Текст:Михаил Грот:Как мы живём (правила фашистского быта)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Как мы живём (правила фашистского быта)



Автор:
Михаил Грот




  • Михаил Грот «Как мы живём (правила фашистского быта)» // Фашист. — г. Патнэм (США): 1937. — № 34-35.
Дата публикации:
1937







Предмет:
Фашизм

Ссылки на статью в «Традиции»:


Идея и Жизнь[править | править код]

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения.

Наши исторические традиции и русская церковь[править | править код]

В основу строительства всего фашистского быта должен лечь принцип национального самосохранения, ибо, в конечном итоге, именно этот принцип в.л и строил Россию и всегда спасал её в самые тяжкие дни.

Вся русская история с неотразимой документальностью, убедительно и ярко показывает нам, что этот принцип, освящённый и укреплённый Православной Церковью, является главной и всерешающей нашей исторической традицией.

Сам по себе принцип национального самосохранения свойственен каждой сильной народности и представляет собою явление обычного порядка. Но то, что этот принцип у русских рос и цвёл под сенью Православия, делает его исключительно ценным, ибо на такой основе взращённый принцип представляет собою явление мiровое, единственное и неповторимое.

Отсюда наше искание целения мiру, — бремя страшное и радостное, добровольно нами возложенное на плечи в те чудесные исторические мгновения, когда Божие озарение так жутко восхищало русские души…

Отсюда и вся наша История, и сам Русский Народ представляет собою явление диковинное, Западу ещё до сих пор незнакомое, неизвестное, непонятное и заведомо неприемлемое. Ибо только Русское Православие учит идти в великом до конца, только оно рождало и рождает тот особый, своего рода таинственный и странный зов родной земли, — зов безглагольный, но властный, — который всегда вёл нас к жертвам, дерзаниям и подвигам, всегда наставлял нас служить, спасать и строить…

Вот почему русский принцип национального самосохранения такой особенный, такой отличный, — вот почему, именно он первым ложится в основу всего фашистского быта, ибо, повторяем, в его сущности заложены силы, спасающие русскую судьбу. Русский Фашизм, строя великое будущее России на её великом прошлом, видит в этом принципе исходную точку для своей идеологии и оправдание своего исторического бытия.

Второй русской исторической традицией является врождённая устремлённость к поискам правды на земле, — к поискам той мистической красоты, которой, по завету Достоевского, суждено спасти мiр.

Эта устремлённость была тем горнилом русских душевных и умственных переживаний, в котором выковывалась вся наша православная культура, — одна из величайших в мiре по глубинности своего духа. Она всегда сияла путеводной звездою перед русской душой и влекла русский гений на молитву, прозрение и творчество.

Это она так властно чеканила путь русской души, измеряла мистикой своей её неизмеримые глубины и так богато насыщала её мессианским заданием…

Русский человек всегда верил, понимал и чувствовал, что православная культура имеет в этом мiре великую священную миссию духовного обновления и преображения, что она несёт мiру то становление, то спасение и ту радость, вне коих человечеству не удержаться на уровне человеческого бытия, что именно она даст ту благодать, которая поглотит мрак и вознесёт над мiром солнце правды и красоты.

Русская культура родилась в лоне Православной Церкви. Вот что мы всегда должны помнить, что огненными буквами должны выжечь на груди своей и перед чем благоговейно должны склонить свою голову.

Вне храма, вне молитвы — нет ни культуры, ни гармонии, нет мира и любви, нет оправдания, утверждения и цветения жизни, нет путей к поискам правды на земле.

И, наконец, третью русскую историческую традицию составляет наша преданность Вере и Церкви, как началам объединяющим.

На протяжении всей истории мы легко можем проследить эту высокую роль Русской Церкви. Именно Церковь дала основу зарождения, развития и роста единого Национального Государства. Ибо только она вызывала неоспоримую, непоколебимую и вполне верную к себе преданность со стороны наших дедов, — веками соединяя, неустанно скрепляя русские поколения в единое Киевское княжество, затем в Московское царство и, наконец, в Империю.

Взаимная преданность всегда являлась тем единственным якорем, на котором держится русское бытие, сама русская народность. История каждым моментом своим говорит нам, как тесно было слияние всей государственной и национальной жизни Русского Народа с Православной Церковью и каким безумием является нарушение этого единства, отход от него, неизбежно вызывающий коммунистическую тьму и убой…

Русская преданность православной вере, русская религиозность — были тем могучим Божьим даром, который всегда, повсюду и при всяких обстоятельствах охранял русского человека от потери им своего лика, который всегда служил ему точкой опоры на протяжении всей его жизни: в радости и в горе, в дерзаниях и во всём его творчестве.

Этот дар делал русского верующего человека всегда самобытным, цельным и сильным.

