Эфир (метафизика)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эфир (др.-греч. Αἰθήρ — горный воздух), в античной философии — один из космических элементов, составляющий субстанцию неба и звёзд.

В древнегреческой эпической поэзии и у трагиков Αἰθήρ — ясное небо, верхний чистый слой воздуха, противоположный нижнему слою аэру, место обитания бессмертных олимпийских богов. Это значение в целом сохраняется у досократиков. У Эмпедокла эфир отождествляется с воздухом, Парменид и Анаксагор сближают его с огнём.

Пятый элемент Платона[править | править код]

В платоновской Академии эфир начинает рассматриваться как особый пятый элемент, существующий наряду с землей, водой, воздухом и огнём и значительно отличающийся от них по своим свойствам. Начало учению об эфире как о пятом элементе было положено Платоном в «Тимее», где, используя открытие афинским математиком Теэтетом пяти правильных многогранников (пирамиды, куба, октаэдра, икосаэдра и додекаэдра), он поставил в соответствие каждому из них определенный космический элемент: пирамиде — огонь, кубу — землю, октаэдру — воздух, икосаэдру — воду. Додекаэдром, или двенадцатигранником, Демиург, по словам Платона, «воспользовался для придания формы Целому».[1] Последняя фраза могла быть истолкована в том смысле, что форму додекаэдра получили мельчайшие частицы элемента, расположенного у внешних границ мира. Это дало повод академикам Филиппу Опунтскому и Ксенократу отождествить указанный элемент с эфиром и приписать Платону учение о пяти элементах.[2]

Выражения «пятый элемент», «пятая сущность» и «квинтэссенция» (quinta essentia) как синонимы для эфира появились позднее (у Ксенарха Селевкийского, Цицерона и Плутарха Херонейского).

Аристотель[править | править код]

Аристотель, также разделявший учение об эфире, выводит необходимость существования пятого элемента из количества простых естественных движений. Все естественные тела, согласно Аристотелю, заключают в себе движущий принцип, поэтому каждое из них характеризуется определённым видом движения. Простым телам (элементам) должны быть свойственны простые движения, а сложным — сложные. Простых движений два — прямолинейное и круговое. Четырем традиционным элементам свойственно двигаться по прямой: огню и воздуху — вверх, от центра мира, земле и воде — вниз, к центру. Следовательно, должен существовать еще один, пятый элемент, который от природы совершал бы круговое движение, вокруг мирового центра.[3]

Сам Аристотель никогда не называет этот элемент «пятым», предпочитая говорить о «первой сущности» и «первом теле», а также о «божественном», «горнем», «круговращающемся» теле. Наряду с этими именами Аристотель использует и «эфир», следуя платоновской этимологии в «Кратиле»:[4] этот элемент, движущийся по кругу вечно, называется «эфир», поскольку он «вечно бегущий»,.[5] Эфир составляет субстанцию звезд и несущих их «сфер» вплоть до сферы Луны. В отличие от четырех элементов подлунного мира он не меняется и не гибнет, не имеет ни тяжести ни легкости и не участвует в циклических взаимопревращениях тел. Вечность, неизменяемость и абсолютная неаффицируемость эфира служат обоснованием несотворенности и неуничтожимости мира в целом, а естественность его кругового движения делает излишней постулат о душе как источнике всеобщего движения в природе.

Стоики вслед за Аристотелем называли эфиром субстанцию звёзд; они утверждали, что эфир естественным образом движется по кругу; что он божественен, неуничтожим и предшествует всем остальным элементам. В то же время они отказывались признавать его особым пятым телом, настаивая на том, что эфир есть некая разновидность огня, которая в отличие от обычного не сжигает и губит вещи, но дарит всему жизнь и бытие.

