Морис Бардеш

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Maurice Bardeche.jpeg

Морис Бардеш (франц. Maurice Bardèche; 1 октября 1907, Дун-сюр-Орон — 30 июля 1998, Кан-ан-Руссильон)[1] [2] — французский писатель и биограф, защитник национал-социализма и один из основателей отрицания Холокоста во Франции.

Начало биографии[править | править код]

В лицее имени Людовика Великого Морис Бардеш познакомился со своим будущим шурином, представителем «фашистского романтизма» — Робером Бразийяком.

На 31 году жизни, после защиты новаторской докторской диссертации на тему творчества Бальзака Бардеш получил должность преподавателя романистики в Сорбонне (а после войны стал работать и профессором университета в Лиле). Обработка критической редакции всех произведений этого писателя утвердило позицию Бардеша как ведущего специалиста-«бальзаковеда». Кроме этого он стал автором работ, посвящённых творчеству Стендаля, Пруста, Флобера, Блуа, Селина.

С 1936 по 1939 год он совершил несколько поездок в Испанию и написал вместе с Бразийяком историю испанской войны. Впечатлённый испанской фалангой Хосе Антонио Примо де Риверы, он принял сторону фашизма.

К 1945 году Бардеш не интересовался политикой, хотя еще перед войной вращался в кругах «правых анархистов» (Т.Молньер, А.Блонден, Р.Вайян), симпатизировавших «Аксьон Франсез», а во времена оккупации писал в орган радикальных коллаборационистов «Je suis partout», за что после Освобождения Франции был арестован.

Деятельность[править | править код]

В рунете его называют «фашистом» и «коллаборантом». Вторым он точно не был, поскольку ни до войны, ни во время войны никакой политикой не занимался, а писал прославившие его книги о Бальзаке и Стендале (он считается одним из виднейших исследователей французского романа) и «Историю кино» (франц. L'Histoire du cinema, 1935) в соавторстве со своим шурином Робером Бразийяком. Был ли Бразийяк «фашистом» — в точном, а не вульгарно-бытовом смысле слова — вопрос дискуссионный, но коллаборантом, причем активным и идейным, точно был. Расстрел Бразийяка в феврале 1945 г. обратил Бардеша — ненадолго арестованного и вскоре выпущенного без предъявления обвинения — к политике. Первым опытом в этом жанре стало «Письмо Франсуа Мориаку» (1947) (согласно французской Википедии, разошлось 80000 экз.).[3]

Аполитичного прежде Бардеша расстрел Бразийяка бросил в крайне правый лагерь. По словам писателя Патрика Бессона, «стать коллаборационистом после Освобождения — немыслимый антиконформизм».[4]

Шумную известность Бардешу принесла книга «Нюрнберг, или Земля обетованная» (1948), изданная тиражом 25000 экз. Книга была запрещена и изъята из продажи; автора приговорили к году тюрьмы и 50 тыс. франков штрафа. Содержание её радикально противоречит закону о яровизации. «Земля обетованная» основана на анализе Хартии и Обвинительного заключения Международного военного трибунала. «Нюрнберг II, или Фальшивомонетчики» (1950) — документальное приложение к ней.[3]

В 1948 году основал Социалистическое движение французского единства (Mouvement socialiste de l `unitié française), которое включало в свою программу борьбу против еврейских финансистов и двух империализмов, которые разделили Европу: советского и американского.

В мае 1951 года вместе с сэром Освальдом Мосли и эсэсовцем Рене Бине участвовал в неофашистском конгрессе в Мальме, на котором было образовано Европейское социальное движение (MSE), а в 1952 году Бардеш основал ежемесячное издание «Оборона Запада» («Défence de l` Occident»),[5] где активно пропагандировал «европейский национализм».

Свои взгляды он изложил в работах «Яйцо Колумба. Письмо американского сенатора» (1951), «Современные времена» (1956), «Спарта и южане» (1969), «Воспоминания» (1993), но наиболее полно свое идейное кредо он изложил в сочинении «Что такое фашизм?» (1961).

Книгу «Что такое фашизм?» (1961) он начал так: «Я — фашистский писатель».[4]

По его мнению, фашизм — помимо наличия четырех составляющих: националистической, социалистической, антикоммунистической и авторитарной — это «не доктрина, но извечное желание скрытое в нашей крови, в нашей душе». Фашистский идеал Бардеша — мужественный и рыцарский, его притягивает этика спартанцев, тамплиеров и самураев. Актуальной задачей фашизма является построение Европейской империи, поскольку только в её лоне европейские нации смогут, по мнению Бардеша, найти утраченную после 1945 года силу и свободу.