Русский Народ в глубине своего существа, в конечном итоге, всегда понимал ясно, что всякое колебание религиозного чувства неизбежно вызовет разнузданность злых страстей, и поэтому свято охранял свою веру от соблазнов, а себя от искушений, пока не пробил час его страшных испытаний…

Ужас безверия заключается в гнетущей душевной пустоте, которая для нас, русских, особенно неприемлема, совершенно непереносима.

Люди сходят с ума в своём одиночества среди шумной толпы. С тех пор, как стоит мiр, никогда ещё атеист не был счастлив, ибо всегда он чувствует своё ничтожество и невежество. В этом заключается проклятие тьмы и обречённость зла…

Для чего нужно изучение идеологии русского фашизма[править | править код]

Звание фашиста есть звание высокого порядка и ко многому обязывает. Звание русского фашиста особенно должно быть чтимо, ибо тот ужас разрушения, который творит Коммунизм над Россией, и тот созидательный труд по её воссозданию, который лежит перед нами, не имеют примера в мiровой истории.

Злобный враг, так цепко впившийся в тело Русского Народа и так жестоко изломавший весь уклад государственной, национальной и бытовой русской жизни, — оставит после своего уничтожения такой хаос в материальном и духовном состоянии Отечества, что только силы небесные могут помочь России подняться и начать ковать свою новую жизнь.

Мiровые события за последнее десятилетие показывают, что никакой другой новой жизни, кроме фашистской, нет и быть не может. Всевозможные формы либерального, демократического и социалистического государственного правления отжили своё время безвозвратно.

Та ложь, которая заполняла эти «передовые» формы государственного правления не выдержала жизненного испытания и воочию показала полную несостоятельность, может быть, и красивых, но неизбежно фальшивых «прогрессивных идей», неизбежно предательских по своим результатам.

В тех странах, где либералы, демократы и социалисты стоят у власти, мы наблюдаем картину весьма далёкую от цветущего состояния. Люди, получившие в свои руки всю полноту государственной власти и облечённые доверием народа, тщетно бьются в потугах создать хотя бы театральную видимость народного благополучия и внутри-государственной тишины.

Формы либерального, демократического и социалистического государственного правления стали синонимом строя шулеров, обманщиков и спекулянтов, — строя, при котором тепло только тем, у кого гибкая совесть, цепкие руки, тупая голова и безмерная наглость. Хула, зависть, жадность и злоба — вот та сущность, которая пульсирует в этих формах государственного правления. И те алчные люди, которые змеями пробираются к власти в этих странах, суть люди пустые, безплодные, всегда корыстные и продажные.

Проклятие либерализма, демократизма и социализма заключается именно в том, что им по самой сущности их не дано свершить ничего положительного, не дано разрешить проблемы жизни на земле. Ибо сущность их несёт в себе лишь одно отрицательное. Это наглядно видно хотя бы уже по тому, что и либерализму, и демократизму и социализму совершенно чужд дух жертвенного служения, как раз тот дух, который является единственной опорой национального самосознания, столь тесно связанного с Божиим Делом на земле.

Ибо что такое национальное самосознание? Это, прежде всего, сохранение народом своих исторических, национальных и религиозных традиций. А задача либерализма, демократизма и социализма как раз совершенно противоположна. Там же, где отрицание и разрушение, там неизбежно царствует атмосфера разложения, содержащая в себе в скрытом или явном виде то или иное количество смертоносных микробов большевизма.

Фашизм приходит всегда в минуты упадка и крушения, как последняя надежда, как единственный выход из безвыходного положения.

В Германии, в Италии, в Португалии, в Испании он унаследовал разруху от либеральных исканий и социалистических достижений. Народы катились в пропасть полного государственного развала: все рецепты «передовых идей» были испробованы; всё, что можно было разрушить, разрушили; всех, кого только можно было растлить, растлили, разорили и всех сравняли в нищенстве и, наконец, всю эту свою плодотворную работу обильно полили кровью…

Вот то обычное государственное состояние, которое сваливается на плечи Фашизму и которое он всегда с честью выносит из либерального хаоса и социалистической тьмы на простор света, права и труда, — выносит уверенно, дерзновенно и победно.

Бесполезно «записываться» фашистом, не будучи им в душе: первое же испытание заставит этих людей конфузно отойти в тень. И благо тому, кто, войдя в круг фашистских идей, в круг фашистских настроений, сумеет крепко и гордо нести Знамя Белой Свастики!

Ибо тот в духовной стойкости своей не только обнаружит цельность и чистоту своей души, но и приобщит себя к новым озарениям жизни, решительно отвернувшись от мракобесия либерального блуда и коммунистического кровавого бреда.

