Калюка

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Калюка
Выгонка, каляка, колюка, обертоновая флейта, травяная дудка, трубка коневодов
изображение
Классификация:
духовые музыкальные инструменты
аэрофоны
Родственные инструменты:
свирель, кугиклы, пыжатка
Музыканты:
категория:Флейтисты
Связанные статьи:
норвежская народная музыка, украинская народная музыка, румынская народная музыка, русская народная музыка, словацкая народная музыка, финская народная музыка, шведская народная музыка
Звучание инструмента:
Звук  Небольшой наигрыш на калюке

Калю́ка (от колю́чий[1]), также вы́гонка[2], каля́ка[3], колю́ка[4][5][6], оберто́новая фле́йта[7], травя́ная ду́дка[8], тру́бка конево́дов[9] — древний русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны[8].

Калюка представляет из себя полый цилиндр со специальными отверстиями[⇨], изготовленный из дерева, стебля татарника колючего или некоторых других растений[⇨]. Данная флейта использовалась мужской частью русского народа со времён Руси[⇨], а также почти всеми другими народами мира, но под иными названиями[⇨]. Но позже этот музыкальный инструмент был забыт , и лишь в 1980 году эта обертоновая флейта стала известна для отечественного фольклора и музыкальной общественности[⇨].

Этимология[править | править код]

Так как калюку чаще всего изготавливали из стеблей такого колючего растения, как татарник колючий, отсюда и происходит название музыкального инструмента — «калюка», т. е. «колючий»[1]. Другое название, «выгонка», дано потому, что пастухи играли на этой дудке поутру, давая знак селянам, что пора выгонять коров на пастбище[2].

История[править | править код]

Калюка, сделанная из борщевика

Несмотря на то, что калюка была в обиходе мужской половины русских ещё во времена Руси[9], к XX веку сведения об этом инструменте были утеряны. Однако в 1980 году существование калюки у русских, как и традиция игры на этой флейте были вновь открыты в русском фольклоре[10] студентами Московской и Ленинградской консерватории в сёлах Большебыково и Подсереднее, расположенных на полпути от Белгорода до Воронежа[8]. Своим открытием студенты заинтересовали фольклористов, занимающихся изучением курско-белгородских народных музыкальных инструментов[7]. В августе того же года теми же студентами были получены первые материалы об этой травяной дудке[10]. В научной среде этот музыкальный инструмент стал известен под названием «обертоновая флейта»[7]. Благодаря исследованиям А. Н. Иванова стало известно о том, что в сёлах Посреднее, Алексеевского района, и Большебыково, Красногвардейского района, существовала традиция ансамблевой игры на этой флейте. Из села Большебыково её наглядно показали Н. Д. Щебринин (1904 г. р.), Д. Н. Капустин (1907 г. р.), С. Ю. Ермаков (1910 г. р.), и И. А. Косинов (1913 г. р.)[11]. Также из рассказов старожилов становиться известно, что было время, когда на этих музыкальных инструментах играли практически все мальчики, подростки, мужчины, и старики. Играли они в полях и на лугах, когда ночью стерегли коней, а также когда ехали домой с дальних покосов. Играли на флейте также там, где пасли скот, где косили для него сено, а также у своего дома, сидя у ворот на лавочке. Под игру на этой дудке выкрикивали слова, исполняли задорные частушки, и приплясывали. Юноши охотно играли перед своими невестами на этом инструменте, чтобы привлечь их внимание к себе. В связи со своими музыкальными особенностями и назначением, на калюке, как правило играли в сумерки или ночью, при луне и очень редко днём в полдень, когда хотели отдохнуть в тени. Играть на этой дудке можно было как одному, так и ансамблем[8]. Играли на калюке в основном только c таким ударным музыкальным инструментом, как коса, выстукивая на ней под пляску нужный ритм[12].

В Белгородской области также встречалось ещё одно название другому, но похожему музыкальному инструменту — «травинка», который был идентично схож с калюкой. Но сказать, что калюка и травинка это один и тот же музыкальный инструмент точно нельзя, несмотря на всю схожесть этих флейт[7].

