Антииудаизм

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Антииудаизм (или антииудейство)— одна из форм неприязни к религии современных иудеев, как к имеющей фашиствующе-нациствующие элементы в религиозных текстах, а также из-за вынесения о ней личного мнения о её неэтичности, выражающаяся во враждебном отношении к верующим данной религиозной группы (иудеям или же гоям, присоединившимся к ним посредством гиюра, но так и не ставшим полноценными иудеями в результате этого.) Так же это связано с неприятия порождённых иудейством многочисленных сект, в том числе и практикующих ритуальные убийства, и жертвоприношения, факты о которых задокументированы, например: убийство Андрея Ющинского. Есть мнение антииудаизм является одним из показателей образованности человека в области иудейской теософии.

Антииудаизм при Иеремии-пророке (655 год. до Р.Х.) - Евреи объединённые в религиозное течение ноцрим, они же назараи/назореи (греч. Νασαραίοι), от ивритского נֹצְרִים или נוצרים "часовые" или "стражи" (те, кто "охраняют" чистоту учения). Многие назореи со временем обратились в христианство, поэтому в современном иврите иудеи словом "ноцрим" называют христиан, дабы стереть из памяти евреев-антииудаистов.

Ранний отец церкви Епифаний пишет о "назаретянах, бывших среди евреев во времена Христа" (Adversus Haereses, XXIX, 6). Они отвергали храмовые жертвоприношения живых существ, присутствующие в иудаизме и саму Тору, и исполняли другие обряды (омовение водой). Епифаний сообщает, что у них считалось беззаконием поедание мяса и кровавые жертвы. По его словам, они были евреями только по происхождению, и обитали в Гилеаде, Башаме и Трансиордании. Они почитали Моисея, и считали, что он получил иной закон, чем Тора, что было больным ударом по иудаизму.

Среди ноцрим поздней эпохи, в предположительное время жизни Иисуса Христа, (а именно, при правления Александра Янная) известен мятежный учёный, упоминаемый в барайтах как "Йешу Ха-Ноцри", что очень напоминает имя Иешуа Ха-Ноцри (ישוע הנוצרי), переводимая нынче как Иешуа из Назарета — реконструируемая исходная форма (обратный перевод) евангельского истинного имени Иисуса Христа.

Движение ноцрим было особенно популярно среди самарян. В то время, как фарисеи(иудеи) ждали мессию, который будет потомком Давида и царём над гоями и иудеями, из касты иудеев, самарянский Мессия должен был восстановить справедливость и северное царство Израиль. Самаряне подчёркивали своё частичное происхождение от колен Ефрема и Манассии и тем самым от библейского Иосифа. Они называли себя Б'ней Йосеф ("Сыновья Иосифа").

Мандеи, считающие себя наследниками дохристианских ноцрим, называют Иоанна Крестителя членом (и бывшим лидером) своей религиозной организации; река Иордан является центральным элементом в их учении о священном омовении, более известном как крещении. Термин "мандеи" может быть арамейским/мандейским эквивалентом греческого "гнозис" ("знание"). Также мандеи часто отождествлялись с группой, известной как наассены.

По мандейской рукописи "Харан Гавайта", Иоанн Креститель был крещён, посвящён и обучен хранителем назируты ("тайного знания") Анусутрой, верховным жрецом религиозной организации. Это открытие принадлежит Э. Дроуэр, которое допускало, однако, что имя Иоанна могло быть вставлено позже (оно пишется как Яхья, по-арабски, не на арамейском). Дроуэр также утверждала, что отцы церкви Ипполит и Евсевий считали Симона-Мага, самарянского мага, известного из Библии (Деян. 8:09), назореем и учеником Иоанна Крестителя. Автор псевдо-Климентовых Гомилий (кн. II, XXIII-XXIV) также описывает Симона Мага учеником Иоанна и назореем. Также Гомилии сообщают, что преемником Иоанна стал другой самарянин, именем Досифей, избранный лидером, потому что Симон находился в Египте во время мученической смерти Крестителя. Гомилии (Кн. II, XXIV) рассказывают, что когда он вернулся из Египта произошла стычка: могущество Симона было доказано чудесами, и Досифей уступил свое главенство и стал учеником Симона-Мага.

Древние ноцрим, объявили христианские писания фантазиями, назвав Иисуса изобретением Павла из Тарса (он же Савл, он же Шавль, он же апостол христианства св.Павел), "лжепророка" (mšiha kdaba), но в конечном итоге их учение растворилось в разные ветви, кое-что сформировалось в конце первого века как мандеизм, а кое-что, сохраняя критику иудаизма и критику Торы, преобразовалось в паулианское христианство (потеряв основную суть) в виде маркионизма.

В современном иврите слово "ноцрим" (נוצרים) обозначает всех христиан. Несмотря на анахронизм и унизительный оттенок этого термина многие ортодоксальные иудеи настаивают на его употреблении в отношении христиан. Однако более точное применение относится к различным сектам мессианских евреев, которые признают иудейского еретика Йешу Ха-Ноцри как исторический прообраз Иисуса "Назорея".

Литература[править | править код]

  • [1] The Panarion of Epiphanius of Salamis, Book I by Frank Williams, translator, 1987 (E.J. Brill, Leiden) ISBN 90-04-07926-2