Борис Фёдорович Поршнев

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Борис Фёдорович Поршнев
Porshnev.jpg
Дата рождения: 7 марта 1905
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 26 ноября 1972
Место смерти: Москва
Этническая принадлежность: русские
Гражданство: СССР
В запросе есть пустое условие.
Научная сфера: антропология, история, социология
Место работы: Институт истории АН СССР, Институт всеобщей истории АН СССР
Известен как: автор оригинальной теории антропогенеза, произошедшего в результате борьбы суггестии и контрсуггестии
Награды и премии: Почётный доктор Клермон-Ферранского университетаФранция (1967)

Борис Фёдорович По́ршнев (7 марта 1905, Санкт-Петербург — 26 ноября 1972, Москва) — русский советский историк и социолог. Профессор (1941), доктор исторических (1941) и философских (1966) наук.

Чем интересен Б. Поршнев сегодня?[править | править код]

При жизни Б. Поршнев получил широкую, даже мировую известность лишь отдельными фрагментами своего творчества: одни считали его крупным историком XVII-XVIII веков, другие — одним из первых советских социальных психологов, третьи отмечали заслуги Поршнева в теоретическом анализе экономики и социальной жизни феодальной эпохи, четвертые знакомы с его исследованиями сохранившихся в историческое время реликтовых палеоантропов (так называемый «снежный человек»).

Сам Поршнев считал своим главным трудом[править | править код]

книгу о происхождении человека: «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)». При этом он отчетливо видел, что понимание «начала» — ключ ко всему комплексу наук «об общественном человеке и человеческом обществе». Именно этот ключ и связывает сумму фрагментов его творчества в единое целое, в единую исследовательскую программу.

Суть поршневского подхода к антропогенезу можно свести к трем пунктам:

  1. Большинство исследователей обнаруживает у животных все ключевые человеческие качества, но только «в зародыше». Поршнев, будучи материалистом, атеистом и марксистом, признает справедливой религиозную постановку вопроса о принципиальном отличии животного «человек» от всех остальных животных («эволюционный разрыв»). Поршнев принимает и религиозный взгляд, согласно которому творчество — самый глубокий, самый обобщающий признак человека, отсутствующий у любого животного даже «в зародыше».
  2. Поршнев специально анализирует проблемы, которых большинство исследователей просто не видит в качестве заслуживающих внимания:
    • появление неоантропа и стремительный отрыв темпа развития «сообщества неоантропов» от темпа изменений природной среды;
    • отношения предков неоантропа с природной средой, прежде всего, с окружающим животным миром;
    • антропогенез с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности и психологии.
  3. Большинство исследователей анализируют переход от животного к человеку в модели «особь — среда». Б. Поршнев в центр такого анализа ставит модель «особь — особь». Он исследует особый механизм воздействия особей друг на друга, предпосылки которого заложены в физиологии животных, реконструирует условия, вызвавшие формирование этого механизма у ближайших предков человека, а также первые этапы его развития вплоть до порождения им человеческой речевой коммуникации, человеческой психики, человеческой социальности, человеческой способности к творчеству

Ссылки[править | править код]