Концепция закона о родовых поместьях 1

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Attention niels epting.svg Эта страница предлагается для быстрого удаления.
Если вы считаете, что эту страницу не нужно удалять, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи или Традиция:К удалению.
Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), удалить.
Автору статьи: Что делать?

это черновик, можно удалить


Р о с с и й с к а я   Ф е д е р а ц и я

Федеральный закон

«О родовых поместьях»

Концепция


Проект настоящего Федерального закона является народным законопроектом, разработанным жителями поселений родовых поместий России с учётом отзывов субъектов права законодательной инициативы, общественных обсуждений и предложений граждан Российской Федерации, и представленным Президенту РФ с целью его внесения в Государственную Думу РФ и принятия в России в качестве Федерального закона.
Публикуется инициативной группой Родной партии.
Предлагается к обсуждению.
Исходный вариант № 1 (стабильная версия). Другие версии: Текущая.



Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О родовых поместьях»[править | править код]

Настоящий закон закладывает основы возрождения России, длительного устойчивого развития общества и государства путём возрождения сельских территорий и сельского хозяйства страны. Гарантируя право граждан Российской Федерации на землю как основное национальное богатство, настоящий закон развивает приоритет земли как основы жизни и деятельности человека и утверждает значение земли для человека как неотъемлемого достояния его семьи и рода.

В соответствии с настоящим законом каждому гражданину Российской Федерации гарантируется право на создание своего родового поместья. Это право включает в себя выбор гражданином земельного участка, его безвозмездное предоставление государством, обустройство на нём родового поместья, владение, пользование и распоряжение родовым поместьем и передачу родового поместья по наследству.

Минимальный гарантированный размер земельного участка, который безвозмездно предоставляется семье для обустройства родового поместья, устанавливается равным одному гектару. Такая площадь позволяет создать на земельном участке сбалансированную экологическую систему из плодовых, ягодных, орехоплодных и других многолетних насаждений, с наличием водных объектов и зелёных массивов – мест обитания животных, птиц, насекомых и других живых организмов.

Закон не ограничивает граждан в выборе по своему желанию участка менее одного гектара, в случае если это предопределяется их убеждениями или сложившимися обстоятельствами.

Деятельность гражданина и членов его семьи по ведению на таком земельном участке поместного (усадебного) хозяйства осуществляется ради создания более совершенной среды обитания для своих детей, внуков и правнуков, что придаёт обустройству земельного участка родового поместья природоохранный и природовосстанавливающий характер. Приоритет при ведении такого хозяйства отдаётся значению земли как природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы, и природному ресурсу, используемому в интересах нынешних и будущих поколений.

Многообразие видов сельскохозяйственной деятельности (садоводство, огородничество, виноградарство, цветоводство, пчеловодство, рыбоводство, птицеводство, звероводство, животноводство и тому подобное) позволяет максимально приблизить производство сельскохозяйственной продукции в таком хозяйстве к природным процессам организации экосистем, создателем и регулятором которых является человек и его семья, живущие на этой земле из поколения в поколение (род).

Сочетание сельскохозяйственной и природоохранной деятельности с постоянным проживанием человека и его семьи (рода) на этой земле направляет всю жизнедеятельность создателей родовых поместий на совершенствование среды обитания. Это проявляется в улучшении почвенной структуры земли и её плодородия, внедрении экологических систем земледелия, сохранении и приумножении редких и ценных пород растений, улучшении семенного фонда, сохранении и улучшении генофонда животных, птиц и пчёл, создании произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, озеленении сельских территорий, ведении здорового образа жизни, развитии своего духовного и творческого потенциала, рождении здоровых и творчески развитых детей, восстановлении сельского уклада жизни, возрождении исконных народных промыслов и ремёсел как основы возрождения народного творчества и национальной традиционной культуры, её праздников, обрядов, искусств и традиций.

Жизнь в сельской местности не только возвращает человека к природе, но и пробуждает любовь к ней, трудолюбие. Делая постоянным круг общения, способствует росту ответственности за свои поступки, честности во взаимоотношениях, взаимопомощи. Творческий труд создателей родовых поместий, с посильным привлечением старшего и подрастающего поколений, наглядность результатов такого труда позволяют обеспечить достойную старость старшего поколения и поднять на качественно новый уровень процесс воспитания и обучения детей и молодежи. Труд на такой земле соединяется с познанием законов природы и творчеством, основанном на преемственности мысли поколений – улучшении и продолжении мыслей предков новыми делами и замыслами, плоды которых, в свою очередь, будут наследием и памятью для потомков.

Как живая книга, родовое поместье хранит мысли и дела на нём живущих поколений. Это и пробуждает любовь к Родине – земле, являющейся местом укоренения семьи и рода, рождает осознание немыслимости её потери или продажи, недопустимости её использования в качестве средства обеспечения исполнения обязательств, невозможности залога, отчуждения, взыскания или иного изъятия. Вложенная в эту землю любовь, творческая мысль, труд и энергия рода не оценивается на деньги, не продаётся и не передаётся иным способом так же, как не оцениваются на деньги и не продаются жизнь, достоинство, честь и доброе имя. В силу этого в отношении земельных участков родовых поместий настоящим законом устанавливается правовой режим как неотъемлемого достояния семьи и рода, обеспечивающий гражданам Российской Федерации возможность вечного ими владения.

