Пхеньянский метрополитен

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пхеньянский метрополитен (корейск. 평양 지하철도) — система линий метрополитена в столице КНДР городе Пхеньяне. Был открыт 6 сентября 1973 года и стал первым на Корейском полуострове (метро в столице Южной Кореи Сеуле было открыто в следующем, 1974 году, сейчас его протяжённость почти в 15 раз превышает длину пхеньянского). Имеются 2 линии общей длиной 22,5 км. Станция «Кванмён», расположенная близ мавзолея Ким Ир Сена, после сооружения мавзолея была закрыта. На данный момент является самым дешёвым метрополитеном в мире — стоимость проезда составляет менее 1 цента (0,01 доллара США).

Строительство[править | править код]

Строительство Пхеньянского метрополитена началось в 1968 году. Во время проходки тоннеля под рекой Тэдонган произошла крупная авария, по некоторым данным погибло более ста человек. Эта часть трассы так никогда и не была пущена, ныне вся сеть расположена на правом берегу реки.

Станции[править | править код]

Одна из самых глубоких систем метрополитена в мире (глубина 50-60 метров), что делает возможным использование метро в качестве убежища. Особенностью пхеньянского метрополитена является освещение наклонного хода станций не люстрами или вертикальными светильниками, а светящимися частями балюстрады.

Эскалаторы, установленные на станциях Пхеньянского метрополитена, изготовлены в Китае.

Подавляющее большинство станций носят названия, никак не привязанные к местности. Названия связаны с тематикой северокорейской революции. Многие станции оформлены со значительной роскошью, с использованием мрамора, барельефов, мозаик в духе социалистического реализма, нестандартного освещения, в стиле сталинских станций московского метро 1935—1953 гг. или первой очереди ленинградского метро 1955 г. Некоторые станции, например односводчатая «Кэсон», оформлены более сдержанно.

Эскалатор на станции пхеньянского метро, освещение наклонных ходов светящимися частями балюстрады.]] В отличие от советских метрополитенов, мозаики украшают также путевые стены. Сюжеты их связаны с революцией, народным строительством и личностями вождей.

Подвижной состав[править | править код]

Типы вагонов[править | править код]

Изначально линии обслуживались только вагонами DK4 китайского производства, выпущенными компанией Changchun Car Company в 1972—1973 годах специально для Пхеньянского метрополитена.

В 1998 году некоторые вагоны DK4 были сняты с эксплуатации. Часть снятых с эксплуатации вагонов была отправлена обратно в Китай для временной эксплуатации на новой, 13-й линии Пекинского метрополитена, некоторые вагоны были отправлены на железные дороги КНДР, часть вагонов осталась в резерве. Вместо снятых с эксплуатации китайских вагонов DK4 в 1996—1997 была закуплена партия восточногерманских вагонов типа Gi, выпущенных в 1978—1982 годах.

В 2001 году вагоны типа Gi были сняты с эксплуатации по причине их небольшой вместительности, вместо них в 1998—1999 годах закупались вагоны серии D производства ФРГ, выпущенные в 1957—1965 годах.

В настоящее время в метрополитене работают в основном вагоны серии D. Оставшиеся вагоны типа DK4 используются редко. В конце 2015-го года,на линии был пущен новый состав, возможно, японского производства.

В каждом вагоне (как и на железных дорогах КНДР) есть портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Все вагоны, когда-либо эксплуатировавшиеся в метро, государственной пропагандой всегда выдавались за сделанные на северокорейских заводах — портреты вождей как раз закрывают собой таблички с информацией заводов-изготовителей.

Оплата проезда[править | править код]

Пхеньянское метро — самое дешёвое в мире, проезд стоит всего 5 северокорейских вон, то есть около 0,5 американских центов или около 30 российских копеек. Для оплаты проезда используются жетоны и магнитные билеты со штрих-кодами. На всех станциях установлены турникеты китайского производства.

Особенности и интересные факты[править | править код]

Поезд из западногерманских вагонов серии D на станции «Пухын»

Иностранным туристам обычно показывают только две станции метро — «Ёнгван» и «Пухын», их посещение входит в стандартную экскурсионную программу в Пхеньяне. На станцию «Кэсон» туристы могут попасть гораздо реже, на остальные станции доступ для иностранцев закрыт.

Одному из журналистов BBC удалось проехаться по станциям Пхеньянского метрополитена, закрытым для туристов. По его словам на станциях горит лишь половина ламп, а некоторые западногерманские вагоны серии D ходят неперекрашенными в «немецком граффити». Также на фотографиях с экскурсий были замечены одни и те же пассажиры и поезда с одинаковыми номерами, малозагруженные. Это говорит о том, что не все поезда серии D, купленные Пхеньяном, были перекрашены — перекрасили определённые вагоны, в основном для эксплуатации на «показательных» экскурсиях. И хотя вагоны D, а ранее Gi закупались вместо вагонов DK4, вагоны DK4 продолжают эксплуатироваться, и не только на закрытых для туристов станциях. Ныне ситуация с освещением и раскраской вагонов более менее стабилизировалась.

Также на экскурсиях сообщается, что все поезда, эксплуатирующиеся и эксплуатировавшиеся в Пхеньянском метрополитене — северокорейского производства.

С 2014 года в метро иностранцам можно увидеть все станции.

Музей[править | править код]

Пхеньянский метрополитен имеет свой собственный музей, расположенный недалеко от станции «Чонсын», в котором представлена обширная экспозиция об истории Пхеньянского метрополитена, а также макет пульта управления первым участком метро. Большой вклад в экспозицию был внесён Ким Ир Сеном.

Линии метро[править | править код]

Линия Чхоллима[править | править код]

Линия Чхоллима обслуживает электродепо «Пульгынбёль» с 1973 года. Линия обслуживается 4-вагонными составами из вагонов серий D и DK4.

Линия Хёксин[править | править код]

ТЧ-2 «Кванбок» — электродепо Пхеньянского метрополитена. Открыто в 1985 году. Обслуживает линию Хёксин. В отличие от ТЧ-1 «Пульгынбель» точных данных не известно. Эксплуатирует вагоны D и DK4.

История[править код]

Открыто в 1985 году спустя 10 лет после открытия линии. Комплектовалось вагонами DK4, передававшимися из ТЧ-1 «Пульгынбель». В 1996—2001 парк депо частично состоял из восточно-германских вагонов типа Gi. На данный момент парк депо состоит из западно-германских вагонов типа D и вагонов DK4.

Типы вагонов[править код]

  • DK4 — с 1985 года
  • Gi — 1996—2001 (?)
  • D — с 1998 (?)

Интересные факты[править код]

  • Депо открылось на 10 лет позже линии, которую обслуживает. До этого линия Хёнксин обслуживалась ТЧ-1 «Пульгынбель» наряду с линией Чхоллима.
  • Есть предположение что депо находится под землёй.
  • Называется по станции, после которой находится.

Линия Хёксин обслуживает Кванбок (электродепо) с 1985 года. Обслуживается 4-вагонными составами из вагонов серии D и DK4.

Перспективы[править | править код]

В планы развития Пхеньянского метрополитена входило строительство третьей линии и пусковых участков «Пульгынбёль» — «Сопхо», «Пухын» — «Мангёндэ» и «Кванбок» — «Чхильгок» — «Мангёндэ». Строительные работы были начаты в 1980-х, но из-за нехватки средств были вскоре заморожены. О перспективах возобновления строительства ничего не известно.


См. также[править | править код]