Инструкция о порядке назначения и деятельности сельских исполнителей

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

ИНСТРУКЦИЯ № 220

о порядке назначения и деятельности сельских исполнителей.

27 июня 1929 года

Издана во исполнение постановления ВЦИК и СПК РСФСР от 27 марта 1924 года «о сельских исполнителях» («С. У.»—1924 г. № 28, ст. 21, «С. У.»—1927 г., № 58, ст. 404 и «С. У.»—1928 г. 36 2, ст. 25).

I. Общие положения[править | править код]

1. Институт сельских исполнителей, преследующий цель — развитие общественной самодеятельности сельского населения, а также оказание содействия сельским советам при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка и благоустройства, образуется в сельских местностях из числа постоянно проживающих граждан, в возрасте от 18 до 50 лет — для мужчин и от 18 до 45 лет — для женщин, пользующихся избирательными правами по Конституции РСФСР.

2. Лица, лишенные избирательных прав, сельскими исполнителями быть не могут, а взамен этого они облагаются местным сбором в соответствии с п. «к» ст. 43 Положения о местных финансах РСФСР («С. У.»—1926 г. № 92, ст. G68, «С. У.»— 1928 г. № 8, ст. 78), каковой сбор поступает на покрытие расходов сельских советов по охране общественного порядка, безопасности и по благоустройству.

3. Не подлежат обложению местным сбором, указанным в ст. 2 настоящей инструкции, нижеследующие категории лиц, лишенных избирательных прав:

а) лица, лишенные избирательных прав по п. п. «е» и «ж» ст. 69 Конституции РСФСР;

б) лица, имеющие/возраст свыше предельного — 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин;

в) инвалиды труда и войны;

г) женщины на период беременности за 8 недель до родов и роженицы в течение 8 недель после родов;

д) женщины, кормящие грудью, в течение одного года.

Примечание. Лица, лишенные избирательных прав по п. «ж» ст. 69 Конституции, в случаях поражения в правах, высылки и ссылки, не подлежат обложению особым сбором лишь при том условии, если они, по отбытии срока лишения свободы, будучи поражены в правах или приговорены к высылке или ссылке, не занимаются деятельностью, связанной с извлечением нетрудового дохода, или использованием наемной рабочей силы свыше установленных норм Равным образом, это относится и к случаям высылки и ссылки в административном порядке.

4. Сбор с лиц, лишенных избирательных прав, взимается лить в тех сельских местностях, где образован институт сельских исполнителей, при чем взимание этого сбора производится при наступлении для плательщика очереди привлечения к исполнению повинности сельского исполнителя. Порядок взимания этого сбора регулируется особыми правилами, издаваемыми НКВД и НКФ РСФСР.

5. Сельские исполнители, согласно ст. 18 Положения о сельских советах (С. У. — 1924 г. № 82 ,ст. 827), участвуют с правом совещательного голоса на заседаниях сельского совета, на ряду с другими сельскими должностными лицами.

6. Сельские исполнители подчиняются непосредственно председателю сельского совета и могут отлучаться из села только с его ведома.

7. В неотложных случаях сельские исполнители могут привлекаться к выполнению обязанностей, указанных в ст. 22 настоящей инструкции — начальником районного адмотделения, или старшим (участковым) милиционером с последующим доведением об этом до сведения сельского совета.

8 Общее количество сельских исполнителей по каждому селению устанавливается районным исполнительным комитетом по представлениям сельских советов, из расчета не более одного сельского исполнителя на 25 крестьянских дворов.

9. В тех сельских поселениях, где имеется незначительное число дворов, последние, а также хуторные поселки объединяются В группы по ближайшему их расположению для обслуживания сельским исполнителем по норме, указанной в предшествующей статье.

10. Лицу, на которое возложено несение обязанностей сельского исполнителя, сельским советом выдастся, на срок несения обязанностей, нагрудный знак и удостоверение за подписью председателя сельсовета с приложением печати и с указанием имени, отчества и фамилии сельского исполнителя, а также срока, на который удостоверение выдано.

