Система образования в Третьем Рейхе

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Народная школа в своей воспитательной работе должна в первую очередь заботиться не о накачивании в головы молодежи абстрактных знаний, но о формировании физически здорового молодого человека. Лишь во вторую очередь следует думать о духовных и умственных качествах. Во главу угла нужно поставить развитие характера и воли, связанных с воспитанием чувства ответственности, а содержательная часть образования должна рассматриваться как второстепенная. Народная школа должна неизмеримо больше времени уделять физическому воспитанию и возмужанию. Сейчас в учебном плане школы предусмотрено всего два часа физкультуры в неделю, и участие в этих уроках не рассматривается как обязательное — это недоразумение. Не должно проходить и дня, чтобы молодой человек минимум один час до обеда и один час после обеда не занимался физкультурой. При этом нельзя забывать о спорте, который в глазах многих фёлькише является грубым — бокс. Народная школа не должна воспитывать миролюбивых эстетов и физических дегенератов.»

В частных беседах Гитлер высказывался даже за физические наказания; строгости в воспитании он придавал большое значение.

Начальная и средняя школы[править | править код]

Начальная (народная) школа (нем. Volksschule) включала четыре года обучения, а для одаренных детей — три. Первый класс носил красные фуражки, второй — темно-голубые с желто-зеленым околышем, третий — оранжевые; потом нацисты это отменили, чтобы ликвидировать неравенство между детьми по классам, а также между детьми, продолжающими ходить в среднюю школу, и детьми, поступившими в гимназию.

Затем следовали пять лет средней школы (дети с 12 до 17 лет); эта ступень оставалась преимущественно политехнической — классическая гимназия предназначалась для весьма узкого круга учащихся и была менее привлекательной по причине преимущественно гуманитарной ориентации и незначительного — по сравнению с политехнической школой — внимания к точным наукам. В школах с раздельным обучением разбивка по годам была такой же, но в последние три года обучения между этими школами появлялось значительное различие в учебной программе.

Реформы среднего образования[править | править код]

С приходом к власти национал-социалистов в 1933 г. началась унификация школьных учителей и исправление учебных планов; в школьных программах на первое место стали ставить историю, германистику, биологию, географию и спорт— всё, что имело отношение к реалиям Третьего Рейха.

Унификация учительского состава[править | править код]

После принятия Закона о восстановлении профессионального чиновничества от 7 апреля 1933 г. началась «чистка» учителей, — в Дюссельдорфе, например, были уволены 8 неугодных учителей народных школ (из 952), в том числе и 4 директора школ; из 132 учителей средней школы была уволена одна учительница и несколько пенсионеров; из 196 учителей гимназий было уволено 1230.

НСДАП внимательно относилась к лояльности учительского корпуса: к 1936 г. 97 % всех учителей стали членами партии. Из учительской среды вышло 7 гауляйтеров, 78 крайсляйтеров, 2668 ортсгруппенляйтеров.

Унификация школы[править | править код]

Нацистская концепция предполагала монополию государства на образование. В Дюссельдорфе были частные средние школы только для девушек. Все они с 1 апреля 1937 г. были переведены в государственное ведение, осталась только одна школа Святой Урсулы, но ей было запрещено принимать новых учащихся, и она со временем также закрылась. Кроме того, членам партии было запрещено отдавать своих детей в частные школы.

Унификация школы отразилась и в названиях: обер-шуле (нем. Oberschule), гимназия (нем. Gymnasium), лицей (нем. Lyzeum), оберлицей (нем. Oberlyzeum) получили общее наименование обер-шуле, в Дюссельдорфе осталась только одна гимназия, сохранившая название и статус — гимназия имени Гинденбурга (нем. Hindenburgschule). В принципе, унификацию типов школ можно рассматривать как прогрессивную (ликвидация социального неравенства), но обучение в школе сокращалось на год.

При нацистах школьное самоуправление было ликвидировано, директор школы становился фюрером, родительские советы заменены лидерами Гитлерюгендом, которых назначал директор. Законом от 26 марта 1935 г. совет школы (нем. Schuldeputation), устанавливавший и утверждавший внутренний распорядок в школе, был распущен и все его полномочия были переданы совещательному совету, состоявшему из двух представителей учителей, трёх членов попечительского совета, директора, представителя Гитлерюгенда, а также по одному представителю от разных вероисповеданий. Родители в этом органе не имели права голоса.

Элитные учебные заведения[править | править код]

Наряду с обычной школой нацистами были учреждены элитные школы НАПОЛАС (NAPOLA —Nationalpolitische Lehranstalten) и Школы Адольфа Гитлера — национально-политические учебные учреждения, в которых готовили будущих функционеров нацистского государства.

Своего рода партийной академией — последней ступенью в системе формирования нацистской элиты — были так называемые орденсбурги, которые были отстроены в виде крепостных сооружений, как рыцарские замки, от чего они и получили свое название. В орденсбургах готовили к партийной работе, поэтому идеологическая муштра и идеологическая «учеба» доминировали над содержательной частью образования и профессиональным обучением.

Ссылки[править | править код]

  • Пленков О. Ю. Тайны Третьего Рейха. Культура на службе вермахта. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. — 480 с. ISBN 978-5-373-01992-7