В 1996-ом году была выпущена статья в журнале «Живая старина» № 1, в которой авторы А. Б. Конюхова и В. Н. Теплова рассказывают про жителя села Белобыково деда Данила, который был универсальным игроком на калюке, а также большим любителем народной музыки. В том же журнале, на странице 36 имеются расшифровки мелодий деда Данила. Также, на обложке этого журнала был изображён старик с достаточно длинной трубой, которой и была калюка[7]. Также известен небольшой рассказ об этом музыкальном инструменте, но уже от другого человека. Им являлся житель села Подсереднее той же области — Попов Алексей Васильевич, который достаточно профессионально делал калюки и был знатоком народной музыки в своей местности[12]:

«В косовицу, возвращаясь с сенокоса, играют прямо в зелёную трубку, — говорит Алексей Васильевич. — Срезают свежую, имеющую коленца, как у тростника, трубку. Срезанные трубки в середине имеют „перепонку“, её пробивают палочкой, а внизу оставляют донце. В нём делают небольшое отверстие, которое закрывается пальцем. Делают косой срез и отверстие — „свисток“. Потом договариваемся, что сегодня играем втроём, и подстраиваем дудки разного размера под тон — одна басовая, другая потоньше, третья еще выше. Если ствол трубки имеет большой диаметр, то в нее забиваем пробку, а отверстие делаем сбоку на дудке».

В начале 1980-ых годов в обследованной местности, в котором находились сёла Большебыково и Подсереднее, традицией исполнения игры на калюке владела только малая часть сельчан пожилого возраста. И лишь толко в одном селе — Большебыково, удалось собрать полноценный флейтовый ансамбль[8]. Данный музыкальный инструмент был распространён во всех славянских землях, включая Сибирь[5].

В настоящее время эта обертоновая флейта имеет достаточно широкое применение в городских фольклорных ансамблях, давая надежду на возрождение этого музыкального инструмента[7]. Открытие такого музыкального инструмента, как калюка, является одним из уникальных и недавних открытий в русском фольклоре[10].

Конструкция[править | править код]

Калюка состоит из обрезанного стебля. В стебле имеется верхнее отверстие для вдува, а также нижнее отверстие для выхода звука. Для выдува воздуха в верхней части стебля, делается дульце (или свисток)[8]. Также, в некоторых калюках может быть от двух до четырёх игровых отверстий[12].

Конструкция калюки

Размеры стебля различны и зависят от роста и длины рук играющего на нём. Для детей — от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина стебля подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на стволе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм[8].

Изготовление[править | править код]

В связи с более чистым и ясным звучанием, в большей степени делали колючие калюки, которые изготавливали из высушенных стеблей татарника колючего (растение из семейства сложноцветных). В меньшей степени (по частоте применения) изготавливали лужные флейты из высушенных и открытых с обоих концов стеблей пустотелых различных зонтичных травянистых растений, таких как, например: дудник, пустырник, борщевик и т. д., а также из стеблей тыквы[8]. Изготавливали флейты из дерева[5], но для того, чтобы изготовить полый цилиндр из дерева, нужно было иметь определенные навыки, а также специальное оборудование[12]. Также делали калюки из лыка. Изготовление лыковых калюк также являлось довольно таки сложным делом. Чтобы сделать лыковую дудку, нужно было лыко накрутить широкой полосой на кончик пальца так, чтобы потом не превысить допустимую конусность её канала[8].

Обертоновая флейта считалась сезонным музыкальным инструментом, поэтому для её изготовления было принято использовать прежде всего свежесрезанные стебли растений. Дудками, которые были сделаны из малослужащих материалов, не дорожили — такие инструменты после игры выбрасывали[8].

При изготовлении калюки нужно соблюдать определённый ряд правил. Срезанный стебель тщательно очищается от листьев и шипов (у татарника), прокалываются внутренние перепонки, тщательно следя, чтобы стенки ствола не пропускали воздух. Все мелкие дырочки и щели потом заделывают хлебным мякишем или воском. Если делают калюку из различных зонтичных растений, например из борщевика, то прокалывать внутренние перепонки не нужно, по-скольку стебли таких растений полые[8]. Самая прочная нижняя часть стебля считается верхом калюки[12]. Также, для верхней части музыкального инструмента используется чуть-чуть утолщенная нижняя часть стебля, на которой собственно и выделывается дульце (свисток). Нижним концом калюки становиться верхняя часть стебля, на которой располагается выходное отверстие её канала. Срез для выходного отверстия делается строго поперечным, а срез для дульца под углом в 45 градусов. На получившемся у дульца выступе с внешней стороны стебля вырезается свистковая прорезь (или окошечко)[8]. От правильного расположения места прорези свистка зависит качество звучания музыкального инструмента. Порой, получившийся звук может получиться тихим (или недостаточно громким), с шипящим призвуком. В этом случае необходимо увеличить прорезь свистка до размера, при котором получается более чистый звук. Делается данный музыкальный инструмент без раструбов. В некоторых калюках делаются игровые отверстия в стволе, но в малом количестве — от двух до четырёх[12].