Особое социальное предназначение родового поместья и экологически востребованный характер деятельности создателей родовых поместий обуславливает неимущественный характер права на создание родового поместья как права на обретение своей Родины. Это проявляется:

  • в безвозмездном предоставлении земельных участков гражданам России;
  • в освобождении этих граждан от налогов на произведенную продукцию и на земельный участок;
  • в недопустимости обращения взыскания на земельный участок и находящиеся на нём жилые строения по обязательствам гражданина и членов его семьи.

Неимущественный характер права на создание родового поместья проявляется также в том, что в отношении такого земельного участка как недвижимого имущества устанавливаются ограничения оборотоспособности – его нельзя купить, продать, заложить, сдать в аренду, разделить на части, передать юридическому лицу и тому подобное, так как родовое поместье является местом укоренения рода и его неотъемлемым достоянием. Это обуславливает пожизненный (вечный) характер владения земельным участком родового поместья, невозможность конфискации родового поместья и недопустимость его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Введение и гарантирование государством этих положений является одной из важнейших составляющих настоящего закона.

Прочность и незыблемость прав на землю, уверенность человека в том, что эта земля предоставлена ему навсегда, что она перейдёт его детям, внукам и правнукам, является первейшим условием возникновения таких отношений по использованию земли, при которых в человеке пробуждается желание вкладывать в землю свой труд на века и улучшать эту землю ради блага самого себя и своей семьи, которая на этой земле вместе с ним и проживает. Таким образом естественное стремление человека улучшить среду своего обитания и создать благосостояние своей семьи приводит к улучшению природной среды, укреплению народного хозяйства и повышению благосостояния государства в целом.

Особое правовое положение родовой земли, которая является неделимой частью государства и неотъемлемым достоянием гражданина, открывает ему перспективу материального и духовного роста, даёт ему и его потомкам уверенность в завтрашнем дне, доверие к руководству страны, способствует сплочению всего народа. На смену человеку – потребителю вернётся Человек – Творец, ответственный за свою семью, за свой род, ответственный за процветание своей Родины. Благодаря этому в России начнётся развитие усадебного и хуторского хозяйства, пустующие земли покроются садами, каждая российская семья сможет обеспечивать себя экологически чистыми продуктами питания, проживать в благоприятной окружающей среде, построить свой дом на своей земле, оставить своим детям и внукам более совершенную среду обитания, подарить им Родину.

Осознанная любовь к Родине, олицетворением которой станет своё родовое поместье, и формирование нового облика российского государства, состоящего из прекрасных родовых земель, создадут условия для восстановления утраченных общенациональных ценностей, возрождения родовых устоев и добрососедства разных народов, сохранения целостности страны и умножения её природных богатств. Новые парадигмы отношений между человеком, обществом и природой станут основой оздоровления нации и народов, страну населяющих, предметом защиты и фундаментом новой, экологически здоровой экономики, продовольственной безопасности государства. Россия встанет на путь цивилизации, достойной третьего тысячелетия.

Таким образом, принятие Федерального закона «О родовых поместьях» позволяет:

  • возродить село на качественно новой основе;
  • заселить обезлюдевшие земли вдали от крупных торговых центров;
  • расселить мегаполисы и крупные города, что уменьшит нагрузку на их инфраструктуру;
  • снизить социальную напряженность в обществе и безработицу;
  • навсегда избавиться от нищеты и бедности;
  • облегчить решение жилищной проблемы;
  • укрепить институт семьи, что способствует решению демографической проблемы;
  • улучшить экологию среды обитания людей;
  • снизить криминогенную напряженность;
  • уменьшить потребности в детских домах и домах престарелых;
  • восстановить плодородие сельскохозяйственных земель;
  • улучшить обеспечение граждан экологически чистыми продуктами питания;
  • заложить долгосрочные проекты по созданию плодовых, лесных и других многолетних насаждений;
  • охватить природоохранной деятельностью широкие слои населения;
  • сохранить и приумножить биологическое разнообразие растительного и животного мира;
  • укрепить продовольственную и экологическую безопасность государства.

В совокупности это позволит обеспечить прочный фундамент духовного возрождения общества, укрепления государства, его суверенитета, послужит гарантом сплочения всех народов, целостности и процветания России.

Структура и характеристика основных положений проекта Федерального закона «О родовых поместьях»[править | править код]

Законопроект состоит из двух частей:

  • Федерального закона «О родовых поместьях», содержащего постоянно действующие положения;
  • Указа Президента РФ «О родовых поместьях», содержащего переходные, временные положения.