Помимо трудов по истории литературы, признанных филологическим истеблишментом, после войны Бардеш написал много эссе, двухтомную «Историю женщин», биографию Селина и мемуары, а также на протяжении почти 30 лет редактировал нерегулярно выходивший журнал «Защита Запада» (франц. Défense de l’Occident) — орган европейских крайне правых интеллектуалов.

Цитаты[править | править код]

  • «Однопартийная система, тайная полиция, публичная демонстрация цезаризма и даже наличие фюрера не являются обязательными атрибутами фашизма. […] Известные фашистские методы постоянно меняются и будут меняться. Механизм менее важен, чем представление о человеке и свободе, созданное фашизмом для себя. […] Под другим именем, в другом облике — ничем не напоминая свою проекцию из прошлого — с телом ребенка, которого мы не сможем узнать, и головой молодой Медузы — Орден Спарты возродится. Парадоксально, но он, несомненно, станет последним бастионом Свободы и сладости бытия».[6]
  • «Спартанский строй, человек спартанского образца, это единственный щит, который нам останется (…) когда тень смерти взойдет над Западом. (…) Спартанский строй возродится и, как это ни парадоксально, без сомнительно, станет последним пристанищем Свободы и сладкого вкуса жизни»[7]
  • «В демократии допускают, что все аспекты жизни могут подвергаться любым влияниям, любым инфекциям, действию любых зловонных ветров, и никакие плотины не возводятся на пути декадентства, отчуждения и посредственности. Они хотят, чтобы мы жили в степи, где каждый может на нас напасть. У них есть лишь один чисто негативный лозунг: защита свободы… Чудовища, которые обитают в этой степи, крысы, жабы и змеи, все сползаются в одно болото… Посредственность действует на людей как ад, а демократии набивают её образованием, не указывая ни цели, ни идеала; это духовная чума нашего времени».[8]
  • «Иностранное мышление сделало с нами как с нацией то, чего никогда не делало вторжение; инфильтрация превращает нас в безликий народ, в новую взаимозаменяемую расу, бесцветную, пресную, идеальный сырой материал для мирового правительства завоевателей без славы, без имени и без страны».[9]
  • «Все останется по-прежнему: вседозволенность, глупость, сентиментальность, антирасизм, антифашизм, смешение рас, забастовки, профсоюзная контрвласть, насилие, анархия, неприкасаемые, а главное, из всех этих ядов, только одна власть, что из денег. Давайте без иллюзий. Что бы мы ни делали, тот, кого назовут нашими голосами, никогда не будет ничем иным, как гауляйтером плутократии и международной юдократии».[10]
  • «Вселенская республика есть республика торговцев. […] Там, где исчезают национальные суверенитеты, начинает сиять глобальная экономическая диктатура. Народ уже ничего не может сделать против купцов, когда он отказался от права сказать: вот договоры такие, обычаи такие, а платишь такую ​​десятину, чтобы сесть. Соединенные Штаты мира — это только кажущаяся политическая концепция: на самом деле это экономическая концепция. […] Кто отказывается от права облагать чужеземца налогом, выпроводить его из города с его товарами, закрывать свои порты для миссионеров, тот также отказывается от свободы и всех своих товаров. что такое забастовка что такое социальное завоевание в стране, которая вынуждена выравнивать свои цены с ценами за границей? […] Выборы президента Соединенных Штатов для нас важнее, чем наши собственные министерские кризисы».[11]
  • «Я считаю, что современный мир — это предприятие по денатурации человека и Творения. Я верю в неравенство между людьми, в зло некоторых форм свободы, в лицемерие братства. Я верю в силу и великодушие».[12]
  • «Любое национальное возрождение, любая политика энергии или чистоты вызывает подозрение. (…) Осуждение Национал-социалистической партии идет гораздо дальше, чем кажется. В действительности она достигает всех твердых форм, всех геологических форм политической жизни. Любая нация, любая партия, которая помнит землю, традиции, ремесло, расу, вызывает подозрения. Всякий, кто претендует на право первого захватчика и свидетельствует о таких очевидных вещах, как собственность города, оскорбляет всеобщую мораль, отрицающую право народов писать свои законы. Раскулачены не только немцы, но и все мы. Никто не имеет права сидеть на своем поле и говорить: „Эта земля моя“. Никто не имеет права встать в городе и сказать: „Мы старейшины, мы построили дома этого города, пусть тот, кто не хочет подчиняться законам, покидает мой дом“»".[13]
  • «По правде говоря, когда они защищали качества, составляющие нацию, националисты действительно защищали человека. Когда Моррас говорил об „Антифрансе“, это также означало „Антикультуру“. И его смелое и упрямое обвинение разоблачало как пороки современного мира, так и те, которые изменяли французскую энергию».[14]

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]