Всю свою идеологию Русский Фашизм строит на основе воспитания в русском человеке чувства национального самосознания, которое родит в нём чувство национального самосохранения, а это последнее укрепляет чувство национальной гордости, столь важное для утверждения нашего национального и государственного стояния.

Теперь ясно, почему именно так важно изучать идеологию Русского Фашизма. С одной стороны, она даёт гранитное обоснование всему нашему политическому мышлению и этим приобщает нас к наступившей новой эпохе человеческой жизни, затем она наполняет нашу душу богатым содержанием волевых переживаний и возвышенных настроений и, наконец, из безлично болтающихся особей превращает русских людей в крепких сынов своей Родины, органически связанных со всем её великим прошлым.

Приобщая нас к почётному кадру живых строителей грядущей России, Фашистское Движение, прежде всего, заряжает нас действенным, глубоко творческим интересом к делу и через то осеняет нас тем вдохновением, которое поистине творит чудеса.

Не секрет, что отсутствие идеологии было одной из главных причин неудач Добровольческой Армии. В годы Гражданской Войны над белым солдатом не горел тот единый светоч спасительных идей, который как бриллиант собрал бы в себя все лучшие чаяния русских людей, увязал бы все светлые русские силы в один мощный кулак и направлял бы его тяжёлые удары по ужасной гидре большевистской тирании.

Изучение идеологии Русского Фашизма указывает нам, как именно найти путь к возрождению России.

Наша идеология несёт в себе те элементы, которые так необходимы для объединения всех национал-патриотических сил. Историческое значение Фашистского Движения именно в том и заключается, что оно решительно и с гневом исключает из своей работы всё то, что может хотя бы в малейшей степени служить раздору.

Русский фашист есть, прежде всего, собиратель и на всех тех, кто поддерживает взаимную русскую травлю, он смотрит как на сынов погибели, как на продолжателей мрачного дела разваливания русских сил, — как на дальнейшее предательство своей Родины. Работа по собиранию и увязыванию русских сил служит тем автоматическим испытанием, которое помогает нам разглядеть, с кем именно мы имеем дело: с настоящим фашистом или с комедиантом.

Трудно быть русским фашистом, далеко не всем по плечу жертвенное служение своей Родине, далеко ещё не все из нас научились понимать, в чём заключается это служение и к чему оно обязывает каждого фашиста.

Но зато кто отдал всю душу свою Белому Делу, вложился в него целиком и стал добровольцем борьбы за русское национальное величие, тот уже никогда не оставит этого Дела и всегда будет ярко ощущать свою живую связь с судьбами Родины, как призванный организатор Грядущей России.

Служение белой идее[править | править код]

Фашизм несёт возрождение мiру.

Под его дыханием каждому народу суждено возродить свой национальный дух в полном, свободном и радостном горении арийского гения. Как отшлифованный алмаз ослепительно сверкает в лучах солнца, так все духовные силы народов охватываются цветением в плане утверждения фашистских идей.

Что такое Фашизм в универсальном понимании этого слова? — Это есть, прежде всего, освобождение в народе всех его природных дарований от какой бы то ни было опеки чужеродных сил. Сохраняя все национальные особенности данного народа, исторически сложившиеся на протяжении многих веков, Фашизм гармонически увязывает их в процессе своего государственного строительства на основах утверждения свободы и порядка.

Примеры уже образовавшихся фашистских государств с буйным цветением их государственного могущества, их национального творчества, с крепким укладом их здоровой морали, — эти примеры являются убийственными для всех сторонников отживающего либерал-демократического или социалистического строя.

Переходя к Русскому Фашизму, мы должны подчеркнуть его глубокую самобытность. Если Русский Фашизм по структуре своей имеет что-либо общее, например, с итальянским или с немецким, то это общее — порядка чисто внешнего. Вся внутренняя сущность Русского Фашизма, вся его идеология, всё его обоснование — всё это в целом и в частях не имеет никаких точек соприкосновения с фашистским строем других народов, кроме самого духа Фашистской Доктрины.

И это явление вполне нормальное: Фашизм не терпит ни стадности, ни шаблона, ни применения одной мерки ко всем народам. Чем индивидуальнее проявление чувства национального самосознания, тем Фашизм полновеснее, совершеннее, чище, — тем он внутренне правдивее, сильнее и жизненнее.

Всякий изучающий идеологию Русского Фашизма и понимающий, что содержание его не есть результат праздного измышления скучающих людей, а органически связано с лучшими русскими историческими традициями, — легко усматривает, что Русский Фашизм всем существом своим несёт, помимо новых форм государственного устройства, возрождение нашей самобытной русской культуры.

Если спросить: в чём заключается цель Русского Фашизма, чему он служит и чего хочет, то ответ будет короткий: процветания России на основе утверждения русской культуры, взятой во всём её историческом целом.

