Северная Вэй

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Северные и Южные Династии
(420589)
Южные Династии: Северные Династии:

Лю Сун
Южная Ци
Лян
Чэнь

Северная Вэй
Восточная Вэй
Западная Вэй
Северная Ци
Северная Чжоу


Династия Северная Вэй (кит. 北魏, пиньинь Běi Wèi, 386534),также известная как Тоба Вэй (拓拔魏) или Юань Вэй (元魏), наиболее известна объединением Северного Китая в 439 г.; она также широко финансировала развитие искусств, многие произведения этого периода сохранились до наших дней. В 494 г. династия перенесла столицу из Датуна в Лоян и начала строительство искусственных пещер Лунмэнь. В этих пещерах обнаружено свыше 30000 буддийских изображений, относящихся к периоду династии Северная Вэй. Считается, что династия происходит из рода Тоба, относившегося к некитайскому племени сяньби. Род Тоба сменил свое родовое имя на Юань в процессе систематической китаизации. Ближе к концу династии произошёл значительный внутренний раскол, приведший империю к разделению на Западную Вэй и Восточную Вэй.

Возвышение Тоба[править | править код]

Династия Цзинь вступила в союз с Тоба против хуннского государства Северная Хань. В 315 г. вождь Тоба был пожалован титулом князя Дай. Однако после смерти своего основателя, Тоба Илу, государство Дай пребывало в застое и оставалось отчасти союзником, отчасти вассалом государств Поздняя Чжао и Ранняя Янь, и было в конце концов завоевано империей Ранняя Цинь в 376 г.

После поражения императора Ранней Цинь Фу Цзяня от войск Цзинь в битве у реки Фэйшуй в его неудачной попытке объединения всего Китая, начался процесс распада государства Ранняя Цинь. В 386 г., Тоба Гуй, внук (или сын) последнего князя Дай, Тоба Шэигяня, возвратил себе независимость, вначале как князь Дай, впоследствии как князь Вэй, и с этого момента его государство известно под именем Северная Вэй. Поначалу Северная Вэй была вассалом государства Поздняя Янь, но к 395 г. подняла против неё восстание и к 398 г. захватила большую часть владений Поздней Янь, заняв территорию к северу от Хуанхэ. В 399 г., он объявил себя императором, и этот титул носили все правители Северной Вэй до конца её истории.

Политика[править | править код]

В начале истории Северной Вэй империя сохраняла ряд традиций из своей предшествующей истории (как сяньбийское племенное государство), в том числе некоторые весьма необычные с китайской точки зрения:

  • Чиновники не получали жалования; предполагалось, что все необходимое для жизни они должны реквизировать у подчиненного им населения. В дальнейшем этот обычай послужил одним из основных факторов, порождавших коррупцию среди чиновников. Прошло свыше ста лет, прежде чем империя начала платить жалование своим чиновникам.
  • Императрицы выбирались не в соответствии с благосклонностью императора или знатностью происхождения; кандидатки должны были пройти церемонию, в ходе которой каждая лично изготовляла статуэтку из золота как способ усмотреть благосклонность богов. Только та супруга императора, чья работа была признана наиболее удачной, могла стать императрицей.
  • Все мужчины, независимо от национальности, были обязаны заплетать волосы в косу, которая затем укладывалась вокруг головы, а сверху одевался головной убор.
  • При провозглашении наследника престола его мать, если ещё была жива, принуждалась к самоубийству. (Некоторые историки сомневаются, что это было в обычае у табгачей, но склонны думать, что традиция учреждена императором-основателем Дао У-ди по примеру императора Хань У-ди, казнившего свою любимую наложницу Чжао, мать своего младшего сына Лю Фулина (будущего императора Чжао-ди) прежде провозглашения его наследником).
  • Вследствие этого, поскольку у императора не могло быть матери, императорская кормилица нередко жаловалась титулом «вдовствующая императрица-кормилица» (保太后, bǎo tài hòu).

По мере китаизации государства Северная Вэй эти обычаи и традиции постепенно выходили из употребления.