Федеральный закон «О родовых поместьях»[править | править код]

Федеральный закон «О родовых поместьях» состоит из 13 статей:

Статья 1 закрепляет право граждан Российской Федерации на создание родовых поместий, содержит наиболее важные, принципиальные положения законопроекта:

  • право на обретение своей Родины, на создание своего родового поместья принадлежит каждому гражданину России от рождения;
  • каждый гражданин России имеет право на безвозмездное получение земельного участка из государственной или муниципальной собственности для обустройства своего родового поместья;
  • гарантируется безвозмездное владение, пользование и распоряжение родовым поместьем внутри своего рода, а также передача родового поместья по наследству;
  • земельные участки родовых поместий являются неотъемлемым достоянием семьи и рода, что гарантирует гражданам России возможность вечного ими владения.

Поскольку эти положения по своему уровню и значению фактически являются конституционными, данная статья может быть рекомендована для подготовки соответствующей поправки в Конституцию Российской Федерации.

Статья 2 даёт определение основным понятиям законопроекта – родовое поместье, поместное (усадебное) хозяйство, поселение родовых поместий, имущество общего пользования, организатор поселения родовых поместий, уполномоченный орган. Иные понятия ("гражданин", "семья", "земельный участок", "индивидуальный жилой дом", "имущество" и другие), употребляемые в законопроекте без раскрытия их содержания в настоящей статье, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, семейном, земельном и других отраслях законодательства Российской Федерации.

Статья 3 устанавливает основные права гражданина по обустройству родового поместья. Это более подробная расшифровка наименования "обустройство родового поместья" как вида разрешенного использования. Гражданин вправе посадить на земельном участке сад, выкопать пруд, устроить огород, высадить лес, завести пчёл, птицу, животных, осуществлять иную сельскохозяйственную и природоохранную деятельность, а также возвести индивидуальный жилой дом, оформить на него право собственности и зарегистрироваться в нём по постоянному месту жительства. В качестве основного правила вводится положение о том, что обустройство родового поместья осуществляется личным трудом связанных между собой родством и (или) свойством граждан Российской Федерации (владельца земельного участка и членов его семьи). Максимальный процент застройки -- десять, при этом максимальный процент под капитальные здания -- три, при этом максимальный процент под сооружения не устанавливается. Получение разрешения на строительство не требуется. Эксплуатация земельного участка в товарном производстве, организация производства с использованием наемной силы, организация производства с убийством животных, коммерческая аренда земли или недвижимости, превышение процента застройки, -- устанавливаются как признаки использования с иной целью. Поскольку в родовых поместьях мусор утилизируется как правило самостоятельно, не допускается к родовым поместьям применять существующую практику нормирования минимального количества вывозимого мусора.

Статья 4 устанавливает правовой режим земельных участков родовых поместий как неотъемлемого достояния семьи и рода, которое не отчуждается, не продаётся, не закладывается, не конфискуется, не изымается для публичных нужд, не отымается за долги. Возведённые гражданином в родовом поместье объекты капитального строительства, в том числе индивидуальный жилой дом и иные здания, строения, сооружения, также не являются предметом гражданско-правовых сделок, и не могут быть переданы иным лицам. Однако родовое поместье может быть передано в дар другому члену семьи или любому другому родственнику из круга возможных наследников родового поместья (членов именно этого рода). Не допускается смена владельца родового поместья чаще, чем через год. Вводится запрет на изменение целевого назначения земельного участка родового поместья, на изъятие при отсутствии деятельности на участке.

С согласия общего собрания поселения при наличии организатора поселения, а при его отсутствии с разрешения уполномоченного органа, земельный участок под родовое поместье может быть разделён между совершеннолетними родственниками на части, если в результате раздела будут соблюдаться прописанные в законе условия, и ни один земельный участок в итоге не будет меньше одного гектара.

С согласия общего собрания поселения при наличии организатора поселения, а при его отсутствии с разрешения уполномоченного органа, смежные земельные участки под родовые поместья, владельцами которых являются родственники, могут быть объединены в один участок, если в результате объединения будут соблюдаться прописанные в законе условия, в частности, что родовое поместье не может быть больше девяти гектар.

С согласия общего собрания поселения при наличии организатора поселения, а при его отсутствии с разрешения уполномоченного органа, допускается изменение границ и размеров земельных участков под родовое поместье, если в результате изменения будут соблюдаться прописанные в законе условия. В этом случае не допускается уменьшение земельного участка до размера менее одного гектара.

Площадь земельного участка условно делится на две части: без налога и налогооблагаемую. Налогом не облагается только площадь в пределах одного гектара на члена семьи. Сверх этого можно иметь ещё землю с видом разрешенного использования под родовые поместья. Максимальная площадь родового поместья, которая может находится в собственности одного дееспособного гражданина, устанавливается равной трем гектар, и девять гектар у семьи в целом. При этом если кто-то из собственников имеет помимо родового поместья личное подсобное хозяйство, землю индивидуального жилищного строительства, дачу, садовый участок, огородный участок или иной земельный участок, предоставленный для личных (не связанных с предпринимательской деятельностью) нужд, то этот установленный законом максимум охватывает все подобные земельные участки этих граждан. Родовое поместье в совместной собственности могут иметь только граждане, связанные родством. Гражданин может иметь только одно родовое поместье.