Но для того, чтобы суметь претворить в жизнь это задание, Русский Фашизм от своих соратников требует именно служения, великой преданности, упорства и жертв, а не формального «состояния в членах Партии».

Утверждение в жизни самобытной русской культуры во всей многогранной её красоте и во всём пафосе её лютой борьбы с тёмными силами — это есть служение Белой Идее.

Необыкновенное состояние душевного подъёма, сердечной радости и умственного озарения испытывает тот, кому посчастливилось войти в круг этого служения и через это осознать себя органической частью великого целого.

В наши дни, когда мiр стоит перед фактом напряжённой борьбы Фашизма с Коммунизмом, нам в плане служения нашей Белой Идее надлежит пройти суровую школу особо тщательной подготовки себя.

Задачи, стоящие перед нами, грандиозны: освобождение России от тирании большевизма и её восстановление. Грандиозной должна быть и наша подготовка. Русские фашисты, прежде всего, должны подготовить самих себя, ибо именно на нас упадёт вся тяжесть первых ударов в борьбе за утверждение в русской жизни наших идей.

Мы готовимся к походу на СССР, к возвращению домой, — мы готовимся принять активнейшее участие в её новом государственном и общественно-политическом строительстве… Хорошо ли мы готовимся? Так ли мы готовимся, с подходящим ли багажом вернёмся к родным очагам? Достаточно ли остро будут отточены наши мысли, чтобы с надлежащей ясностью, мудростью и твёрдостью строить Новую Россию? Чисты ли и сильны ли мы? Хорошо ли сохранили в сердце своём лик Святой Руси, образы и чаяния нашей Русской Земли?!

Великую Фашистскую Россию должны строить лишь русские люди, ибо только им будет по плечу эта страшная тяжесть, ибо только им будет понятен смысл и план нового строительства. Только людям национального закала, только соратникам фашистского быта суждено будет идти в передовых рядах национал-революционной борьбы, стать ведущим началом…

Ибо только им суждено будет вызвать в народе жажду познать свою Россию, — исконную, настоящую, родную и применить к её строительству все свои творческие силы, все силы своего природного дарования, природного русского гения.

Чтобы успешно что-либо создавать, надо крепко верить в свой идеал, любить его и помнить, что убеждать можно только примером.

Соратники Русского Фашистского Движения, чтобы быть духовно готовыми к борьбе за фашистский идеал, должны весь уклад своей личной и общественной жизни построить на фашистских началах, дабы и себя, и свою семью, и весь крут своих близких людей, а за ними и всю массу Русского Народа укоренить в атмосфере фашистских настроений.

Тот национальный закал, которым мы вооружим себя, нужен нам не только для борьбы с врагами России, но также и для того, чтобы своим примером увлечь за собою всю громаду Русского Народа, — всколыхнуть его, разбудить в нём чувство национального самосознания и гордости, той своей национальной мощи, которая может всё!

Фашистское действие, — какой бы стороны государственной, политической или общественной жизни оно ни касалось, — мы должны доводить до высшего проявления всех своих душевных свойств. Нет мелочей: всякий почин, всякая инициатива, всякая мысль, даже самая ничтожная, направленная на осуществление наших идей, — вся наша деятельность во всём её многообразии должна оттачиваться до пределов художественного творчества, то есть, до того состояния, когда наша деятельность превращается как бы в священнодействие, несущее в себе мистические начала, разверзающие души и пленяющие ум.

Именно так мы должны работать, если хотим захватить народную душу и понести её на крыльях фашистских идей к великому будущему.

Чтобы успешно что-либо создавать, надо верить в своей идеал и любить его сильнее своей личной жизни: только тогда пробудятся в каждом из нас великие творческие силы, только тогда выявятся все наши способности и нас осенит вдохновение…

Быт[править | править код]

Частная жизнь каждого из нас[править | править код]

Частная жизнь каждого из нас не есть личное дело, — вот то основное в нашем быту, что должен понять каждый русский фашист.

Корни Русского Фашизма, его идеологические предпосылки и утверждения уходят далеко вглубь русской истории и тесно переплетены со всем нашим национальным, широким народным бытом.

На этой преемственной исторической связи Русского Фашизма основана идеология нашего Движения, его живая органическая связь с исконными исканиями и грёзами русской души.

Естественно поэтому, что и бытовая сторона Движения тоже тесно связывается со всеми нашими историческими, народными и церковными традициями, обрядами и привычками.

Космополитизм — это потеря вообще всяких традиций.

Коммунизм — это есть сатанинское попрание всяких традиций и искажение их в обратную сторону.

Фашизм — утверждение традиций во всём их целом: от идеологии до покроя верхней рубахи.