Техника игры[править | править код]

Основной источник[8]:

Игра на калюке осуществляется путём закрывания и открывания пальцем выходного отверстия, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент.

Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

В качестве игры на калюке использовались два отверстия. Первое — в верхнюю часть ствола на острый край свистковой прорези, расположенный на бородке (так называли выступ на краю корпуса у дульца обертоновой флейты), путём ритмичного вдува ртом музыканта, второе — с нижней части ствола, закрывая то открывая выходное отверстие по-такту и ритму.

Для создания звука во флейте, музыкант направляет ртом струю воздуха в верхнюю часть инструмента. Направляющая воздушный поток прорезь (или пыж) в самом музыкальном инструменте отсутствует. Поэтому музыкант направляет воздух кончиками губ и языка, воздушный поток который выходит через свистковую прорезь внутренней стенки бородки наружу.

Также можно играть не только одной калюкой, но и двумя сразу.

Разновидности[править | править код]

Разновидности калюк зависят от материала, из которого делают инструмент и их срока службы, от возраста музыканта, играющего на нём[8], а также от тональности звучания музыкальных инструментов[12].

Калюки по-материалу изготовления делятся на три вида: лужные, колючие и лыковые. Лужные калюки применялись лишь для одноразовой игры, а затем выбрасывались. Колючие калюки, из-за ясного и чистого звучания этих флейт их чаще других сохраняли и дольше держали при себе, особенно отправляясь в дорогу, её брали с собой, чтобы снова и снова на них играть[8].

Флейты по тональности разделяются на низкие (басовые), средние и высокие музыкальные инструменты. Каждая флейта в зависимости от тона звучания имеет разные размеры. Играть на таких музыкальных инструментах могли целым ансамблем[12].

Использование[править | править код]

На калюке играли ещё во времена Руси[9]. Данная дудка считалась исключительно мужским музыкальным инструментом, не имеющая возрастных и профессиональных ограничений[8]. Игре на калюке учили мальчиков с самого мало возраста[12]. Стремление девочек к игре на этом музыкальном инструменте осуждалось и порицалось[11].

Благодаря рассказам старожилов становиться понятно, что было время, когда на этих обертоновых флейтах играли почти все мальчики, подростки, мужчины, и старики. Играли в полях и на лугах, когда ночью стерегли коней, а также когда ехали домой с дальних покосов. Играли на калюке также там, где пасли скот, где косили для него сено, а также у своего дома, сидя у ворот на лавочке. Под игру на травяной дудке приплясывали, выкрикивали слова и исполняли задорные частушки. Юноши охотно играли перед своими невестами на этом инструменте, чтобы привлечь своих возлюбленных к себе. В связи со своими музыкальными особенностями и назначением, в дудки, как правило играли в сумерки или ночью, при луне и очень редко днём в полдень, когда хотели отдохнуть в тени. Играли на калюке летом и по осени, с середины июля и до самых холодов. В это время года для изготовления дудок пригодны пустотелые стебли многих растений. Играть на флейте можно было как одному, так и ансамблем[8]. Играли на калюке в основном только c таким ударным музыкальным инструментом, как коса, выстукивая на ней под пляску ритмические образы[12].

Звучание[править | править код]

Звуки калюки строятся по натуральному (обертоновому) звукоряду, имеющие от 12-ти до 16-ти обертонов[5]. Точнее, исполнение игры на флейте строится на ритмическом противопоставлении двух серий обертонов. Первая серия состоит только из нечётных обертонов, которые создаются путём исполнения на музыкальном инструменте с закрытым нижним отверстием. А вторая из набора чётных и нечётных обертонов, которые делаются путём игры с открытым нижним отверстием. Основные тоны звучания ни в одной из серий обертонов в процессе исполнения игры не делаются. Музыкальный инструмент по-своему звучанию двутембровый, тесситурный, многозвучный, и сиповатый[8]. Изменение тональности музыки осуществлялось за-счёт «передува», а также за-счёт открытия и закрытия нижней части дудки[5]. Также, открывая и закрывая нижнее отверстие дудки музыкант мог менять высоту исходящего звука на один тон, тем самым создавая новый набор обертонов[7]. Недостающие ноты музыканты порой допевали сами, имитируя голосом сиплый и резкий звук флейты[6]. Диапозон звучания музыкального инструмента составляет от первой «до» до четвёртой «до» октавы[8]. Входящие в основной музыкальный звук калюки, призвуки, звучат выше основного тона. За счёт колебаний воздушного столба в стебле образуются обертоны. Также, за счёт силы вдуваемой струи воздуха во флейту, и путём ритмической смены положения пальцев на нижнем отверстии инструмента можно было сыграть сразу несколько обертонов[12].