Наследование родового поместья происходит по следующему порядку:

  • При переходе по наследству родовое поместье сохраняет свою неделимость.
  • Если у поместья было несколько собственников, то поместье наследуют пережившие собственники.
  • Если для соблюдения принципа "не более трех гектар на собственника" требуется ещё один собственник, то переживший собственник (собственники) выбирает наследника по своему усмотрению, с соблюдением принципа, что совместно могут владеть поместьем только родственники, в этом случае он вправе оформить собственность на несовершеннолетнего наследника. Выбирается наследник равным образом как среди наследников умершего, так и среди возможных наследников пережившего собственника. В случае если нет по обоим линиям родственников, могущих и желающих наследовать родовое поместье, переживший собственник имеет право с согласия общего собрания поселения (а при его отсутствии по решению уполномоченного органа) иметь в собственности земельный участок размером большим, чем установлено настоящим законом (больше, чем три гектара на одного собственника).
  • Если у поместья был один собственник, то наследование родового поместья может произойти по завещанию.
  • При отсутствии завещания родовое поместье переходит к законному наследнику. В этом случае закон придерживается такого принципа, что по закону поместье должно перейти к одному единственному наследнику.
  • Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
  • Очередность наследования по закону определяется кровным родством в следующем порядке:
    • Внеочередным наследником по закону является супруг.
    • Наследниками первой очереди по закону являются дети наследодателя, внуки и их потомки.
    • Наследниками второй очереди по закону являются родители наследодателя, их дети, внуки и потомки.
    • Наследниками третьей очереди по закону являются дедушки и бабушки наследодателя, их дети, внуки и потомки.
    • Наследниками четвертой очереди по закону являются прадедушки и прабабушки наследодателя, их дети, внуки и потомки.
    • Наследниками пятой очереди по закону являются усыновленные, их дети, внуки и потомки.
    • Наследниками шестой очереди по закону являются пасынки, падчерицы, их дети, внуки и потомки.
    • Наследниками седьмой очереди по закону являются усыновитель, отчим и мачеха наследодателя, их дети, внуки и потомки.
    • Наследниками восьмой очереди по закону являются лица, не являющиеся родственниками либо являющиеся очень далёкими родвенниками, но родившиеся в этом родовом поместье либо проживавшие в этом родовом поместье в общей сложности не менее трех лет. Условно можно считать человека родившимся в родовом поместье, если он вплоть до рождения вынашивался в поместье и сразу после рождения жил в поместье.
  • Если в рамках одной очереди отсутствуют дееспособные наследники и есть несовершеннолетние наследники, то к наследованию призываются несовершеннолетние наследники этой очереди. К наследованию в этом случае могут также призываться граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
  • В рамках одной очереди поместье переходит к тому, кто родился в родовом поместье реально. В случае отсутствия таковых поместье переходит к тому, кто родился в родовом поместье условно, то есть вынашивался в поместье вплоть до рождения и жил в поместье сразу после рождения. В случае равенства по признаку места рождения родовое поместье переходит к тому, кто дольше в общей сложности жил в поместье, дни жизни в зачатом состоянии также могут учитываться. При этом учитываются только полные дни проживания. В соответствии с Гражданским кодексом полным днём считается промежуток времени не в 24 часа, а от полуночи до полуночи. В случае равенства по длительности проживания поместье переходит к более старшему по степени родства в нисходящей линии. В случае равенства по степени родства поместье переходит к более старшему по возрасту.
  • Если претенденты по всем вышеуказанным признакам не различаются, то родовое поместье поступает в совместную собственность этих наследников, если иное не будет установлено соглашением между ними.

Статья 5 законопроекта определяет условия предоставления земельных участков гражданам для обустройства родовых поместий и организации поселений, состоящих из родовых поместий. Такие земельные участки могут предоставляться из состава земель сельскохозяйственного назначения, земель сельских населенных пунктов и земель лесного фонда любым гражданам Российской Федерации, подавшим заявления о предоставлении земельных участков в уполномоченные органы по месту нахождения земельных участков, а также депутатам и созданным гражданами некоммерческим организациям, получающим возможность стать организаторами поселений. Условия и порядок дальнейшей передачи земельных участков гражданам для обустройства родовых поместий, совершения фактических и юридических действий, направленных на дальнейшее оформление и распределение земли (межевание земельных участков, их постановка на государственный кадастровый учёт, передача вновь образованных земельных участков в частную собственность граждан и другие возникающие при этом отношения в процессе организации поселения родовых поместий) конкретизируются особым договором об организации поселения родовых поместий, который заключается между уполномоченным органом и некоммерческой организацией, созданной гражданами, либо депутатом, либо гражданином, пожелавшим стать организатором поселения родовых поместий, в интересах всех граждан, которые пожелают обустраивать в этом поселении свои родовые поместья (договор в пользу третьих лиц). Проектом закона установлено, что земельные участки первоначально предоставляются гражданам в безвозмездное пользование сроком на 10 лет. В случае их освоения в качестве родовых поместий земельные участки безвозмездно передаются в частную собственность с ограничениями оборотоспособности, установленными статьёй 4 законопроекта. В случае не освоения земельных участков они подлежат изъятию как неиспользуемые по назначению и повторному предоставлению для обустройства родовых поместий другим гражданам.