Организация крестьянства[править | править код]

  • Пять семей составляли соседскую общину (линь)[1]
  • Пять линь составляли деревню (ли)
  • Пять ли составляли сельскую общину (тан)

На каждом уровне назначался глава, ответственный перед правительством. С целью освоения целинных и заброшенных земель государство усовершенствовало эту систему, произведя раздел земли пропорционально количеству мужчин, способных её обрабатывать. Династии Суй и Тан возродили эту систему в VII веке.[1]

Переселения[править | править код]

В царствование императора Дао У-ди (386-409), общее число переселенных из регионов к востоку от Тайханшаня (бывшей территории Поздней Янь) в Датун оценивается около 460,000. Переселения обычно производились после присоединения новых территорий.[1]

Переселения при династии Северная Вэй
Год Народ Количество Место назначения
398 Сяньби из Хэбэя и Северного Шаньдуна 100 000 Датун
399 Китайские семейства 2 000 семей Датун
399 Китайские крестьяне из Хунани 100 000 Шаньси
418 Сяньби из Хэбэя ? Датун
427 Население царства Ся 10 000 Шаньси
432 Население Ляонина 30 000 семей Хэбэй
435 Население Шэньси и Ганьсу ? Датун
445 Китайские крестьяне из Хунани и Шаньдуна ? К северу от Хуанхэ
449 Ремесленники из Чанъани 2 000 семей Датун


Китайское влияние[править | править код]

С ростом империи Северная Вэй росло желание императоров иметь китайские учреждения и китайских советников. В этом процессе значительную роль играл Цуй Хао (381-450), советник при дворе в Датуне.[1] Он ввел в Северной Вэй китайские методы управления и уложение о наказаниях, а также создал даосскую теократию, просуществовавшую до 450 г. Привлекательность китайских товаров, вкус императорского двора к роскоши, престиж китайской культуры того времени и даосизм были факторами влияния китайцев в государстве Северная Вэй. Китайское влияние усилилось после переноса столицы в Лоян в 494 г., а император Сяо Вэнь-ди продолжил этот процесс введением политики систематической китаизации, которая продолжалась и при его преемниках. Происходил широкомасштабный отказ от сяньбийских традиций. Следующим шагом на пути китаизации стала перемена императорским домом фамилии на Юань. Поощрялись смешанные браки с китайскими семьями. Тем временем, повсеместно возникали буддийские храмы, буддизм постепенно вытеснял даосизм в роли государственной религии. Храмы зачастую украшались с чрезмерной расточительностью и экстравагантностью.[1]

Распад и раздел[править | править код]

Сильное китайское влияние, продолжавшееся в империи Северная Вэй в продолжение всего V века, в основном затронуло императорский двор и верхние слои табгачской аристократии.[1] Войска, охранявшие северную границу, и простые сяньбийцы, менее подверженные китаизации, начали проявлять враждебность к двору и высшей знати.[1] В начале истории Северной Вэй большое внимание уделялось обороне северной границы от жужаней, а военная служба на северной границе считалась чрезвычайно почетной и давала большие привилегии. В целом, в период становления Северной Вэй, именно силой меча и лука создавалась и поддерживалась империя. Но как только кампания китаизации достигла наибольшего размаха при императоре Дао У-ди, военная служба, особенно на северной границе, утратила свой почетный статус, а традиционные роды сяньбийских воинов-пограничников лишились своего статуса и привилегий и опустились на низ социальной иерархии. В 523 г. вспыхнули восстания в шести основных гарнизонах на северной границе; вскоре восстанием был охвачен весь север. Эти восстания продолжались целое десятилетие. Ещё более усугубило ситуацию отравление вдовствующей императрицей Ху своего сына, императора Сяо Мин-ди в 528 г., после того как он показал недовольство её политикой, достигнув совершеннолетия и собираясь отобрать у вдовствующей императрицы власть, которой она пользовалась от его имени в течение более десяти лет. Вскоре после этого полководец Эрчжу Жун, прежде уже призванный тайным приказом императора на поддержку в борьбе с императрицей Ху, двинулся на юг и разорил Лоян, но был остановлен новым приказом, и, пока он ожидал распоряжений, императрица первой добралась до императора и отравила его. По приказу Эрчжу Жуна императрица Ху и новый малолетний император Юань Чжао (ещё одна марионетка императрицы) были утоплены в Хуанхэ, а 2000 придворных согнаны на берег и убиты, что было воспринято как справедливое возмездие императрице за её страсть к украшательствам и за убийство собственного сына.

