Личный автомобиль

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Личный автомобильлегковой автомобиль, включая внедорожник, пикап или караван (моторхоум), используемый для поездок самого́ владельца, в то время как «коммерческие автомобили» (такси, автобусы и грузовики) используются для перевозок пассажиров и грузов за плату.

Транспортные аспекты (положительные)[править | править код]

  • При помощи автомобиля появляется возможность свободнее и быстрее добираться в любую точку города (страны, континентa), чем это было бы пешком или при помощи общественного транспорта. Не требуется ждать общественный транспорт, а также можно самому выбирать маршрут следования.
  • Можно везти с собой членов семьи, друзей и бо́льшее количество личных вещей (предметов, еды, одежды, денег).
  • Массовым явлением в развитых странах мира стал автотуризм, для нужд которого производят разноообразные караваны самоходного и прицепного типов.

Транспортные аспекты (отрицательные)[править | править код]

  • Гипертрофированный рост парка личных автомобилей в ряде стран усиливает различные негативные моменты связанные с автомобилизацией (перегруженность дорожной сети, необходимость ее постоянного расширения за счет сельхозугодий и прочих ценных территорий, большой ущерб от ДТП, экология и т.д.), а также уменьшения числа полос движения за счёт роста стихийных парковок.
  • В условиях городских пробок часто оказывается, что можно быстрее добраться до места назначения на метро или скоростном трамвае, а также автобусах и троллейбусах, движущихся по специально выделенным для общественного транспорта дорожным полосам. В целях снижения количества пробок в больших городах применяют перехватывающие парковки, а исторические центры старых городов объявляются пешеходными зонами с запретом въезда личных автомобилей.
  • При поездках на большие расстояния авиатранспорт и скоростные поезда, в среднем, значительно быстрее личного автомобиля
  • На автомобиле ездить дороже, чем на общественном транспорте.

Психологические аспекты (положительные)[править | править код]

  • Благодаря хорошей визуализации личный автомобиль, в зависимости от размеров и престижности бренда, стал показателем общественного положения владельца, символом успеха.
  • Управление собственным автомобилем издавна считалось средством получения дополнительных положительных эмоций.
  • Собственный автомобиль даёт ощущение социальной независимости.
  • Поездки на личном автомобиле позволяют свести к минимуму контакты с посторонними людьми.
  • Личный автомобиль воспринимается как «своя территория», «дом на колёсах» и служит поддержанию и укреплению дружеских и родственных связей.

Психологические аспекты (отрицательные)[править | править код]

  • У многих людей вырабатывается своего рода «автомобильная зависимость» — они стремятся всегда ездить на личном автомобиле, даже если быстрее было бы дойти пешком, а когда им приходится пользоваться общественным транспортом, они испытывают сильный дискомфорт, переходящий в охлофобию или демофобию. Кроме того, такая мания приводит к развитию гиподинамии.
  • Поездки на личном автомобиле позволяют свести к минимуму контакты с посторонними людьми.

Социальные аспекты[править | править код]

  • Регулярное обновление модельных рядов ведущих автопроизводителей ведет к повышению уровня продаж легковых автомобилей, чему также способствует роль автомобиля как символа социального статуса владельца.
  • Возможность перевозки значительного количества багажа способствует концентрации покупок и появлению огромных супермаркетов и гипермаркетов, где люди за один раз покупают очень много продуктов питания и товаров бытового пользования. Первые супермаркеты с большими бесплатными парковками появились в 1930-х в США.
  • Широкая распространённость личных автомобилей приводит к «расползанию» городов, массовому переселению людей в пригороды. Впервые данное социальное явление было зафиксировано в США в 1950-х.
  • «Пробки» становятся неотъемлемым атрибутом жизни в больших городах и приводят к потере большого количества времени. Средствами преодоления пробок считаются многоуровневые развязки на автомагистралях (включая внутригородские), организация бессветофорного движения в городах, устройство скоростных платных магистралей с обходом населенных пунктов, организация платного въезда в исторический центр города (Лондон), а также субсидируемый муниципалитетами городской общественный транспорт.