Статья 6 посвящена вопросам применения настоящего закона к гражданам, которые уже обустраивают свои родовые поместья на земельных участках, приобретенных до вступления в силу настоящего закона. Такие граждане смогут изменить разрешенное использование своих земельных участков на "обустройство родового поместья" при условии обращения в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В случае, если данные земельные участки были предоставлены им в аренду, граждане смогут переоформить их в собственность при условии освоения земельного участка в соответствии с требованиями настоящего закона. Отдельно регулируется распределение земли в поселениях родовых поместий, участниками которых создано некоммерческое партнёрство, дачное некоммерческое партнёрство, садовое некоммерческое товарищество или иное юридическое лицо. Земельные участки, находящиеся в собственности таких юридических лиц или предоставленные им в аренду органами власти, подлежат межеванию, постановке на государственный кадастровый учёт и безвозмездной передаче в собственность граждан при соблюдении требований статьи 4 законопроекта. Основным условием реализации данных норм является предварительный учёт данных земельных участков в качестве родовых поместий или их нахождение в границах территорий, поставленных на учёт в качестве поселений родовых поместий. Порядок учёта родовых поместий и поселений родовых поместий предлагается установить Постановлением Правительства Российской Федерации.

Статья 7 проекта закона конкретизирует применение к гражданам, обустраивающим родовые поместья, положений действующего законодательства. В частности, к данным гражданам применяются меры государственной поддержки, подробно описанной в статье 10, гарантируется содействие в осуществлении местного самоуправления. При возведении в родовом поместье индивидуального жилого дома семья, имеющая двух и более детей, вправе распорядиться средствами материнского (семейного) капитала. Закон предусматривает возможность финансовой и иной поддержки родовых поместий со стороны частных лиц, предпринимателей. Государственная финансовая поддержка родовых поместий исключается с целью предупреждения злоупотреблений, защиты суверенитета родовых поместий, защиты родовых поместий от административного навязывания норм ведения хозяйства, защиты интересов налогоплательщиков. Иные меры государственной поддержки граждан, обустраивающих родовые поместья, могут дополнительно определяться законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как правило организатор поселения берет на себя все функции социального обеспечения жителей. Обеспечиваются образование, медицинское обслуживание, пенсионное содержание, пожарная безопасность, правовой арбитраж и так далее. В связи с этим в отношении жителей поселений устанавливаются особые налоговые правила. Налогообложение жителей поселений производится по добровольному договору с государством с учётом уменьшенного комплекта обязательных государственных услуг.

Статья 8 законопроекта определяет порядок возврата в государственную и муниципальную собственность земельных участков. Причиной возврата может быть:

  • неосвоеность участка, находящегося во временном пользовании;
  • использование с иной целью;
  • отказ.

Неосвоенными считаются земельные участки, на которых по истечении десяти лет с момента их предоставления гражданину:

  • отсутствует жилой дом или иное жилое строение, используемое для проживания владельца земельного участка или членов его семьи;
  • не выращивается сельскохозяйственная продукция;
  • не высаживаются многолетние насаждения.

Данные факты устанавливаются материалами проверки органа земельного надзора или решением общего собрания жителей поселения родовых поместий, на территории которого находится неосвоенный земельный участок. После направления гражданину письменного предупреждения с предложением заняться обустройством земельного участка, которое не возымело своего действия, уполномоченный орган или организатор поселения родовых поместий принимает решение о расторжении договора безвозмездного пользования.

При выявлении признаков использования участка с иной целью владельцу участка направляется письменное предупреждение с предложением устранить нарушения. Если после предупреждения в установленный срок нарушения не устраняются, то участок подлежит изъятию.

В любом случае, если участок был освоен и находился до этого в личной (семейной) собственности, и это родовое поместье не выморочено, то, после изъятия, следующим владельцем этого земельного участка может быть только наследник бывшего собственника. В том случае, если наследник не находится, то родовое поместье считается выморочным. В случае выморачивания, не ранее чем через год после возврата, земельный участок повторно предоставляется во временное пользование новому желающему, который может не являться родственником предыдущего собственника.

Если земельный участок был изъят по причине использования с иной целью, то он не может быть предоставлен следующему владельцу до тех пор, пока не будут устранены нарушения, ставшие причиной изъятия. В частности должны быть снесены здания и строения, возведенные сверх указанных в законе норм. Если у этих зданий и строений были фундаменты, то фундаменты тоже должны быть демонтированы и вывезены. Расходы по приведению земельного участка в соответствующее состояние лежат на владельце, допустившем эти нарушения.

