Протореализм

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Протореализм - условная категория в искусствоведении: к протореализму относят произведения искусства (в том числе литературы)с реалистическими чертами с целью подчеркнуть реалистические тенденции. Возможно обозначение предреализм, широко употребляется термин "ренессансный реализм", имея при этом в виду всё большее внимание искусства по отношению к человеческой личности как таковой.

К протореализму относят произведения с показом диалектического взаимодействия человека и его окружения, с правдоподобными мотивировками поступков героев, с характерами типичными, а не условными. Реалистические тенденции при желании можно найти в разные эпохи, поскольку детали реалистического характера есть, к примеру, ещё в древнегреческих дидактических поэмах - и вопрос как бы в "удельном весе" примет реализма в том или ином произведении.

Очевидно, что о протореализме есть смысл говорить в применении к "изобразительным" видам искусства (см. Виды искусства): можно считать многие скульптуры Микеланджело шедеврами реализма особого плана. "Реалистической" архитектуры мы не наблюдаем, как и реалистического орнамента.

Протореализм предшествует просветительскому реализму 18 века.

Ренессансный протореализм в литературе[править | править код]

К протореализму принято относить творчество Лопе де Вега. Реалистические тенденции нельзя не заметить в произведениях Сервантеса. Нельзя не отметить, что развитию реализма содействует секуляризация культуры, и религиозному искусству барокко (например, творчеству П.Кальдерона реалистические тенденции чужды, за исключением плутовского романа (см. Франсиско де Кеведо).

Протореализм в европейской живописи[править | править код]

Изображение многих бытовых явлений в живописи начиная с 17 века заставляет искусствоведов подробно говорить о протореализме в этом виде искусства, соотнося его с ростом влияния третьего сословия. Раньше, чем в других странах, поворот к реалистическому изображению повседневной жизни наметился в Голландии.

Протореализм - это особое явление в художественной культуре Европы, впитавшее, по мнению современных искусствоведов, как элементы барокко (Веласкес, Рембрандт), так и дух предромантизма (А. ван Дейк, Д. Рейнольде, Т. Гейнсборо). Обращение к повседневной жизни, быту бюргерства и простонародья в протореализме , как правило, не несло в себе обобщения и не приобретало особого пафоса.

В испанской живописи черты протореализма отчетливо проявились в творчестве Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599-1660).

Во Франции взгляды третьего сословия (мелких буржуа, мещан) выразил Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Чаще всего живописец обращался к бытовому жанру и натюрморту, показывая жизнь простых людей и вещи, которыми они пользовались. Шарден писал незатейливые интерьеры, заботливых матерей, хлопочущих по хозяйству, трудолюбивых служанок, тихих детей. В картинах «Прачка», «Молитва перед обедом» скромность и трудолюбие прославляются Шарденом без внешних эффектов и патетики. (http://shikardos.ru/text/evropejskaya-kuletura-epohi-novogo-vremeni-harakternie-osobenn/)