то же Просвещение. Ничего другого современный человек произвести и принять у же не может.

И мы физически смирились с подобной реальностью.

Но это не значит, что мы «продали душу» и согласились принять ТАКОЕ духовно.

Нет. Ни за что. И не дождетесь!

«Русский Удодъ» навсегда останется в оппозиции. В оппозиции всему этому гнусному миру, который неожиданно возник на наших глазах. Мы, авторский коллектив «РУ», можем обеими руками подписаться под эпитафией, которую придумал себе Герберт Уэллс: «Я вас предупреждал - так будьте вы все прокляты». Вы все, с вашим поганым миром олигархов и «маржи», брокеров и дебильных телевизионных новостей…

А нашим постоянным читателям желаем напомнить старую песенку, вполне подходящую к атмосфере нынешнего «победившего путинизма»:

Тихо в лесу,

Только не спит УдодЪ.

Всем недоволен глумливый УдодЪ.

Вот и не спит Удодъ!

 

Вадим Нифонтов, Питер Брайль.