Земельный участок и расположенное на нём недвижимое имущество при возврате или смене владельца не оценивается и не подлежит компенсации.

Статья 9 устанавливает порядок восстановления упразднённых сельских населённых пунктов, в которых вновь поселились граждане на постоянное место жительства. На основании заявлений граждан органы местного самоуправления составляют акт о появлении на данной территории жителей и возведении ими жилых домов или иных объектов капитального строительства, и принимают решение о восстановлении населенного пункта в границах, установленных на момент его упразднения, либо в границах его исторически существовавшей прежде территории. Земельные участки формируются в новых границах исходя из требований к планировке территорий поселений родовых поместий и в соответствии с размерами, установленными настоящим законом и законами субъектов РФ "О родовых поместьях". При осуществлении строительства предпочтение отдаётся индивидуальным жилым домам автономного типа, не требующим подведения сетей инженерно-технического обеспечения. Иные решения и правовые акты, необходимые для восстановления сельских населённых пунктов, принимаются в том же порядке, в каком было произведено их упразднение согласно требованиям законов субъектов РФ об административно-территориальном устройстве. Применение норм данных законов для целей возрождения сёл, хуторов и деревень России будет способствовать возрождению сельских территорий и сельского хозяйства страны, что и является одной из главных целей настоящего закона.

Статьёй 10 законопроекта гарантируется содействие государства в образовании поселений родовых поместий по инициативе граждан, самостоятельно выбравших место для организации поселения родовых поместий и получивших права на земельные участки в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством. В частности, проектом закона предусматривается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти на основании заявлений граждан будут осуществлять изменение разрешенного использования земельных участков, ведение учёта родовых поместий и поселений родовых поместий, присвоение адресов, регистрацию ТОС, содействовать расширению поселений за счёт прилегающих земель, содействовать в формировании имущества общего пользования поселения родовых поместий, проведении электричества, строительстве дорог, магазинов, школ и иных объектов социальной инфраструктуры, способствовать заселению заброшенных или малочисленных сельских населённых пунктов, помогать в обеспечении граждан семенами и саженцами, открывать новые автобусные маршруты, осуществлять постановку поселений родовых поместий на социальное обслуживание и тому подобное.

Статья 11 законопроекта посвящена вопросу проведения общего собрания жителей поселения родовых поместий исходя из сложившейся практики и культуры обсуждения и принятия общих решений коллективом соседей – семьями, проживающими на одной территории, включая детей, подростков и других членов семей, присутствующих на собрании и принимающих участие в обсуждении затрагиваемых на нём вопросов. При этом само присутствие на собраниях, проводимых в форме думы или схода граждан, является инициативным (добровольным). Такие встречи соседей являются наиболее распространённой формой собраний, в ходе которых и решается большинство вопросов жизнедеятельности поселения. Эта форма проведения общего собрания используется для совместного нахождения ответов на возникшие в коллективе вопросы и принятия по ним решений. Если устраивающее всех решение по какому-то вопросу не находится, он может быть вынесен на вече. Вече является особым общим собранием с участием представителей всех семей для принятия решений по наиболее значимым вопросам, затрагивающим интересы рода каждого. Присутствие на вече может быть обеспечено дистанционно с помощью электронных средств связи. Решение вече принимается при одобрении его всеми участниками (единогласно) и выполняется теми, кто в нём и участвовал. Такие решения являются обязательными для всех присутствующих или проживающих на данной территории. Эти положения действуют, если иное не установлено жителями поселения родовых поместий, которые вправе установить другие (более подходящие для них в данный момент) условия и порядок проведения общего собрания, принятия и выполнения его решений при разработке и утверждении Уклада своего поселения.

Статья 12 законопроекта устанавливает право жителей поселения родовых поместий утвердить Уклад поселения родовых поместий, действующий на его территории, при условии его принятия общим собранием, с последующим обнародованием и регистрацией органами местного самоуправления сельского поселения, в котором могут определяться:

  1. цели создания поселения родовых поместий и концепция его развития;
  2. принципы образа жизни в поселении родовых поместий и обустройства его территории;
  3. планировка территории поселения родовых поместий и виды выделяемых в нём зон общего пользования;
  4. порядок владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования;
  5. особенности ведения экологического сельского хозяйства (пермакультуры);
  6. особенности принятия решений жителями поселения родовых поместий;
  7. иные особенности непосредственного осуществления местного самоуправления и народовластия на территории поселения родовых поместий.

Наличие такого Уклада даёт возможность перейти к непосредственному осуществлению жителями поселения родовых поместий самоуправления на своей территории, а также наделить их соответствующими правами, позволяющими им брать на себя ответственность за конкретные вопросы местного значения, принимать участие в муниципальном правотворчестве, осуществлять программы в области здравоохранения, воспитания, образования, культуры, природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять общественный экологический контроль и, в целом, самостоятельно решать все вопросы жизни своего поселения и управлять развитием его территории. Таким образом, этот документ является одновременно нормативным актом, действующим на данной территории, и письменным свидетельством неписаного уклада жизни, складывающегося в данном поселении, умения проживающих в нём семей и родов складывать свои мысли и принимать общие решения, воплощая их через конкретные дела, вместилищем знаний и ценностей, обобщением и осмыслением полученного родами опыта, ориентиром для поколений, программой совершенствования среды обитания и самих себя.