Настоящий фашист и есть тот, кто умеет найти пути к претворению в дело и к выявлению в жизни своих идей и своей воли. Заслуга его не в том, что он «заполнит анкету» и «числит себя в Партии», а в том, чтобы при всяких обстоятельствах везде и всегда он вносил с собою в дело и в жизнь фашистский дух и настроение. Но для этого нужен закал, для этого нужно иметь в себе такое душевное состояние, которое постоянно горело бы фашистским огнём.

Такое состояние даётся бытом, выращивается повседневной жизнью, тем общественно-бытовым укладом, который, врастая во всё наше существо, накладывает на нас несмываемый даже смертью фашистский облик.

Но быт — личная жизнь каждого из нас.

Следовательно, нашу личную и общественную жизнь мы должны так укладывать или, иначе говоря, так строить, чтобы она находилась в полной гармонической связи с нашей идеологией, — чтобы те идеи, которые двигают мыслями и наполняют души, нашли верное внешнее проявление.

Так происходит в жизни фанатиков своего дела, своей идеи: коммерсанта, спортсмена, артиста, учёного вы всегда различите в самой пёстрой толпе. Как бы «серые пиджаки» ни обезличивали всех.

Так же теперь выковывается и тип Фашиста: не сходками, митингами и сборищами, а именно бытом, тем строительством личных жизней, сумма которых составляет жизнь Государства. Ибо только такое Государство может быть названо фашистским, в котором вся жизнь каждого гражданина — личная и общественная — устроена по-фашистски.

Я поверю в Фашизм своей страны только тогда, когда взгляну на личную жизнь самого рядового обывателя, на уклад его дома, на те обычаи и привычки, которыми он живёт, которым он радуется и которыми он закаляет свою душу для дальнейшего утверждения мощи и славы Отечества!

Вот почему частная жизнь каждого из нас не есть наше личное дело. Жизнь общества, тем более фашистского общества, не терпит ни анархического подхода, ни самодурства, ни разгильдяйства.

Россия начала катиться в пропасть своего государственного крушения не с 1905-го года, а, по меньшей мере, на сто лет раньше, когда, вслед за вольтерианством и масонством, к нам хлынула вся грязь так называемых либеральных идей и своим мракобесием стала мутить русский ум, развращать русское сердце и подрубать корни наших национальных, общественных и церковных традиций. В частную жизнь русских людей стал вноситься произвол под видом некоторых вольностей. Он обезличивал жизнь русских людей, внутренне ослаблял её, обезцвечивал, разбавлял ядовитой водицей всего чужеродного.

И вот теперь нам предстоит от всей этой «передовой» и «прогрессивной» гадости избавляться огнём и мечом, предстоит всю эту въевшуюся грязь безпощадно сдирать с русского тела.

Мы отвергаем так называемую самостоятельность частной жизни.

Мы выдвигаем положение: частная жизнь гражданина несёт в себе все природные элементы того народного духа, которым проникнута вся сущность Фашистского Государства.

Это общая формула.

Применительно к Русскому Фашистскому Движению это положение формулируется так: частная жизнь каждого соратника, как в Зарубежье, так и в Подъярёмье несёт в себе хотя бы в скромном виде все главные элементы фашистской идеологии.

Частная жизнь никак не может быть личным делом, если только люди хотят сохранить крепость своей народности, своего государственного бытия и своей национальной культуры.

Частная жизнь, основанная на принципе произвола, несёт забвение своего исторического прошлого, которое, не будучи органически с нами связано, превращается в музейную пыль. На сцену выступает только одно настоящее, да ещё под углом капризных и случайных переживаний; человек срывается с линии гражданского долга и перестаёт дорожить судьбами своей Родины.

Пренебрегая или попирая те или иные исконные русские традиции, человек не только обнаруживает ограниченность своих умственных и душевных горизонтов, но ещё и подчёркивает низость всей своей личности. Он сам ставит себя в положение отщепенца, изгоя, место которому за пределами общерусской национальной государственной жизни.

Сумма наших частных жизней составляет то целое, имя которому — быт народный. А быт со всей его духовной сущностью являет лик народа, — ту национальную индивидуальность, которая присуща только данному народу и больше никому.

Вот почему частную жизнь каждого из нас нельзя рассматривать как личное дело, никого ни в каком отношении не касающееся. Этот глубоко ошибочный взгляд, крайне вредный по своим последствиям, надо оставить раз и навсегда. Для русских фашистов он абсолютно неприемлем хотя бы уже потому, что этот взгляд несёт микробы той неизменной разобщённости русских сил, которая так губительно влияет на всё наше дело.

Сохраняя наши традиции и весь наш быт, каким мы его получили от предков, мы тем самым бережём Родину, то безценное сокровище, сохранить которое необходимо не только для нас, русских, но и для других арийских народов, для их устроения и равновесия!