Два полководца[править | править код]

Эрчжу, совершив переворот, подчинил себе императорский двор, император был низведен до роли марионетки. Большинство решений принимал лично Эрчжу, хотя ему удалось подавить болшую часть восстаний и в целом восстановить единство империи Северная Вэй. Однако император Сяо Чжуан-ди, не желая оставаться марионеткой и относясь с большой настороженностью к усилению клана Эрчжу и его сомнительной верности трону, убил Эрчжу Жуна в 530 г., заманив его в засаду во дворце. После этого немедленно возобновилась гражданская война, вначале между кланом Эрчжу и императором Сяо Чжуан-ди, а затем, после их победы над императором в 531 г., между кланом Эрчжу и теми, кто сопротивлялся их правлению. В результате этий войн два полководца, Гао Хуань (бывший сначала одним из мятежных солдат с северной границы, сдавшихся Эрчжу, а потом одним из основных предводителей клана Эрчжу; после объявления кланом войны императору он со своими людьми немедленно выступил против своих бывших союзников), и Юйвэнь Тай, захватили власть соответственно в восточной и западной частях империи и выдвинули каждый своего претендента на трон Северной Вэй. Это привело к последующему разделу империи в 534535 гг. на Восточную Вэй и Западную Вэй.

Падение[править | править код]

Ни Восточная Вэй, ни Западная Вэй не просушествовали долго. В 534 г., сын Гао Хуаня, Гао Ян принудил к отречению императора Сяо Цзин-ди, покончив с Восточной Вэй и основав династию Северная Ци. Подобным образом в 536 г. Юйвэнь Ху, племянник Юйвэнь Тая, заставил императора Гун-ди отречься в пользу сына Юйвэнь Тая, Юйвэнь Цзюэ, ликвидировав Западную Вэй и основав династию Северная Чжоу, положив конец существованию империи Северная Вэй.

Императоры Северной Вэй[править | править код]