Статья 13 предусматривает возможность установления вокруг поселения родовых поместий экологической зоны исходя из требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении зелёных зон, лесопарковых зон, погранично-защитных зон для пчёл, особо защитных участков лесов, водосборных площадей водных объектов и иных территорий с особыми условиями использования и охраны природных объектов. Границы километровой экологической зоны устанавливается по факту существования поселения и утверждаются решением законодательного (представительного) органа местного самоуправления с учётом занимаемой поселением родовых поместий площади. Эти границы могут быть расширены по решению общего собрания граждан, проживающих на данной территории. Законопроектом предусматривается, что некоторые виды хозяйственной деятельности на территории экологической зоны запрещаются, а некоторые – подлежат согласованию с жителями поселения родовых поместий как с жителями данной местности. Это обеспечит жителям поселений благоприятное состояние окружающей их среды и наличие общественных земель, которые будут использоваться на основе публичного сервитута (статья 11 Лесного кодекса РФ, статья 6 Водного кодекса РФ, статья 23 Земельного кодекса РФ) либо на основе распределения территории на отдельные угодья, закрепляемые за конкретными семьями (гражданами).

Указ Президента РФ «О родовых поместьях»[править | править код]

Первый раздел. Переходные положения[править | править код]

Первый раздел Указа Президента РФ «О родовых поместьях» устанавливает срок вступления Федерального закона «О родовых поместьях» в силу, предписывает Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять соответствующие нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Федерального закона «О родовых поместьях», а также предусматривает временные (переходные) положения, обеспечивающие его реализацию в субъектах Российской Федерации, в случае если в них в указанные сроки не будет принят закон, обеспечивающий реализацию положений настоящего Федерального закона.

Второй раздел. Перечень нормативных правовых актов, принятие которых потребуется в связи с принятием Федерального закона «О родовых поместьях»[править | править код]

Перечень является приложением к Указу. В связи с принятием Федерального закона "О родовых поместьях" потребуется принятие следующих Постановлений Правительства Российской Федерации и (или) иных нормативно-правовых актов соответствующего федерального органа исполнительной власти:

  • "О порядке учёта родовых поместий и поселений, состоящих из родовых поместий";
  • "Об утверждении типового договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставляемого для обустройства родового поместья";
  • "Об утверждении типовой формы договора об организации поселения родовых поместий";
  • "Методические рекомендации по организации поселений родовых поместий и архитектурно-планировочные особенности обустройства их территории".

Третий раздел. Перечень нормативных правовых актов, в которых потребуются внести изменения в связи с принятием Федерального закона «О родовых поместьях»[править | править код]

Перечень является приложением к Указу. В связи с принятием Федерального закона «О родовых поместьях» предусматривается внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ;
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
  5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ;
  8. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
  9. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
  10. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации";
  11. Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  12. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  13. Закон Московской области "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области" от 02.12.2006 N 212/2006-ОЗ.
  14. "Классификатор видов разрешенного использования земельных участков", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.


Группа авторов, работавшая над законопроектом о родовых поместьях:

Владимир Фёдорович Костин (поселение РП «Родное», Владимирская область)
Ирина Владимировна Волкова (поселение РП «Родное», Владимирская область)
Александр Алексеевич Левин (поселение РП «Заветное», Владимирская область)
Василий Иванович Петров (поселение РП «Заветное», Владимирская область)
Николай Васильевич Ващенко (поселение РП «Ковчег», Калужская область)
Александр Евгеньевич Горохов (поселение РП «Ковчег», Калужская область)
Галина Владимировна Тарасова (поселение РП «Ковчег», Калужская область)
Виктор Петрович Купцов (поселение РП «Благодать», Ярославская область)
Андрей Евгеньевич Долгов (поселение РП «Благодать», Ярославская область)
Андрей Вячеславович Рашидов (поселение РП «Лучезарное», Новосибирская область)
Валерий Владимирович Мирошников (поселение РП «Светлое», Татарстан)
Владимир Викторович Лобачёв (поселение РП «Кореньские Родники», Белгородская область)
Эдуард Евгеньевич Борисов (поселение РП «Миродолье», Московская область)
Владимир Анатольевич Матвеев
Владимир Николаевич Бородин


В разработке законопроекта о родовых поместьях приняли участие:

  • читатели книг из серии «Звенящие кедры России» Владимира Мегре
  • жители поселений родовых поместий России
  • народ земли русской

