Гражданская религия

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Гражданская религия
Этимология: от Религия
Гражданская религия - сакральный комплекс, лежащий в основе политического единения людей страны
Введение:
Ввёл:
Роберт Белла (Robert Bellah)
Когда введено:
1967
Отношения с другими понятиями:
Теория:
Политическая философия, Политология

Гражда́нская рели́гия (англ. Civil religion) (от Религия, лат. religare - связывать, соединять) — сакральный комплекс, лежащий в основе политического единения людей страны. Может существовать в форме, называемой "Политическая религия". Используется также термин "Светская религия".

В современный научный оборот термин «гражданская религия» (который в слегка другом значении встречался у Жан-Жака Руссо), был введен американским социологом Р. Беллой (Robert Bellah), инициировавшим обсуждение американской гражданской религии [1]

«Авторство <термина "Политическая религия"> обычно приписывается австрийскому философу Эрику Фегелину, который опубликовал в 1938 г. в Вене небольшую книгу, озаглавленную „Политические религии"... сам термин использовался до публикации эссе Фегелина. Его применял уже Кондорсе во время Французской революции. Авраам Линкольн определил почтение к законам, основанным на Декларации Независимости и Конституции, как „политическую религию нации"... Фашизм недвусмысленно использовал этот термин с конца двадцатых годов для определения собственной фидеистической и тоталитарной концепции политики... Американский богослов Рейнгольд Нибур применил этот термин к марксизму и коммунизму...»[2]

Раскрытие понятия[править | править код]

Понятие гражданской религии (ее называют также светской и/или политической) предполагает массовое принятие людьми комплекса квази-религиозных взглядов и представлений, связанных с происхождением и славныи историческим путем их страны и нации, а также с их предназначением как единства. Гражданская религия осуществляет связь политического сообщества со сферой высших смыслов, способствует самоинтерпретации этого общества и функционирует в качестве символической структуры, интегрирующей данное сообщество в единство.[3]

Гражданские религии соответствуют сакральным комплексам общестановых политических коллективных идентичностей.[4]

Классификация светских / гражданских / политических религий Э. Джентиле[править | править код]

«Джентиле рассматривает политические религии в ряду светских религий, сопоставляя их с религиями гражданскими[2]. Спецификой светских религий, согласно его оценке, является сакрализация феноменов, принадлежащих этому миру, превращение их в объект поклонения, культа. Применительно к политике термин «светская религия» часто употребляется как синоним гражданской или политической религии. Однако между гражданскими и политическими религиями есть серьезные различия, суть которых наглядно передают сформулированные Джентиле определения:»[5]

«Политическая религия — это форма сакрализации политики, имеющая эксклюзивистский и фундаменталистский характер; она не приемлет сосуществования с другими идеологиями и политическими движениями, отрицает автономию индивида по отношению к обществу, предписывает обязательное соблюдение своих заповедей и участие в политическом культе, одобряет насилие как легитимную форму борьбы против врагов и как инструмент возрождения человека; она занимает враждебную позицию по отношению к традиционным институциональным религиям, стремясь искоренить их или же стараясь установить с ними симбиотическое отношение, когда политическая религия стремится включить традиционную религию в собственную систему верований и мифов, оставляя за ней подчиненную и вспомогательную функцию.

Гражданская религия — это форма сакрализации коллективного политического организма, которая не отождествляется с идеологией какого-либо одного политического движения, утверждает отделение церкви от государства, и даже если она постулирует существование сверхприродного существа, понимаемого на деистический лад, то сосуществует с традиционными институциональными религиями, не идентифицируясь ни с одним отдельно взятым вероисповеданием, поскольку она позиционирует себя в качестве общего гражданского символа веры, находящегося над партийным и конфессиональным разделением и признающего значительную автономию индивида по отношению к сакрализованному сообществу, и призывает к добровольному консенсусу.»[2]

«Соответственно, если гражданские религии характерны прежде всего для демократий, то религии политические свойственны тоталитарным режимам.»[5]

Классификация светских / гражданских / политических религий П. Крупкина[править | править код]

Признав понятие "Светская религия" неудачным, П. Крупкин предложил использовать для обозначения общего класса рассматриваемых явлений - сакральных комплексов наций / политий именно что термин "Гражданская религия". Для определения подклассов / видов гражданских религий в разных политиях можно использовать следующие три дихотомии:

  • установка сообщества на тоталитаризм или на делиберативные коммуникационные практики,
  • установка на географическую безграничность или ограниченность своего влияния (имперскость vs державность / национальность),
  • установка на демократичность vs авторитарность принципов правления.

Первое измерение предложенной классификации задается отношением к монополии обретенной политией «истины»: либо система взглядов элиты политии является единственно верной и все упирающиеся в инакодумании должны быть «изведены», чем, например, славятся тоталитарные режимы; либо элита понимает, что сегодняшняя очевидность в ее миропонимании когда-то была маргиналией, и потому защищает безвредные для себя меньшинства и стимулирует делиберативные практики согласования интересов групп / партий разных систем взглядов внутри обще-понимаемого единства. Второе измерение отражает психологическую установку элиты политии на географическую безграничность своего влияния: либо «у наших устремлений нет границ» (империи), либо «вот наша национальная территория, и пусть соседи живут как хотят – только чтобы мирно и безвредно!» (национальные государства / державы). Наконец, третье измерение связано с обретением политией социальной технологии мирной и гласной замены «самого главного начальника» без его на то согласия. Либо данная технология практически используется политией, что характерно для тех политических режимов, которые страны обобщенного Запада называют демократиями, либо нет, и это в их лексике суть автократии / авторитарные политии.

В рамках данной классификации гражданские религии Джентиле (см. предыдущий раздел) отражают делиберативно-национально-демократические порядки политической жизни стран, а его политические религии – они о тоталитарно-авторитарных политиях. Гражданские религии обычных автократий увы находятся вне его схемы. Как и гражданские религии существовавших и существующих империй.

Кстати, включение имперского измерения в классификацию гражданских религий позволяет оттенить довольно интересные моменты. Например, фашизм Франко был вполне себе национальным, а фашизм / нацизм Гитлера – имперским. Франция была демократией и империей в 19-м веке, и является демократией и национальным государством в 21-м веке. И т.д.

Ссылки и комментарии[править | править код]

Источники[править | править код]

Версии[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Белла Р. Н. «Гражданская религия в Америке» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. — Т. 15. — № 3. — С. 162—182. (Пер. с англ. С. Б. Веселовой, В. А. Егорова; Robert N. Bellah «Civil Religion in America» // Journal of the American Academy of Arts and Sciences. Архивировано из первоисточника 6 марта 2005.
  2. а б в Джентиле Э. Политические религии: Между демократией и тоталитаризмом. — СПб: Владимир Даль, 2021. — 400 с. — ISBN 978-5-93615-249-8о книге
  3. Уолтер Э. Гражданская религия. — Теологический энциклопедический словарь. — М.: Ассоциация "Духовное возрождение", 2003. — С. 377. — 1467 с. — ISBN 5-87727-030-3о книге
  4. Крупкин П.Л., Лебедев С.Д. «К сакральным основаниям локальных идентичностей в сегодняшней России: опыт структурного анализа» // Социологически журнал : Научный жкрнал. — М.: 2013. — № 4. — С. 35-48.
  5. а б Матецкая А.В. «После политической религии: Особенности Российского постсекуляризма» // Полития : Научный журнал. — 2022. — № 3(106). — С. 48-64.