Текст:Александр Машин:Почему начальство всегда тебя сольёт

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Новая Мальта[править | править код]

Ожидаются переговоры Путина и Байдена в Женеве. Люди не по разуму патриотичные, употребляющие понятие Ультиматум Путина, ожидают от них уступок Запада. Люди более опытные предполагают, что ничего не будет, потому что обычно ничего никогда не бывает.

Но человек по-настоящему мудрый не будет удивлён, если Женева превратится в новую Мальту, со сдачей Россией Донбасса, Крыма и вообще всего.

Человек, не желающий, чтобы его жизнь была чередой неприятных сюрпризов, принимает за данность возможность того, что его сольют без веских причин и даже накануне победы. Начальники предадут на пустом месте, просто потому что смогут. Мудрец не тратит душевных сил на поиски общих или специфических причин предательства: это лишнее. Если для предательства есть техническая возможность (включая тот факт, что потенциальный предатель не относится к неадекватам, невменько, занудам, душнилам и тому подобные разновидностям неприятных людей), оно произойдёт. Мудрый должен принимать во внимание явления природы, но объяснять их он не обязан; они не станут менее реальными от отсутствия объяснения. Сладость и неодолимость сооблазна предательства — именно такое самодостаточное явление природы.

На самом деле, у неодолимости сооблазна предательства есть причины, изложенные во второй половине этой записи: это своеобразное положение совка, оставляющее только один способ подтвердить верность любым абстрактным принципам — мясом своих детей; тот факт, что предательство — обычно, единственный способ сыграть самостоятельную роль и на что-то повлиять; и то, что награда предателю всегда будет щедрее награды верному, поскольку она выплачивается из основного капитала преданного, а не его доходов. Я пишу это примечание под катом, потому что основная мысль от него не зависит.

Почему начальство всегда тебя сольёт[править | править код]

Хотя тот факт, что начальство тебя сольёт, нужно принимать как данность, не доискиваясь причин, определённые причины этому, всё-таки, есть.

Одна из таких причин — то, что мы лохи, а начальство — оно начальство. А лох всегда должен быть обманут, даже если этому нет специфических причин: ведь если лох не обманут, то он знает ту же правду, что и начальник, и оказывается в этом с ним равен, что подрывает статус начальника. Поэтому лоху обычно сообщается, что победа близка, и он должен в неё необратимо вложиться, после чего начальник его сливает, тем самым утверждая своё превосходство.

Почему начальство всегда тебя сольёт-2[править | править код]

Хотя причин существующих явлений доискиваться не обязательно, если их учитывать, то явление, что любые жертвы и достижения народа будут начальством слиты в тухлом договорнячке, я могу теперь объяснить развёрнуто (а вот сжато) и почти исчерпывающе.

Смотря на начальство, мы допускаем обычную для русских ошибку, основанную на нашей всечеловечности. Мы судим их по себе, ошибочно их до себя возвышая. Ту же ошибку мы совершаем в отношении восточноевропейцев, воображая их людьми, подобно нам, способными подняться до дружества, братства или товарищества, и не замечая их извечной холопской подлости.

Вернёмся к начальству. Мы сами не стали бы ввязываться в войну, не ставя целью победить, или хотя бы умереть с честью. Мы скорее допустим ошибку невозвратных затрат, не зафиксировав вовремя убытки, но нам в голову не придёт сливать уже достигнутую победу. Мы воображаем, что и начальство такое же.

Но в начальство у нас выбиваются другие люди. Это люди отчётливее других сознающие экзистенциальную пропасть между начальством и народом, и сделавшие нравственный выбор не пытаться засыпать эту пропасть, а находиться по её правильную сторону, то есть, любой ценой стать и оставаться начальством. А пропасть они при каждой возможности углубляют. Их усилия направлены на то, чтобы ни при каких обстоятельствах не смешиваться с подданными, — в том числе, не делать с ними никакого общего дела и не разделять даже успеха.

Лох должен быть унижен, обманут, ограблен до нитки (включая саму его жизнь), вынужден исполнять многочисленные несовместимые правила, ни в коем случае не связывающие начальника, а плоды его усилий и жертв должны быть демонстративно растоптаны. Начальник же должен решать вопросы с равными себе в тайне и без участия лоха, не будучи связанным никакими формальностями. Но на такие междусобойчики пускают только тех, кто может себе позволить участие, — то есть трату достижений своих подчинённых. Потому-то начальник и сольёт все успехи своих подчинённых в каком-нибудь тухлом договорняке, подобно помещику, спускающему за карточным столом крепостных и имения.

Начальник живёт самой полной жизнью, когда в переговорах с другим начальником устраивает потлач из жизней своих подданных. Это и значит для него: быть начальником. Возможность же посидеть за столом переговоров не просто с начальником, а с начальником западным, то есть, высшим существом, в котором начальник российский видит не подобного ему выскочку, а рождённого повелевать, — двойная сладость, за которую отдают всё, вполне осознавая, что будут обмануты. Даже быть оскорблённым, а потом кинутым, высшим существом — честь.

По сравнению с этим, просто победить для российского начальника — мучение. Победу придётся разделить с народом, который на этот раз не будет унижен. Она будет означать, что пропаганда для электората была в чём-то истинна, что тот не был обманут и знает общую с начальником истину.

Нас от капитуляции пока спасает только то, что её не принимают, — то ли из-за непреодолимого отвращения начальства западного (тоже не украшения человечества) к российскому, то из-за того, что западному начальству, потерявшему связь с реальностью, любых уступок мало.