Анастасия Мегре
Владимир Николаевич Мегре
Людмила Александровна Педан
Анатолий Валентинович Молчанов
Татьяна Юрьевна Молчанова
Вячеслав Викторович Соколин
Татьяна Александровна Бородина
Вячеслав Фёдорович Богданов
Марина Фёдоровна Лямина
Татьяна Николаевна Воробьёва
Тамара Аршавировна Мкртчян
С. В. Капустин
Владимир Николаевич Шевчун
Андрей Борисович Гаскин
Герман Андреевич Пермяков
Татьяна Германовна Трудова
Александр Васильевич Субботин
Ольга Михайловна Ткачук
Ирина Геннадьевна Печерская
Геннадий Александрович Приходько
Евгений Александрович Марамыгин
Нюргустана Романовна Сергеева
Светлана Анатольевна Ширяева
Наталья Владимировна Железникова
Татьяна Альбертовна Соболева
Евгения Петровна Тейлис
Дмитрий Владимирович Орлов
Алексей Викторович Калинин
Евгения Николаевна Степанова
Денис Александрович Левин
Дмитрий Васильевич Жиляев
Наталья Александровна Жирнова
Константин Юрьевич Чикалёв
Галина Кочеткова
Валентина Шмакова
Юрий Морозов
Роман Пантелеев
Анатолий Сердюк
Дамир Шакирович Уразбаев
Алия Рамилевна Ишкинина
Станислав Валерьевич Захаров
Елена Григорьевна Бояринова
Александр Александрович Бакалдин
Алексей Николаевич Голошейкин
Ирина Александровна Власенко
Валентина Петровна Филинова
Лиля Илдусовна Ахтямова

Владимир Эрастович Симонов
Анатолий Иванович Толстов
Евгений Степанович Савченко
Валерий Павлович Шамаев
Валентина Алексеевна Запонкина
Анатолий Яковлевич Зеликов
Елена Альбертовна Канищева
Валерий Николаевич Канищев
Светлана Ивановна Курмаева
Ярослав Евгеньевич Нилов
Андрей Николаевич Свинцов
Сергей Михайлович Катасонов
Виталий Сергеевич Золочевский
Игорь Владимирович Судец
Елена Андреевна Вторыгина
Алексей Николаевич Диденко
Игорь Григорьевич Лавриненко
Нина Анатольевна Шаронова
Павел Петрович Матвейчук
Алексей Георгиевич Водохлебов
Николай Александрович Гладышев
Мария Александровна Гладышева
Ольга Владимировна Дементьева
Сергей Николаевич Капранов
Наталья Юрьевна Капранова
Михаил Евгеньевич Критский
Александра Владимировна Критская
Елена Александровна Сомова
Андрей Борисович Тарулин
Александр Викторович Булдаков
Илья Евгеньевич Мальцев
Сергей Владимирович Казаков
Дмитрий Петрович Самусев
Иван Петрович Бондаренко
Светлана Викторовна Винюкова
Олег Викторович Сафронов
Михаил Юрьевич Павлов
Светлана Павловна Савельева
Николай Александрович Максеев
Владимир Афанасьевич Синяков
Александр Анатольевич Хрульков
Владимир Валентинович Григорович
Андрей Альбертович Павлов
Фёдор Леонидович Лазутин
Роман Евгеньевич Касауров
Сергей Анатольевич Сарафанов
Владимир Александрович Гайдучёнок

Александра Дмитриевна Ларионова
Алеся Владимировна Исайчева
Елена Леонидовна Долгова
Александр Геннадьевич Коньшин
Юлия Сергеевна Куприянова
Зоя Константиновна Ивлева
Василий Евгеньевич Сороколетовских
Аркадий Владимирович Григорьев
Марина Сергеевна Григорьева
Вадим Владимирович Брысин
Марина Леонидовна Брысина
Дмитрий Петрович Ларионов
Валерий Сергеевич Ковалёв
Антон Владимирович Гарасюта
Ксения Александровна Чемерис
Андрей Александрович Токарев
Сергей Анатольевич Тихонов
Татьяна Павловна Тихонова
Игорь Владимирович Медведев
Павел Фёдорович Константинов
Марина Михайловна Тимонина
Галина Алексеевна Проценко
Сергей Михайлович Киселёв
Андрей Викторович Филатов
Андрей Юрьевич Горбунов
Анжелика Ринатовна Белоконь
Яков Александрович Карпович
Николай Александрович Язов
Екатерина Викторовна Золотенко
Татьяна Михайловна Патрушева
Виктор Георгиевич Герасимов
Марина Николаевна Ирхина
Сергей Геннадьевич Серов
Ангелина Ивановна Щукина
Людмила Васильевна Васильева
Яна Валерьяновна Мирошниченко
Вадим Николаевич Демченко
Елена Валерьевна Глазунова
Игорь Алексеевич Мосулезный
Василий Михайлович Стяпшин
Николай Сергеевич Смирнов
Александр Журавлёв
Олег Валентинович Кашин
Павел Сергеевич Кашин
Эльвира Валентиновна Мокшанихина
Александр Васильевич Юров
Татьяна Ивановна Русь


2008 – 2018