Кулачный бой

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Кулачный бой — древнее развлечение русских мужчин. Они были распространены повсеместно и не связаны с каким-либо определенным временем года, но, как правило, происходили зимой, между Рождеством и Масленицей. В Орловской губ. ожесточенные кулачные бои между двумя соседними селами Пальна и Аргамач происходили на Троицу. В Мологе уже с осени начинали сражаться друг с другом мальчики с двух разных концов города.

Нередко за несколько дней перед боем предводители враждующих сторон определяли срок, место и условия боя. Бою обычно предшествовала подготовка в виде насмешек над противником, которому традиционно приписывались недостатки, смешной или позорный поступок и т. п.

На кулачный бой созывали возгласами: «Давай, давай на кулак!».

Затем в драку вступали мальчишки, нередко «стравливаемые» взрослыми, за ними подростки, парни и, наконец, взрослые мужики.

Каждая сторона имела своих наиболее сильных бойцов, вокруг которых и собирались остальные: иногда эти бойцы вступали в бой только в решающий момент.

Бойцы выходили на бой легко одетыми, туго подпоясанными, в кожаных рукавицах. Существовали определенные правила: не бить «под дых» лежачих и вышедших из боя из-за тяжелых повреждений, Также нельзя было бить того, кто присел. Запрещены были удары сзади, с тыла, обязательно следовало заходить вперед, лицом к лицу с противником. Разрешалось биться только «голыми руками» — в кулаке ничего не должно было быть. Не пользоваться свинчаткой, стопкой медных пятаков и т. п., а тем более ножами; однако последнее правило соблюдалось не всегда, тем более что в сумятице и в сумерках (бои обычно происходили вечером) поймать нарушителя было трудно, а пострадавший уже не мог этого сделать; но если такого нарушителя застигали на месте преступления, нарушителей этих норм наказывали самосудом: их била собственная команда.

Драка на кулаках и палками продолжалась до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство. В старом Черкасске в кулачных боях участвовали «не только все молодые чиновники, но даже многие генералы». В станице Кавказская на Кубани на Рождество и в др. праздничные дни девушки устраивали на улицах общий хоровод, а парни — кулачные бои, причем все население станицы делилось на две враждебные партии. Бой «идет во все время пения хоровода; как только прекращаются песни в нем, парни один по одному убываются с той и другой стороны к хороводу, и бой слабеет».

В Харьковской губ. бои начинались за 3 недели до Масленицы; кульминации они достигали перед Великим постом.

Д. К. Зеленин считал кулачные бои отголоском древней тризны, которая принимала форму состязаний у могилы умершего («дратися по мертвецы»). В н. XX в. еще сохранялась некоторая связь кулачных боев с днями поминовения умерших, как, напр., с Масленицей или Троицей. Там, где кулачные бои были запрещены властями, вместо них, а нередко и одновременно с ними, устраивали гусиные, петушиные и собачьи бои (Курск, Горбатов, Москва и др.).[1]

Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались убийствами ещё чаще кулачных боев. Зато на них-то русские приучались к ударам и были неразлучны со всем течением русской жизни и делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне.[2]

В этих играх победители получали награды и выигрывали заклады. Вероятно, в старину существовал обычай увенчивать удалых и ловких, как это показывает старинная поговорка: «Без борца нет венца».

Церковь карала отлучением предающихся таким забавам; в правиле митрополита Кирилла, вошедшем в Кормчую и таким образом постоянно служившем церковным законам, участники таких забав изгонялись из церквей (да изгнаны будут от сынов Божьих церквей); а убитые в примерных схватках, кулачных и палочных боях и вообще заплатившие нечаянно жизнью за удовольствие потешиться на этих турнирах «да будут, — сказано в том же правиле Кормчей, — прокл яти и в сей век и в будущий; аще ли нашему законоположению кто противится, ни приношения из них принимати, рекше просфоры и кутии, свечи; аще же умрет таков, к сим иерей не ходит и службы за них не творит».[2]

  1. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
  2. а б Николай Костомаров. Быт и нравы Русского народа в XVI и XVII столетиях. — Смоленск: «Русич», 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-8138-1017-6