11. Повинность сельского исполнителя отправляется безвозмездно, при чем ни в коем случае не допускается наем сельских исполнителен как за счет сельского совета, так и самообложения граждан, а также за счет отдельных граждан, которые обязаны нести эту повинность в порядке очереди.

12. Отказ от выполнения повинности сельского исполнителя влечет за собой ответственность отказавшегося по статье 61 уголовного кодекса, при чем наложение административных взысканий по I части 61 ст. уголовного кодекса, в случае отказа в первый раз, производится начальником районного административного отделения с последующим утверждением райисполкома в пределах не свыше 10 рублей штрафа или 2-х педель принудительных работ, 'в порядке, установленном инструкцией НКВД от 30 марта 1928 г. № 125 («Бюллетень НКВД»—192S г. № 12, Бюллетень НКВД 1927 г., № 49, ст. 33).

Примечание. Вторичный отказ или отказ группой по соглашению влечет ответственность только в судебном порядке по ст. 61 У. К. (С. У. — 1927 г., № 49, ст. 330).

II. Порядок назначения сельских исполнителей[править | править код]

13. Сельские исполнители назначаются сельскими советами за 2 месяца вперед, в порядке очереди граждан, привлекаемых к выполнению обязанностей сельского исполнителя, на срок не более 2-х месяцев, с одновременным соблюдением очередности дворов, находящихся на территории, подчиненной сельскому совету, отнюдь не допуская назначения из одного и того же двора нескольких лиц одновременно или в порядке очереди, один вслед за другим.

14. При каждом очередном назначении сельских исполнителей сельский совет намечает кандидатов для замещения сельских исполнителей на случай смерти, болезни и т. п.

15. Лица, находящиеся под судом и следствием, не могут назначаться сельскими исполнителями.

16. Нижеследующие категории граждан, имеющих право быть сельскими исполнителями, не привлекаются к несению повинности сельского исполнителя:

а) инвалиды труда и и войны;

б) лица, утратившие трудоспособность вследствие болезни или увечья, а также временно утратившие трудоспособность, впредь до ее восстановления;

в) беременные женщины на период времени за 8 недель до родов и роженицы в течение 8 недель после родов, а также женщины, кормящие, грудью, в течение одного года.

г)женщины, имеющие детей 8-летнего возраста, при отсутствии лица, ухаживающего за ними, каковыми лицами могут считаться и подростки, однако, за исключением воспитанников;

д) женщины, занимающиеся домашним хозяйством, при отсутствии в данном дворе других женщин, могущих выполнить работу по дому;

е) начальники добровольных пожарных обществ и дружин, их помощники, начальники отрядов пожарных организации, зарегистрированных в установленном порядке, — по представлению заверенных копни протоколов общих собрании и иных документов, подтверждающих несение обязанностей выборного порядка.

Примечание. На каждую добровольную пожарную организацию подлежит, с соблюдением вышеуказанных условий, освобождению один начальник дружины или отдела, по одному помощнику на каждые 20 чел. активных членов дружины и не более 4-х начальников отряда на каждую боевую организацию.

ж) председатели кооперативов и комитетов крестьянских обществ взаимопомощи;

з) председатели коллективных хозяйств и сельско-хозяйственных машинных товариществ;

и) служащие, рабочие и батраки, для которых работа по найму является основным источником существования;

к) переменный состав территориальных войск.

17. Кроме перечисленных в ст. 15 настоящей инструкции, освобождаются лица, принадлежащие к следующим категориям дворов:

а) если хозяйство двора пришло в упадок, вследствие стихийного бедствия, недорода и т. п. причин;

б) если во дворе имеется не более одного трудоспособного лица.

18. В период важнейших полевых работ сельскими исполнителями назначаются преимущественно лица, входящие в состав тех дворов, в которых имеется большое количество трудоспособных членов, а равно являющихся более мощными в сравнении с другими дворами.

19. Лица, ушедшие на временные работы (отхожие промыслы), должны привлекаться к выполнению повинности сельского исполнителя только в свободное от этих работ время.

20. На неправильное назначение сельским исполнителем может быть подана жалоба, которая подается как непосредственно в районный исполнительный комитет, так и через тот сельский совет, на действия которого приносится жалоба, при чем сельский совет в трехдневный срок обязан направить поданную жалобу со своим заключением в районный исполнительный комитет, где она и рассматривается. При этом принесение жалобы не освобождает жалобщика от выполнения повинности сельского исполнителя.

