Фенакистископ

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Фенакистископ Эдварда Мейбриджа (1893)
Иллюзия движенияя в фенакистископе

Фенакистиско́п (от греч. φεναξ — «обманщик» и σκοπέω — «смотрю») — устройство для имитации движущегося изображения. Конструкция устройства основана на инерционности человеческого зрения (Персистенция), что позволяет глазу синтезировать "движущуюся" картину из серии статичных изображений-фаз. Изобретателем фенакистископа является Жозеф Плато.[1] Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ и назвал его «стробоскопом».

Конструкция[править | править код]

Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.

Жозеф Плато, август 1833 года[1]

История создания[править | править код]

Исследования Плато[править | править код]

В 1828 году Жозеф Плато, продолжая опыты Роджета (англ. Peter Mark Roget), создал анортоскоп. [1]

Анортоскоп — аппарат состоящий из двух дисков: прозрачного, помещённого сзади, и непрозрачного помещённого впереди и имевшего отверстия. Оси дисков, находились рядом, но не совпадали. Анортоскоп создавал впечатление «точного изображения гиперболы, проходящей через два центра вращения». Позже Плато заменял одну из линий рисунками, таким образом получая искаженное изображение вместо правильной линии.[1]

Жорж Садуль называет это направление исследований Плато «анаморфоз» и указывает на явное влияние тауматропа на данную сферу исследований. [1]

В конце 1832 года Плато, продолжая опыты по рассматриванию рисунков через вертящийся диск с отверстиями, создает фенакистископ.

Принцип, на котором основан этот оптический обман, очень прост. Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение.

Жозеф Плато, август 1833 года[1]

В своих комментариях к принципам действия фенакистископа Плато очень точно сформулировал « …принцип действия современного кино, или, скорее, закон, на котором основана съемка или проецирование фильмов».[1]

20 января 1833 года в письме Адольфу Кетеле, директору Брюссельской обсерватории Плато пишет о своем изобретении.[1]

Фенакистископ Плато

Однако ещё в ноябре 1832 года, Плато отправил свое изобретение Майклу Фарадею в Лондон, где оно и было продемонстрировано перед несколькими друзьями.[1]

Художник Маду, зять Кетеле, занимался созданием серий рисунков для фенакистископа.[1]

С 1833 года, в Лондоне, выпуск фенакистископов начался в промышленном масштабе.[1]

Вскоре их производство было налажено и в Париже. Парижские игрушки были сделаны очень грубо, что сказывалось на изображении.

Плато исправляя ошибки фенакистископа отправил в Лондон рисунки с указаниями. В результате был создан «фантасмоскоп» или «фантаскоп».[1]

Однако у торговцев фенакистископ пользовался большей популярностью.

Форма и конструкция фенакистископа со временем улучшалась.

В 1834 году английским математиком Уильямом Хорнером (англ. William George Horner) был сконструирован зоотроп — наиболее примечательная трансформация фенакистископа.

Многие новые модели, возникшие на основе фенакистископа Плато, быстро и недолго входили в моду под различными названиями. Конструкция этих моделей была достаточно сложной, и поэтому они иногда стоили довольно дорого. В особенности много их производили во Франции, Австрии, а также в Германии и Соединенных Штатах.

В 1845 году свои первые опыты провел артиллерийский офицер барон фон Ухациус. В результате этих опытов, в 1853 году, барону первому удалось осуществить проецирование изображений фенакистископа на экран.

Серии его картинок были нарисованы на стеклах, вставленных по окружности в деревянный диск. Этот диск вращался позади объектива волшебного фонаря, в котором горела кальциевая лампа.

Проецирующий фенакистископ был так же описан в 1853 году в «Анналах Венской академии».

В продажу проецирующий фенакистископ был поставлен оптиком Прокошем, организовавшим его серийное производство.

Оптик Дюбоск, во Франции, одновременно с Ухациусом, сконструировал аналогичный аппарат и представил в Консерваторию Искусств и Ремёсел (франц. Conservatoire national des arts et métiers, CNAM). В этом же направлении работали многие английские оптики.

Исследования Штампфера[править | править код]

Почти одновременно с Плато профессор геометрии Венского политехникума Симон фон Штампфер (англ. Simon von Stampfer) изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ; он назвал свой аппарат «стробоскопом». Эти два исследователя не знали работ друг друга и пришли к созданию данной конструкции каждый своим путем.[1]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Стробоскоп

Первенство[править | править код]

Первый стробоскоп Штампфер создал в феврале 1833 года, в то время как в ноябре 1832 года Фарадею уже демострировали фенакистископ, созданный по чертежам Плато. К тому же Штампфер не изложил с такой точностью, как Плато, принципы разложения и восстановления механики движения.[1]

Примечательно, что Эрнст Мах, соотечественник Штампфера, в 1872 году прибегает к авторитету Плато.[1]

Мах, а за ним Этьен-Жюль Марэ отдали должное Штампферу, назвав данный способ наблюдений «стробоскопией» или «стробоскопическим методом».[1]

Примечания[править | править код]

  1. а б в г д е ё ж з и й к л м н о Жорж Садуль Всеобщая история кино. Т. 1. — Москва: Искусство, 1958.о книге

Литература[править | править код]

См. также[править | править код]