Медицинские аспекты[править | править код]

  • На здоровье людей (как ездоков, так и пешеходов и людей, живущих вблизи дорог с интенсивным движением) вредно влияют выхлопные газы, шум и вибрации. Это приводит к увеличению онкологических, легочных, неврологических и других заболеваний, повышению смертности на их фоне.
  • Поездки в режиме «от двери до двери» приводят к снижению уровня физической активности автомобилизированного населения, т. е. «эпидемии» гиподинамии, приводящей к увеличению заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, что в ряде развитых стран стало уже проблемой национальной безопасности.
  • Поскольку управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения запрещено, постоянные поездки на своём автомобиле тормозят развитие алкоголизма (в странах Европы)[Источник?]. В России езда в состоянии алкогольного опьянения стала главной причиной увеличения количества ДТП с тяжелыми последствиями, начиная с 1990-х.[Источник?]

Экономические аспекты[править | править код]

  • Личный автомобиль требует значительных материальных затрат как со стороны владельца (покупка/аренда автомобиля, его обслуживание (сервис), расходы на ГСМ, страхование, оплата стоянки и(или) гаража), так и со стороны общества (строительство и ремонт дорог, развязок, стоянок). В развитых странах большая часть личных автомобилей приобретается в кредит.
  • Производство и обслуживание личных автомобилей — одна из крупнейших отраслей экономики. Например, в США, в сфере производства, продаж и обслуживания автомобилей работает каждый седьмой трудоспособный гражданин, а в России — каждый девятый.
  • Личные автомобили — крупнейшие потребители нефтепродуктов, преимущественно бензина.

Аварийность[править | править код]

  • Личный автомобиль — транспортное средство повышенной опасности. Буквально все государства мира несут значительные социально-демографические и экономические потери от аварийности и смертности при ДТП.
  • Удельная аварийность и смертность в ДТП с участием личных автомобилей намного превосходит таковую на всех прочих видах транспорта, включая автомобильный коммерческого и общественного назначения. Общие потери от ДТП могут составлять до нескольких процентов от ВВП даже в развитых странах мира. Например, в КНР в 2006 году в ДТП погибло 100 000 человек и еще 400 000 человек были ранены (1-е место в мире по уровню аварийности).
  • В качестве средства борьбы с ДТП и уменьшения их последствий развитые государства принимают специальные программы по развитию и совершенствованию дорожной инфраструктуры, ужесточают наказания за нарушения ПДД и одновременно проводят кампании по пропаганде безопасной езды, принимают все более жёсткие нормативы по безопасности конструкций автомобилей, а также предпринимают ряд косвенных мер, в том числе в области развития общественного и прочих альтернативных видов транспорта, например, (велосипедов).

Криминальные аспекты[править | править код]

  • Угон личных автомобилей — один из наиболее распространённых и значительных в финансовом смысле видов преступлений. Криминальный мир большинства стран довел «технологию» угонов автомобилей до большого совершенства (разделение обязанностей преступников по выслеживанию «клиентов», деблокированию систем сигнализации, непосредственному угону и последующей «предпродажной подготовке» или разборке на запчасти). В странах с более жёстким законодательством в отношении к угонщикам автотранспорта и более эффективной работой правоохранительных органов, проблема угонов постепенно становится менее злободневной.
  • Личный автомобиль часто используется при совершении других преступлений (чтобы прибыть на место преступления и потом скрыться, чтобы увезти похищенные вещи, чтобы перевезти жертву в нужное преступникам место и т. д.).
  • Значительное распространение получили мошенничества со страхованием личных автомобилей, а также возмещением ущерба в связи с ДТП и прочие виды мошенничеств с документами и регистрационными номерами (начиная с поддельных страховок и заканчивая такими экзотическими преступлениями, как изготовление поддельных справок на наличие места для парковки, что, например, необходимо в Токио для законной регистрации личного автомобиля).