21. Поступившая в районный исполнительный комитет жалоба должна быть рассмотрена им не позднее 7 дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы районный исполнительный комитет обязан через сельский совет уведомить жалобщика в течение трех дней по вынесении постановления.

III. Обязанность сельских исполнителей[править | править код]

22. На сельских исполнителей возлагаются нижеследующие обязанности, которые ни в коем случае не могут подвергаться изменению в направлении их увеличения:

а) Участие в работах сельсовета в области проведения перевыборной кампании и, в частности, в деле составления списков лиц, лишенных избирательных прав а также уведомления избирателей о времени перевыборов и ознакомления с другими распоряжениями избирательных комиссий;

б) объявление гражданам селения распоряжений органов власти;

в) наблюдение за порядком и спокойствием в селении и принятие мер к восстановлению нарушенного порядка;

г) наблюдение за чистотой и санитарным состоянием селения, исправным состоянием дорог и за состоянием мелиоративных сооружений;

д) препровождение в сельсовет лиц, совершивших преступления или подозреваемых в совершении преступления и задержанных органами милиции и уголовного розыска;

е) сопровождение до ближайшего сельсовета лиц, задержанных или направляемых этапным порядком.

Примечание. Для сопровождения назначаются сельские исполнители, умеющие владеть оружием. Оружие выдаётся им на время конвоирования райисполкомом или сельсоветом.

ж) наблюдение за порядком на ярмарках и базарах;

з) сопровождение ценностей, препровождаемых сельсоветом в районный исполнительный комитет;

и) сообщение сельсовету или милиции о самоубийствах, найденных человеческих трупах, охрана их и всей обстановки и положения предметов, при которых найден труп, впредь до прибытия милиции или органов следственной власти, не допуская кого-либо трогать или даже подходить к трупу;

к) доведение до сведения сельского совета пли милиции о совершенных преступлениях, нанесений ранений и т. д., а также о готовящихся преступлениях, при обнаружении таких случаев, в предупреждение их совершения;

л) сообщение сельсовету или милиции об изготовлении и хранении самогона, о торговле им, а также о незаконной торговле спиртными напитками (шинкарство);

м) сообщение сельсовету о пригульном скоте;

н) сообщение сельсовету о всех случаях появления в селении эпидемии или заболевания животных;

о) привлечение населения к трудовой и транспортной повинности, для борьбы с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями, во исполнение постановления о том подлежащих органов власти;

п) оказание помощи пострадавшим от преступления, стихийного бедствия пли несчастного случая, больным детям и другим лицам, нуждающимся в особом попечении;

р) сообщение сельсовету о выморочном и бесхозяйном имуществе крестьянских дворов;

с) составление протоколов о нарушении обязательных постановлений;

т) сдача и получение почты в ближайшем почтовом отделении для своего сельсовета, в случае, если сельсовет не имеет специального письмоносца.

23. При выполнении обязанностей, предусмотренных ст. 22 настоящей инструкции, сельские исполнители действуют как по распоряжению председателя сельского совета, начальника райадмотделения или старшего (участкового) милиционера, так и по собственной инициативе, доводя в последнем случае о принятых мерах до сведения сельского совета.

24. При невозможности обойтись собственными силами, сельский исполнитель имеет право привлекать к содействию отдельных граждан в следующих случаях:

а) для прекращения застигнутого им преступления или нарушения революционного порядка, безопасности и благоустройства;

б) для оказания помощи в случае встреченного им сопротивления, при исполнении возложенных на него обязанностей;

в) для оказания помощи пострадавшим от преступления, стихийного бедствии или несчастного случая больным и другим лицам, нуждающимся в особом попечении;

г) для охраны обнаруженного трупа и оставленных на месте преступления вещественных доказательств и других следов преступления.

IV. Руководство и инструктирование сельских исполнителей[править | править код]

25. Общее руководство и наблюдение за правильной организацией института сельских исполнителей осуществляется районными исполнительными комитетами через районные административные отделения, а непосредственное наблюдение за деятельностью сельских исполнителей и руководство их работой — сельскими советами.