Как своей идеологией мы освящаем все наши думы, силы и дерзания на жертвенное служение России, — так же нам чрезвычайно важно освятить доброй стариною каждый миг нашей жизни, нашего труда и нашего отдыха, чтобы всегда и везде чувствовать живую связь со всей русской историей, и в сознании, что и здесь, в Зарубежье, и там, в Подъярёмье, мы все объединены духом русского быта, — в этом сознании черпать бодрость и крепость в нашей борьбе за утверждение Русской России.

Организационные задачи наших соратников, таким образом, сводятся к тому, чтобы они, прежде всего, поняли, какие именно фашистские идеи должны быть вложены в те или другие случаи нашей личной и общественной жизни. Когда они поймут это, уловят надлежащие мысли и идеи, загорятся ими и научатся вкладывать их в надлежащие формы, тогда они спокойно могут брать в свои руки молот: под их ударами наша жизнь откуётся именно такой, какой сам Бог того хочет: мирной, счастливой и трудолюбивой!

Наш дом: семья и домашний уют[править | править код]

Первое, к чему прежде всего стремятся «левые», пробравшись к власти, это к разрушению арийской семьи.

Одна категория из них (либералы) делают это дьяволово дело тонко, издалека. Другие (радикалы, демократы) расправляются с семьёй грубо, мало считаясь с установившимся народным укладом, — упорно и ядовито. Третья категория борцов за счастье человеческое (социалисты) ломают семью уже без всяких церемоний, дерзко и нагло разлагая её блудом материализма. И, наконец, четвёртая категория (коммунисты) просто крушат всё и вся, подло и открыто ликуя, объявляя семью «гнусным предрассудком» и потому не существующей. Семья заменяется скотным двором, где брак регистрируется как акт случки, а дети сваливаются под номерами в общий «питомник».

Дело разрушения семьи (семейного начала, вообще основ семьи), как мы видим, начинается весьма осторожно, деликатно и даже вежливо, а кончается зверски. Но во всех случаях это дело проводится либерально-коммунистическим фронтом неуклонно и удивительно последовательно.

Представим Государство в виде пирамиды, которую венчает носитель власти. От неё в иерархическом порядке, так сказать, слоями идут разные категории до рядового гражданина включительно. Вся эта громада состоит из многих миллионов семей, живущих своим особым семейным бытом. Это соты, скреплённые между собою цементом традиции. Разрушьте их, и рухнет пирамида, превратившись в груду хлама.

Рецепт разрушения ныне хорошо известен. Это испытанный патентованный состав из либеральных мечтаний и коммунистических достижений.

Итак, семья есть то самое главное, что составляет основание государственного, национального и религиозного бытия народа, залог его духовного и физического процветания.

Если мы обратим своё внимание на такие государства, как Германия, Италия, Португалия, Испания и присмотримся к их законодательной деятельности, то сразу же увидим, что по внутреннему смыслу своему всё это законодательство сводится к охране, укреплению и защите семьи, семейного начала. Но укреплять семью, это значит укреплять народ, взятый в его целом, ибо народ — это есть сумма семей. Мы уже не говорим о законах, специально избранных к обереганию семьи, к обереганию чистоты её крови и морали, структуры и обычаев.

Вопрос о семейной чистоте является вопросом чрезвычайно важным и чрезвычайно интересным. Он заслуживает с нашей стороны специального внимания, специальной проработки на наших собраниях, в наших идеологических семинариях, в наших докладах и трудах.

Наши предки посвящали этому вопросу много сил своих, ибо справедливо и мудро усматривали в нём начало начал русской жизни.

Итак, строить наш дом мы должны твёрдо, ибо это дело не только наше личное, но, прежде всего, это дело общенациональное, следовательно, — государственное. Это наш долг, это наша обязанность. От неё нас никто и ничто не может освободить, поскольку, конечно, мы не отреклись от своего народа, не торгуем его интересами и не предаём его бреду чужеродных идей.

Слиянность духовных интересов мужа и жены является исходной точкой семейного благополучия. Фашистская семья только в том случае является таковой, когда в ней царит полная гармония интересов, забот и устремлений, при полном бережливом сохранении индивидуальности каждого члена семьи. Ибо при таком понимании своего жизненного долга супруги всегда сумеют сохранить равнодействующую при своих взаимоотношениях пут.м обоюдных уступок и поправок, на основе взаимного уважения друг друга.

Муж — глава семьи, её естественная опора и естественный защитник.

Фашизм возлагает на мужа, помимо его обычных гражданских обязанностей, ещё одну — быть носителем и хранителем лучших традиций своего народа. Эта обязанность особого порядка, но имеет глубокий смысл и глубокое значение, несомненно, исторической важности.

