РУС:Самоуправление

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Не хвост должен вертеть собакой, а собака хвостом.

Подытожим то главное, что уже прояснилось у нас по вопросу о разумном управлении страной. Прежде всего, мы уяснили главное: страна - это живая система и дали её понятие:

Страна - созидательная цивилизация вместе с освоенной ею средой.

Отсюда вытекают весьма важные следствия:

Цель управления страной - повышение ее жизнеспособности.

Научное руководство к управлению страной - никология.

Главный метод управления страной - самоуправление.

Следующим по важности и по очередности после постановки цели является уяснение, что именно на территории страны относится к ее собственным элементам, а что - к посторонним. Существенно, что мы уже установили, куда следует относить такие общественные группы как бизнесмены и «Я-центричная» «творческая» интеллигенция.

Рассмотрим теперь вкратце оставшиеся существенные моменты. Живую систему создает не тождественность ее частей, а тождественность цели всех ее частей. Система как раз предполагает специализацию своих частей для наиболее действенного достижения цели. Другое дело, что элементы системы обладают всей полнотой ее информации (или полным доступом к ней). Поэтому они в большинстве случаев взаимозаменяемы и их специализация может меняться в зависимости от потребности системы. Следовательно, для всех элементов системы открыт доступ к управлению и их роль в этом деле диктуется только необходимостью выбора наилучшего пути движения к цели.

Кроме того, соединение элементов в систему не означает, что каждый элемент напрямую связан со всеми остальными. Такая перегруженная связями система будет, по-видимому, не самой лучшей в противостоянии Хаосу. Это косвенно подтверждается отсутствием таких систем в живой природе (или такой их редкостью, что они до сих пор нам не встречались).

Если мы будем рассматривать одну из типичных живых систем - многоклеточный организм, то обнаружим в нем два типа связей - адресные (осуществляемые нервными импульсами по связям между отдельными элементами - клетками) и рассосредоточенные, осуществляемые гормонами или подобными им веществами, поступающими в определенные органы или воздействующими на определенные типы клеток. Кибернетика опирается практически на одни адресные связи. Но при никологическом подходе не меньшую роль должны играть и рассосредоточенные связи. Ведь в государственном управлении постановления, нормативные акты и т.д. являются не чем иным как рассосредоточенными связями, а адресные связи - это команды конкретным исполнителям. Как адресные, так и рассосредоточенные связи построены по иерархическому типу, что приводит к некоторой потере в полноте связей. Но эти потери с лихвой компенсируются повышением быстродействия в получении и обработке информации. Отсюда вытекает, что в самоуправляемой системе также необходимы подсистемы, специализированные для работы по управлению.

Другими словами, при никологическом подходе в стране как в созидательной цивилизации должно быть государство. Но это должно быть её собственное государство, а не навязанное со стороны присваивающих цивилизаций. И это государство всей цивилизации как системы, поскольку включенные в него специализированные элементы остаются там только до тех пор, пока наилучшим образом организуют движение к цели. В противном случае они заменяются более подходящими для этого.

Основа государства созидательной цивилизации состоит не в демократии, а в народном абсолютизме. Решения этого вопроса имеются, найти бы только силы преодолеть сопротивление властолюбцев, противостоящих их воплощению.

А как же быть с догмой марксизма, что государство есть орудие насилия и в будущем оно должно отмереть? Это утверждение справедливо только для государств присваивающих цивилизаций. Иных Маркс наблюдать не мог, а теории государств созидательных цивилизаций тогда не было.195)

195. Государство созидательной цивилизации можно рассматривать как орудие насилия только в таком же смысле, как насилие головы над остальной частью тела (например: «Дурная голова ногам покоя не дает»). Но из этого отнюдь не следует, что телу без головы лучше (см. также примеч. 135 в этой книге).

Народный абсолютизм тождествен общенародному самоуправлению. А мошенники подменяют его местным самоуправлением. Но местное самоуправление означает отрицание управления страной, это начальный этап ее распада, ибо он уже разрушил главное - единую цель.

При народном самоуправлении для ступенчатых уровней функции разные, а цель для всех одна. Местные органы управления должны быть полностью свободны в своих действиях при единственном ограничении: все эти действия подчинены главной цели страны.196)

196. Былая мощь русской армии состояла в том, что она являлась живой системой. Вспомним Суворова: «Не держись Устава ако слепой стенки». Другими словами: будь частицей живой системы и руководствуйся ее целью. В Великую Отечественную войну гибель немецкого офицера вызывала растерянность у вверенного ему личного состава и неуправляемость, фактически обрекала на поражение. В Советской Армии на место убитого командира сразу вставал сержант или рядовой и крикнув «Слушай мою команду!», управлял дальше боевыми действиями подразделения. Вспомним, какую роль в Великой Отечественной войне сыграли партизанские отряды. А ведь большинство из них действовало совсем независимо от Верховного командования Красной Армии. Но цель-то у всех была одна. И поэтому одной из главнейших причин нашей Победы была самоорганизация Советской Армии.

Никакая управляющая система не может быть свободной от ошибок. Для единоличного управления более часты систематические ошибки. Для коллективного самоуправления - случайные.197)

197. Если конструкция компаса неудачная, то стрелка в нем беспорядочно рыщет то в одну, то в другую сторону. Это случайные ошибки. Следуя указаниям такой стрелки, корабль удлиняет путь. Но в конце концов, он, скорее всего, выйдет на цель, хотя может и не очень точно. Причем, среднее отклонение от цели мало зависит от длины пути. А теперь рассмотрим систематическую ошибку. Стрелка компаса не дрожит, но показывает не точно на север, а отклонена на какую-то незаметную долю градуса, например, вправо (может быть, из-за находящегося там куска железа). Корабль не будет рыскать, но чем дальше, тем больше первоначальное отклонение будет возрастать до ощутимых, а затем, и неприемлемых значений, так что корабль вообще пройдет мимо цели. Конечно, хорошо бы совсем без ошибок. Но абсолютная точность, как мы уже увидели раньше, невозможна ни в науке, ни в технике, ни, тем более, в управлении обществом.

Совсем избавиться от ошибок невозможно. Но ошибки ошибкам рознь. Для коротких периодов более вредны случайные ошибки, чем систематические, для длинных - наоборот. Наверное, это знание было у наших предков - ведь для сражений они выбирали князя, а в остальное время властвовало вече.