26. Инструктирование сельских исполнителей производится при сельских советах путем заблаговременного созыва двух последующих очередей граждан, которые должны заменить лиц, отбывающих обязанности сельского исполнителя, по списку, составленному сельским советом.

27- Инструктирование сельских исполнителей возлагается на председателя сельского совета пли выделенного для этой цели члена сельсовета, а в части выполнении сельскими исполнителями обязанностей по охране общественного порядка, спокойствия, имущественной и личной безопасности граждан, — на начальника районного административного отделения, или по его назначению на старших (участковых) милиционеров.

28. Инструктирование производится, по возможности, одновременно, для чего сроки созыва для инструктирования, установленные сельскими советами, сообщаются ими в районное административное отделение.

Примечание. В отдельных случаях при наличии сельских советов, об’единяющих малое количество населения и расположенных на близком расстоянии, для проведения инструктирования должностными лицами административных органов, допускается об’единение таковых сельских советов и одновременный созыв лиц, подлежащих инструктированию (ст. 26), при каком-либо одном сельском совете, по определению районного исполкома.

29. Инструктирование, в частности, должно преследовать своей целью дать в наиболее понятной форме раз’яснение о задачах и значении института сельских исполнителей, в плоскости развития общественной самодеятельности населения и устранения ложных взглядов на сельских исполнителей, как на технических исполнителей.

30. При инструктировании сельских исполнителей, по вопросам выполнения обязанностей, возлагаемых на них настоящей инструкцией, следует стремиться к наиболее легкой форме их изложения, не загружая ненужными деталями в ущерб сущности дела.

31. Приступая к инструктированию сельских исполнителей, начальник районного административного отделения или соответствующие должностные лица милиции обязаны сделать краткий обзор об административной деятельности в районе, участке и т. д., а также и о той помощи, которую в работе оказывают сельские исполнители.

32. Помимо специального инструктирования при об’езде селений, соответствующие должностные лица обязаны давать указания и раз’яснения гражданам, выполняющим обязанности сельских исполнителей и следующим за ними по очереди.

33. Наблюдение за правильным использованием сельскими советами и милицией сельских исполнителей осуществляется районными исполнительными комитетами через районные административные отделения.

34. Неправильное использование сельских исполнителей председателем сельского совета или должностными лицами милиции влечет за собой привлечение указанных лиц к ответственности, как за превышение власти по ст. 110 У. К;

V. Ответственность сельских исполнителей[править | править код]

35. Сельские исполнители в случаях неисполнения или небрежного выполнения возложенных на них обязанностей несут ответственность, как должностные лица, в дисциплинарном и уголовном порядке.

36. Дисциплинарные взыскания на; сельских исполнителей налагаются сельскими советами, на основании положения о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР 4/IV—27 г. (С. У. 1927 г. № 72, ст. 485, С. У. 1928 г. № 139, ст. 906) в форме замечания, выговора и строгого выговора.

37. Начальник районного административного отделения, а также соответствующие должностные лица милиции прав по наложению дисциплинарных взысканий на сельских исполнителей не имеют, а в случае неисполнения, небрежного или неправильного выполнения сельскими исполнителями порученных им заданий сообщает об этом в сельский совет на распоряжение, для принятия надлежащих мер.

38. С изданием настоящей инструкции отменяются:

1. Инструкция НКВД № 13 от 8/1 — 27 г. «О порядке назначения и деятельности сельских исполнителей» («Бюлл. НКВД»—27 г. № 1).

2. Постановление НКВД № 294 от 13/YIII —27 г. "Об изменении §§ 22 и 23 инструкции НКВД № 13 от 8/1 — 27 г. «О порядке назначения и деятельности сельских исполнителей» («Бюлл. НКВД» — 27 г. № 23).

3. Постановление НКВД № 430 от 29/XI —27 г. «Об освобождении переменного состава территориальных войск от несения обязанностей сельских исполнителей» («Бюлл. НКВД» 1927 г. № 36).

Народный Комиссар Внутренних Дел Вл. Толмачев.

Источник[править | править код]

Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел. №26 (327) 15 июля 1929 г.