9 Января 1937 года испанская газета «Эральдо де Арагон» напечатала письмо герцога Фернан-Нуньеса, павшего смертью храбрых в боях под Мадридом. Письмо это было оставлено герцогом для передачи его семье в том случае, если он будет убит. Прочтём его с благоговением и постараемся из этого письма понять, что значит такое — быть носителем традиций своего дома:

«Моя любимая Чита! Эти строки, которые ты прочтёшь, когда меня уже не будет на этом свете, я начинаю с того, что прошу у тебя прощения за ту боль, которую тебе причинит моё решение принять активное участие в борьбе против красных. Я это делаю с удовлетворением, так как выполняю этим первый долг всех людей — служить прежде всего Богу, а потом Отечеству, которому и приношу в жертву свою жизнь. До сих пор я старался быть полезным в тылу армии. Но среди стольких разрушений, среди такого одичания, когда столько друзей страждут и погибают от красных в самых ужасных мучениях, совесть укоряет меня за то, что я не делаю больше, и поэтому я иду в бой спокойный и довольный, жалея только о том, что могу причинить страдание тебе и детям, которых так люблю. Надеюсь, что им случится жить в более нормальную эпоху, нежели наша, и что Манолито сумеет продолжить традиции нашего дома, следовать пути чести, долга и труда, и что он будет уметь хорошо выбирать своих друзей. С тобою я был так счастлив, как только может быть человек. Ты будешь сильной и найдёшь в детях и в христианском учении необходимое утешение в том одиночестве, в котором я тебя оставляю, и в них же найдёшь примирение с судьбой. Моим долгом в этой жизни было пасть за Веру, Отечество и Монархию в подлинном Крестовом Походе, который запомнится, как одно из самых важных исторических явлений в жизни Испании. Твоим долгом остаётся воспитание Мерседес и Манолито, и я уверен, что ты его сумеешь выполнить. Прости ещё раз. Молись за меня и помни, как я вас всех люблю.

Маноло..»"

Какое бы положение ни занимал муж, как бы ни скромна была его роль в жизни страны, как бы тих и незаметен он ни был по натуре и работе своей, он обязательно должен так жить, чтобы быть хотя бы отчасти героем в глазах своей жены, своих детей, чтобы они могли гордиться им.

Для этого надо сделать не так уж много, — всего лишь храбро, честно и патриотично прожить свою жизнь. Ибо храбро прожить всю свою жизнь — так же доблестно, как и храбро умереть в бою.


Уют — это есть нечто невесомое и непокупное.

И уж меньше всего это понятие связано с материальной стороной жизни. Очень часто большие залы, отделанные с царской роскошью, или изысканные гостиные с их изящной мебелью из ценнейших пород дерева, гобеленами, картинами и фарфором, нам внушают холод и сухость и пугают и отшибают своей мертвенностью, чопорностью, фальшью или явной ненужностью. Вы чувствуете, что в этих «палатах» нет души, нет трепета жизни, нет правды и лица, что здесь всё показное, декоративное, чужое, зря, капризно и безвкусно натаскано из дорогих магазинов, что своего ничего здесь хозяин не имеет и не вложил и что ничто здесь любящей и заботливой душой хозяйки не согрето.

Семья, крепко сшитая, овеянная сознанием своей национальной цельности и своей кровной чистотою, одушевлённая традициями чести, долга и труда, — и составляет во всей своей совокупности тот подлинный уют, который так необходим жизни каждого из нас.

Фашистам, — борцам за арийские идеалы, — этот семейный уют особенно нужен, как живой источник, из коего мы черпаем духовные и физические силы, необходимые для жертвенного служения.

Наши дети: их воспитание и организация[править | править код]

Фашизм на дело воспитания детей смотрит как на якорь всего своего государственного строительства. Сорвётся этот якорь и всем политическим достижениям конец. В наших детях заложен либо успех всех наших дерзаний и достижений, либо полное крушение.

Мы должны всё наше достояние, духовное и материальное, все наши завоевания на арене жизни передать в руки крепкие и чистые, — в фашистские руки.

Пусть соратники с особым вниманием приглядятся к работе в этом направлении наших итальянских и германских друзей. Дело воспитания детей и их организация возведена у них в особый культ, необычайно важный и серьёзный, имеющий специальное громадное законодательство и доктрину, всесторонне и терпеливо разработанную капитальными трудами высоких фашистских умов.

Фашизм работает над созданием нового стиля жизни, ничего общего не имеющего с теми формами человеческого общежития, которые создавались за последние столетия под влиянием так называемых гуманитарных и либеральных мiровоззрений, приведших человечество к мракобесию демократизма, социализма и коммунизма.

Грандиозность этой задачи создания нового стиля жизни очевидна сама собой.