Посмертное имя Личное имя Годы правления Эра правления (年號 niánhào) и годы эры
Исторически наиболее употребительная форма: Бэй (Северная) Вэй + посмертное имя
Дао У-ди
道武帝 Dàowǔdì
Тоба Гуй
拓拔珪 Tuòbá Gūi
386409
  • Дэнго (登國 Dēngguó) 386396
  • Хуанши (皇始 Huángshǐ) 396398
  • Тяньсин (天興 Tiānxīng) 398404
  • Тяньцы (天賜 Tiāncì) 404409
Мин Юань-ди
明元帝 Míngyuándì
Тоба Сы
拓拔嗣 Tuòbá Sì
409423
  • Юнсин (永興 Yǒngxīng) 409413
  • Шэньжуй (神瑞 Shénrùi) 414416
  • Тайчан (泰常 Tàicháng) 416423
Тай У-ди
太武帝 Tàiwǔdì
Тоба Тао
拓拔燾 Tuòbá Táo
424452
  • Шигуан (始光 Shǐguāng) 424428
  • Шэньцзя (神麚 Shénjiā) 428431
  • Яньхэ (延和 Yánhé) 432434
  • Тайянь (太延 Tàiyán) 435440
  • Тайпинчжэньцзюнь (太平真君 Tàipíngzhēnjūn) 440451
  • Чжэнпин (正平 Zhèngpíng) 451452
Нань Ань-ван
南安王 Nánānwáng
Тоба Юй
拓拔余 Tuòbá Yú
452
  • Юнпин (永平 Yǒngpíng) или Чэнпин (承平 Chéngpíng) 452
Вэнь Чэн-ди
文成帝 Wénchéngdì
Тоба Цзюнь
拓拔濬 Tuòbá Jùn
452465
  • Синъань (興安 Xīngān) 452454
  • Сингуан (興光 Xīngguāng) 454455
  • Тайань (太安 Tàiān) 455459
  • Хэпин (和平 Hépíng) 460465
Сянь Вэнь-ди
獻文帝 Xiànwéndì
Тоба Хун
拓拔弘 Tuòbá Hóng
466471
  • Тяньань (天安 Tiān'ān) 466467
  • Хуансин (皇興 Huángxīng) 467471
Сяо Вэнь-ди
孝文帝 Xiàowéndì
Юань Хун
元宏 Yuán Hóng
471499
  • Яньсин (延興 Yánxīng) 471476
  • Чэнмин (承明 Chéngmíng) 476
  • Тайхэ (太和 Tàihé) 477499
Сюань У-ди
宣武帝 Xuānwǔdì
Юань Кэ
元恪 Yuán Kè
500515
  • Цзинмин (景明 Jǐngmíng) 500503
  • Чжэнши (正始 Zhèngshǐ) 504508
  • Юнпин (永平 Yǒngpíng) 508512
  • Яньчан (延昌 Yánchāng) 512515
Сяо Мин-ди
孝明帝 Xiàomíngdì
Юань Сюй
元詡 Yuán Xǔ
516528
  • Сипин (熙平 Xīpíng) 516518
  • Шэньгуй (神龜 Shéngūi) 518520
  • Чжэнгуан (正光 Zhèngguāng) 520525
  • Сяочан (孝昌 Xiàochāng) 525527
  • Утай (武泰 Wǔtài) 528
Ю Чжу
幼主 yòu zhǔ
Юань Чжао[2]
元釗 Yuán Zhāo
528 отсутствует
Сяо Чжуан-ди
孝莊帝 Xiàozhuāngdì
Юань Цзыю
元子攸 Yuán Ziyōu
528530[3]
  • Цзяньи (建義 Jiànyì) 528
  • Юнъань (永安 Yǒng'ān) 528530
Чан Гуан-ван
長廣王 Chángguǎngwáng
или Цзин-ди
敬帝 Jìngdì
Юань Е
元曄 Yuán Yè
530531
  • Цзяньмин (建明 Jiànmíng) 530531
Цзе Минь-ди
節閔帝 Jiémǐndì
Юань Гун
元恭 Yuán Gōng
531532
  • Путай (普泰 Pǔtài) 531532
Ань Дин-ван
安定王 Āndìngwáng
или Чу-ди
出帝 Chūdì
Юань Лан
元朗 Yuán Lǎng
531532
  • Чжунсин (中興 Zhōngxīng) 531532
Сяо У-ди
孝武帝 Xiāowǔdì
Юань Сю
元脩 Yuán Xiū
532535
  • Тайчан (太昌 Tàichāng) 532
  • Юнсин (永興 Yǒngxīng) 532
  • Юнси (永熙 Yǒngxī) 532535

Примечания[править | править код]

  1. а б в г д е ё Jacques Gernet (1972). "A History Of Chinese Civilization". Cambridge University Press. ISBN 0-521-24130-8
  2. Вдовствующая императрица Ху вначале провозгласила императором «сына» (в действительности дочь) императора Сяо Мин-ди, но вскоре, осознав ошибку, заменила её на Юань Чжао. Таким образом, неназванная дочь императора Сяо Мин-ди может чисто технически считаться «императором» и его преемником, но обычно не рассматривается в этом качестве. Впрочем, и сам Юань Чжао часто не включается в списки императоров.
  3. Принц Северной Вэй Юань Хао, при поддержке войск династии Лян, провозгласил себя императором и захватил Лоян в 529 г., вынудив императора Сяо Чжуан-ди бежать. Власть Юань Хао была признана провинциями к югу от Хуанхэ в течение трех месяцев, прежде чем Эрчжу Жун захватил Лоян. Юань Хао пытался бежать, но был убит. По причине краткости его правления и ограниченности территории, Юань Хао обычно не включается в число императоров Северной Вэй.

Ссылки[править | править код]

Л.Н. Гумилев. Хунну в Китае