Дизартрия

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дизартрия

Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны чётко определённые синдромы двигательных нарушений. Дизартрия у детей, как правило, наблюдается на фоне явлений церебрального паралича. Общие клинические признаки дизартрий у детей являются достаточно близкими к тому, что имеется у взрослых, а именно: - нарушение мышечного тонуса; -нарушение артикуляционной моторики; -нарушение голосообразования; - нарушение дыхания. Все эти признаки дизартрий у детей, как и у взрослых, вызваны нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата. Т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объёма движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. Нередко нарушен темп речи, который может быть как ускоренным , так и замедленным, часто неустойчивость темпа речи. Фраза формулируется нечётко, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный (то тихий, то громкий). Монотонный, иногда назализованный. В целом речь при дизартрии нечёткая, смазанная, монотонная. При дизартрии у детей, несмотря на задержку речевого развития. Нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Дизартрии у детей, как и детский церебральный паралич, являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, которое имеет специфические черты. Первые проявления факторов риска дизартрии можно обнаружить при сборе анамнеза: крик новорожденного с органическим поражением мозга отличается от крика здоровых детей слабостью, непродолжительностью, отсутствием звонкости голоса. Сосание не так энергично, как у детей в норме. Иногда наблюдается неполный захват соска, захлёбывание, утечка молока через нос. Гуление и лепет задержаны в сроках появления, характеризуются ограниченным репертуаром вокализаций. Это сочетается с задержкой сроков становления психомоторных функций. Словарный запас накапливается замедленно по сравнению с нормой. Помимо нечёткого произношения звуков отмечается замедленное развитие фонетической стороны речи в целом. У детей с дизартрией страдают все стороны просодической организации речи: голос, ритм, интонация. Это связано с особенностями дыхания и фонации. Фразовая речь развивается значительно позже, чем в норме. Нередко у детей с дизартрией обнаруживается готическое или уплощённое твёрдое нёбо. В дошкольном возрасте практически у всех отмечаются тугоподвижность и укороченность подъязычной уздечки. Что тесно связано с малой моторной активностью языка, начиная с первых дней жизни.

Степанова Г.В., учитель-логопед

Список использованной литературы:

1.Логопедия. Под редакцией Л.С.Волковой. Москва «Просвещение» 1989г.

2.Основы логопедии. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. Москва «Просвещение» 1989г.

3.Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина. Москва «Просвещение», 2008г.

4.Логопедия. Дизартрия.Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова.Москва, 2009.ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»