Неоплатоники[править | править код]

После открытия и публикации эзотерических сочинений (прагматий) Аристотеля интерес к теории пятого элемента возрождается. Платоники и неопифагорейцы возвращаются к идее соответствия пяти правильных многогранников пяти элементам, или пяти областям космоса. Эфир всё чаще трактуется как нематериальная субстанция; его отождествляют со светом и небом и считают средой обитания особого рода живых существ (блаженных демонов и праведных душ).

Плотин[править | править код]

По мнению Плотина, Аристотель вводит пятый элемент для того, чтобы объяснить вечное существование Солнца и звёзд. Предположив, что небо образовано особым «божественным» элементом, который от природы обладает свойством неуничтожимости, он тем самым устанавливает и причину вечности мира. По мнению Плотина, это неверно, поскольку никакое тело, в том числе и небесное, не может быть неуничтожимым и вечным просто в силу своей природы. Природа любого тела текуча и изменчива, следовательно, его неуничтожимость следует возводить к какому-то другому, бестелесному принципу, а именно к душе.[6]

Мнение Плотина, по-видимому, разделял и Порфирий.

Ямвлих[править | править код]

Начиная с Ямвлиха, видевшего в эфире важное промежуточное звено в цепи эманации, аристотелевское учение о пятом элементе постепенно получает признание и укрепляется убеждение о согласии этого учения с платоновским. Полагая небо одушевленным, Ямвлих тем не менее выделяет «небесное тело» из числа других элементов, приписывая ему особый вид жизни,[7] и рассматривает его как телесный аналог того умопостигаемого единства, которое объединяет между собой надмирных богов.[8]

Прокл[править | править код]

Прокл толкует эфир как небесный огонь, достигший своего естественного места у границы мира и совершающий там присущее ему от природы круговращательное движение. Небесный огонь, по Проклу, это полудуховная, полуматериальная субстанция, являющаяся первым воплощением умопостигаемой идеи огня. В нём, как в причине, содержатся все рациональные построения чувственно воспринимаемых тел и элементов, которые потом воплотятся в более низких, материальных порядках сущего.[9] Поэтому наряду с огнём в небе присутствуют вода, земля и воздух, но только в своей небесной или «огненной» ипостаси. По словам Прокла, эфир есть форма существования вещей в небе, то есть нечто вроде «среднего термина» между всецело бестелесными идеями божественного Ума и их отражениями в материи.[10]

Гностики[править | править код]

Особое развитие учение об эфире получило в неоплатоническом представлении о т. н. эфирной «колеснице»,[11] или бессмертном астральном теле души, которое та приобретает при своём нисхождении в земную жизнь[12]. Этот неоплатонический тезис о существовании эфирного посредника между духом и телом выступил на первый план в гностических представлениях о небесно-божественном происхождении души и её возврате после смерти на астральную прародину, а также в теориях раннехристианского богословия об эфирном теле воскресения (Ориген).

Средние века[править | править код]

Не без влияния античного учения о пятом элементе сложилась и характерная для средневекового августинизма «метафизика света», рассматривающая свет как первопричину всего сущего (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон), и алхимическая концепция «философского камня», составляющего основу всех вещей и извлекаемого из них путём алхимических операций.

Примечания[править | править код]

  • Источник: Античная философия: Энциклопедический словарь. — М: Прогресс-Традиция, 2008. — 896 с. ISBN 5-89826-309-0
  1. Tim. 55с
  2. Epinom. 981b
  3. De caelo I 2, 269а7
  4. Plat. Crat. 410b
  5. De caelo I 3, 270b 14‒25
  6. Еnn. II 1,4, 19‒23
  7. ар. Simpl. In De an. 49, 31
  8. ар. Julian. Eis rbv ßaaiXea "HXiov, 15, 9‒11 Lacombrade
  9. In Tim. Ill, 113, 5
  10. Ibid. II, 43, 26)
  11. Plat. Tim. 41d-e, Phaedr. 247b
  12. Plot. Enn. IV 3, 15; Porph. De antro II; Macr. In Somn. I 12; Iambl. De myst. III 14; Procl. Inst. th. 205‒209