Но для этого необходимо пересоздать народный организм, переродить современного человека, очистить его от всей телесной и духовной грязи, которая наслоилась на н.м за долгие периоды его жизни под гнётом чужеродных «прогрессивных» внушений и которая разложила его душу и загадила его ум.

Право воспитания подрастающих поколений принадлежит исключительно Государству. И если фашисты принимают это право, то они одновременно возлагают на себя и соответствующие великие обязанности. Из них первая обязанность — это воспитание всех детей без единого исключения, заботливое отношение к каждому ребёнку.

Так называемая безпризорность, свойственная либерально-коммунистическим режимам, есть нелепость в Фашистском Государстве, — совершенно невозможное явление при фашистской форме правления. Без призора, то есть, без своей опеки, без своей помощи, без своей охраны, Фашистское Государство не оставляет ни одного своего гражданина, тем паче ребёнка.

Ибо в Фашистском Государстве каждый человек дорог и на учёте; Фашистская Доктрина усматривает в каждом гражданине некую положительную ценность и прежде всего преемника и продолжателя исторических традиций своего народа - одного из кузнецов его культурного богатства. Вот почему с малых лет ребёнок должен пользоваться нашим особым вниманием, особой опекой, настоящей любовью.

Из этого положения мы должны черпать обоснование для всякого рода наших детских организаций. Неважно их название, они могут иметь всевозможные именования в зависимости от местных условий, воспоминаний, обычаев и прочего. Но внутренняя их структура и вся идеология, конечно, должна быть строго фашистской.

Каждая детская организация обязательно должна быть строго индивидуальной в смысле своего собственного устава, своей формы, своего знамени, своих местных традиций.

Где бы ни образовывались группы русских детей, они нами должны строиться вполне самостоятельно, без копировки соседей. Это дело несложное. Надо только помнить одно: мы — фашисты и всё должны делать по-фашистски.

Закладывая организацию наших детей или юношества, необходимо в её основу класть такие принципы, которые вырабатывали бы в русской молодёжи активных патриотов, крепких и смелых бойцов за исконную Русскую Государственность и наши исторические традиции. Честь и достоинство России должно возводиться этими организациями в культ и одухотворять каждый момент, каждый акт их общественной деятельности и личной жизни, от пышных официальных торжеств до будничного поведения в кругу семьи или среди друзей.

Честь и достоинство нашей Фашистской России, — этот девиз должен быть хорошо проработан руководителями на местах как в личном собеседовании с ближайшими соратниками, так и в специальных докладах.

И только после всестороннего обсуждения и обдумывания всех вышеизложенных вопросов можно приступить к организации детей, предварительно разделив их на три самостоятельных группы по старшинству лет и отделив девочек от мальчиков.

Повторяем, мы никаких рецептов и правил здесь не даём, потому-что очень многое зависит от местных условий. Надо только помнить главное, что структура организаций нашей молодёжи должна покоиться:

  1. на сохранении русских исторических, военных и общих традиций,
  2. на восприятии заветов и духа русской культуры через изучение русской поэзии, литературы и истории, русской музыки и песен,
  3. на правильном понимании идеологии Русского Фашизма и 
  4. на разумной дисциплине для утверждения в молодой жизни навыка быть аккуратным, исполнительным, ловким, сильным, находчивым и смелым.

Если эти главные моменты будут правильно поняты, учтены и проведены в жизнь, то всё остальное выявится само собою, постепенно, в порядке организационной работы и уяснения подробностей дела. Эти подробности никогда теоретически нельзя предвидеть. Местные условия наложат на организацию отпечаток особых навыков, приёмов и привычек. Это даже желательно, поскольку эти местные навыки и особенности внесут своеобразный колорит в наши детские и юношеские организации и выработают в них традиции, свойственные только данной организации.


Два момента должно быть положено в дело организации наших детей.

Во-первых, мы всецело должны стремиться к тому, чтобы все русские дети, начиная с 6‒7 лет, поступали в фашистские сады, клубы и школы и оставались бы там не менее 4‒5 лет.

Здесь закладывается фундамент фашистского воспитания и образования.

Необходимо в наших детях выработать русский характер, русскую душу, русское сердце и русский ум. Необходимо всему существу ребёнка придать закал фашистских настроений, чтобы он усвоил на всю свою жизнь, какое великое счастье быть сыном такой страны, как Россия.

И, во-вторых, чтобы во время своего пребывания в садах, клубах и школах наши дети научились завязывать все те основные узлы личной и общественной жизни, которыми им придётся в дальнейшем скреплять свои отношения с окружающим их мiром. — Момент необычайно важный, усвоение его даётся только в порядке длительного воспитания по специальной системе, вплотную согласованной со всей идеологией нашего Движения.

Михаил Грот

«Фашист», № 34‒35, 1937 г. Патнэм (США)