Исполнители[править | править код]

Основной источник[13]:
  • группа «Аллегория»
  • Алексей Суровяк
  • Ангелина Безрукова
  • Андрей Мартынов
  • ансамбль «Театр народной музыки»[14]
  • Валерий Нарышкин
  • группа «Ва-та-га»
  • Владисвар Надишана
  • группа «Калевала»
  • Роман Ломов[15]
  • Сергей Клевенский[9]
  • Сергей Старостин[16]
  • Татьяна Нарышкина
  • группа «Instrumental Creativity»[2]

Аналоги[править | править код]

Калюка встречается почти у всех народов всех стран и континентов, но под другими именами[8]. Например, у норвежцев это — «сельефлэйта» (норв. Seljefløyte), у шведов — «сэльефэйт ор сэлепипа» (шведск. Sälgflöjt or sälgpipa), у финнов — «питкяхуйлу» (финск. Pitkähuilu)[17], у украинцев — «тилинка» (укр.Ссылка на украинский язык не подразумевает признания его существования в качестве отдельного естественного языка. Она также может указывать на особенности фонетики и лексики малороссийских говоров или на украинский язык в качестве искусственного. Теленка, тилинка)[18], у румынов — «тилинка» (рум. Tilincă)[19], у словак — «концовка» (словацк. Koncovka)[20].

Примечания[править | править код]

  1. а б Горюнов, 2010, с. 10
  2. а б в Ася Асрян «Сыграют дождь… на флейте» // Открытая газета. — 2014. — Т. 21. — № 614.
  3. "Русские народные инструменты". Музыкальные инструменты — история создания и описания. Retrieved 2017-02-25. 
  4. Виталий Черников «От жалейки до гармони» // Коммуна. — 2011. — Т. 178. — № 25806.
  5. а б в г д "Калюка — древнерусская фейта". Этническая музыка. 2012-01-02. Retrieved 2017-02-25. 
  6. а б "«Колюка» в энциклопедии музыкальных инструментов". EOMI. Retrieved 2017-02-25. 
  7. а б в г д е ё Горюнов, 2010, с. 11
  8. а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т Банин, 1997
  9. а б в г Елена Бухмак (2007-05-06). "Сергей Клевенский. Использование духовых инструментов в различных стилях современной музыки, от акустического фьюжна, до тяжелого электронного рока". Learnmusic.ru. Retrieved 2017-02-25. 
  10. а б в Жиров, 2000, с. 40
  11. а б Жиров, 2000, с. 41
  12. а б в г д е ё ж з и й "Травяная дудка (Калюка)". Русские народные музыкальные инструменты. Archived from the original on 2010-02-01. Retrieved 2017-02-25. 
  13. Наталья Гальцова (2012-04-12). "Калюка (травяная дудка)". Арфы.рф. Retrieved 2017-02-25. 
  14. "Возвращение к истокам – деревенский праздник (картины народного гуляния)". Московская государственная академическая филармония. Retrieved 2017-02-25. 
  15. "Народные инструменты". сайт Романа Ломова. Retrieved 2017-02-25. 
  16. Владимир Василенко. "Старостин Сергей". Культурный Центр ДОМ (первая публикация — еженедельник КОМОК (Красноярск)). Retrieved 2017-02-25. 
  17. "Pitkähuilu". Etno.net. Retrieved 2017-02-25.  Unknown parameter |lang= ignored (help)
  18. "Українські народні музичні інструменти Л. М. Черкаський". Українські народні пісні. Retrieved 2017-02-25.  Unknown parameter |lang= ignored (help)
  19. "Jouer de la tilinca: approche pratique à l'usage des débutants". tilinca.blogspot.ru. Retrieved 2017-02-25.  Unknown parameter |lang= ignored (help)
  20. "O fujarach". ofujarach.szm.com. Retrieved 2017-02-25.  Unknown parameter |lang= ignored (help)

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Исполнение на калюке