Текст:Николай Кириленко:Русский космизм

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Во второй половине XIX века в России возникает своеобразное умонастроение — «русский космизм».

Введение[править | править код]

В литературе оно было представлено Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, в философии — П. Флоренским, в естествознании — К.Э Циолковским, Д. И. Менделеевым, И. Н. Сеченовым и др. В начале XX века благодаря работам наших соотечественников (Н. Федорова, В. Соловьёва, Н. Бердяева, П. Сорокина, Е. и Н. Рерихов, В. Вернадского и других) представления ученых о мироздании претерпели кардинальные изменения.

Идея русского космизма[править | править код]

Главная идея русского космизма заключается в том, что мир представляет собой единое целое, а человек есть не что иное, как органично связанная с космосом его частица. Космос изначально гармоничен, а потому добр, то есть гармония, добро, благо — важнейшие составные космоса как явления природы.

Суть учения:

— человек — это составная часть природы;

— человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве;

— человек и всё, что его окружает — это части единого целого — Вселенной.

В основе взглядов русских космистов лежит признание множественности населённых миров во Вселенной, многообразие форм жизни, идеи бессмертия человеческого духа. Благодаря им, наша планета и космос стали рассматриваться как система, в которой жизнь и живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения [1‒3].

Взгляды учёных[править | править код]

В 1930 году А. Л. Чижевский писал: «Наука широко раздвигает границы нашего непосредственного восприятия природы и нашего мироощущения. Не только Земля, но и космические просторы становятся нашей родиной, и мы начинаем ощущать во всем её подлинном величии значительность для всего земного бытия и перемещения отдалённых небесных тел, и движения их посланников — радиаций… Наибольшее влияние на жизнь Земли оказывают солнечно-космические потоки, направляющиеся со всех сторон Вселенной».

Ещё дальше пошел в своем предвидении К. Э. Циолковский, говоря о космосе как об одухотворённой системе, о разумных силах в нём, об иерархии высокоразвитых существ, о необозримой воле Вселенной. Чрезвычайно интересна его версия о большом эксперименте на планете Земля. Циолковский был уверен в многонаселённости Вселенной, считая, что цель Разума Вселенной или союза высокоразвитых цивилизаций одна — «засеять Вселенную совершенным миром», чтобы избежать вырождения или регресса. «Необходим свежий приток, — пишет Циолковский, — иначе может погаснуть и совершенная жизнь или вытесниться уродливой». И далее заключает: «Роль Земли и подобных немногих планет хотя и страдальческая, но почётная. Земному усовершенствованному потоку жизни предназначено пополнить убыль регрессирующих пород космоса». Циолковский считал, что под наблюдением могущественных духовных сил на Земле проводится уникальный эксперимент: «Земля не может быть предоставлена самой себе. Некоторая степень самостоятельности ей оставлена только для приобретения опыта, для достижения совершенства (только не для гибели)».

Создатели Живой Этики Н. К. и Е. И. Рерихи также рассматривали мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного космоса, в которой всё, в том числе и человек, представляет энергетическую структуру. Они утверждали, что человек несет в себе энергетику космоса и поэтому живёт по тем же законам, что и космос. Взаимодействие энергетических структур мироздания в процессе энергообмена с человеком является главной движущей силой его космической эволюции. Главная задача самой эволюции (по Рерихам) — одухотворение материи, повышение её энергетики, с последующим утончением и изменением качества. Именно эта задача и стоит сегодня перед человечеством в связи с квантовым переходом.

Согласно воззрениям русских космистов, человек ни в коем случае не должен представлять себя чем-то идеальным и законченным как организм. Он находится в процессе эволюции в единой космической жизни, и грубой ошибкой будет искусственно отделять человека от космоса. Осознавая эту эволюционность человека, В. И. Вернадский писал: «Хомо сапиенс не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее».

Сегодня русский космизм активно развивается сторонниками так называемой энергоинформационной картины мира. Возглавил это направление академик Российской академии медицинских наук В. П. Казначеев, создавший Институт космической антропоэкологии.

Идея активной эволюции[править | править код]

Центральной идеей русского космизма является идея активной эволюции, то есть такого этапа развития мира, когда человек призван преобразовать не только внешний мир, но прежде всего собственную природу. И в этом случае речь идет об управлении материей на основе высочайшей нравственности и духовности поистине космических масштабов.

Космисты предлагают выстроить отношения между людьми на базе высшей нравственности, когда «главным судьёй» над человеком становится его совесть. Вопрос только в том, как воспитать нового человека с высокими духовными качествами.

Источники[править | править код]

1. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

2. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924.

3. Циолковский К. Э. Монизм вселенной / Очерки о Вселенной. — М.: ПАИМС, 1992.

См. Кириленко Н. Я. Экология человека: методы активизации психологического самоуправления и саморегуляции. Часть 9: Учебное пособие. — М.: РАП, 2019.

Кириленко Н. Я. Концепции современного естествознания. — Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н. Я. Естественнонаучная картина мира. — Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н. Я. Физическая картина мира. — Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Ссылки[править | править код]