Wolfenstein 3D

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Wolfenstein 3D


Операционная система:
PC (DOS),
Mac,
Apple IIGS,
Acorn Archimedes,
RiscPC,
SNES,
Jaguar,
Atari ST (TOS),
Amiga (AmigaOS, MorphOS),
Game Boy Advance,
DO Interactive Multiplayer


Системные требования:
IBM-PC совместимый ПК,
MS-DOS 5.0 или выше,
640K ОЗУ,
3 MB на жёстком диске,
процессор 386/33 MHz (минимально приемлемый 286/20 MHz) ,
поддержка VGA графики,
Sound Blaster или 100% совместимая звуковая карта
Устройство управления:
Клавиатура, мышь, джойстик или игровой контроллер.
Разработчик:
id Software
Издатель:
Apogee Software
Дизайнер:
Джон Ромеро, Том Холл







Wolfenstein 3D (Wolf 3D) — компьютерная игра, которая сделала популярным жанр «шутер от первого лица» на PC.Wolf 3D разработана компанией id Software и издана компанией Apogee Software 5 мая 1992 под DOS. Предшественником игры являются игры компании Muse Software Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein для Apple II, вышедшие в 1980-х. По словам программиста id Software Джона Кармака, на разработку движка игры оказало влияние технологическое демо движка, разработанного компаниями Origin и Looking Glass для ролевой игры от первого лица Ultima Underworld: The Stygian Abyss, вышедшей в 1991. Wolfenstein 3D был портирован на различные платформы, включая 3DO, SNES, Gameboy Advance и Amiga.

Общие сведения[править | править код]

В Wolfenstein 3D игрок управляет солдатом, пытающимся бежать из одноимённой нацистской крепости; ему противостоит множество вооружённых охранников и сторожевых собак. Здание наполнено потайными комнатами, где хранятся разного рода драгоценности, пищевые продукты и медицинские аптечки, а также различное оружие и боеприпасы.

Wolfenstein 3D была выпущена как shareware, в связи с чем игра разошлась по миру огромным количеством копий. Бесплатная версия игры содержала только один эпизод («Escape from Wolfenstein»), состоявший из 10 уровней (этажей). Коммерческий выпуск игры насчитывал три эпизода, включая первый (новыми эпизодами были «Operation: Eisenfaust» и «Die, Führer, Die»), а также набор дополнительных эпизодов «The Nocturnal Missions» (содержащий «A Dark Secret», «Trail of the Madman» и «Confrontation»). Таким образом, общее количество уровней Wolfenstein 3D составляло 60, по десять уровней в каждом эпизоде.

В конце эпизода игроку предстояла схватка с «финальным боссом» — особенно сильным противником, для победы над которым требовалось немало усилий со стороны игрока. Для прохождения эпизода достаточно завершить только 9 из 10 уровней. Где-то в восьми первых миссиях каждого эпизода находятся замаскированные выходы на секретный 10-й уровень. Такой уровень в третьем эпизоде прославился тем, что представлял собой одну из вариаций известной игры Pac-Man с той лишь разницей, что на привидений игрок смотрел с точки зрения Пакмана.

К Wolfenstein 3D вышло продолжение (предыстория) Spear of Destiny.

Игра была выпущена на PC и затем портирована на компьютеры Macintosh Apple IIgs, Acorn Archimedes и RiscPC, а также на видеоприставки Super NES, Atari Jaguar, Game Boy Advance и 3DO. Исходный код был опубликован id Software в 1995, что положило начало традиции раскрывать исходный код движка каждой старой игры вскоре после выхода нового проекта (исключением стал только DOOM II, который изначально был выпущен на правах GPL). Позднее игра была адаптирована под Linux.

Сюжет[править | править код]

Файл:BJBlazkowicz.gif
Уильям «B.J.» Блацкович из версии игры для ПК

Первые три эпизода повествуют о попытке Уильяма «B.J.» Блажковича бежать из замка Вольфенштайн и свергнуть нацистский режим.

Вооружённый поначалу лишь ножом и пистолетом (отобранных в борьбе у охранника его камеры) B.J. стремится бежать из замка. Убивая офицеров «CC», он получает автомат, а затем и ручной пулемёт, сталкиваясь в конечном итоге с последним стражем — Хансом Гроссом (Hans Grosse, «Большой Ганс»).

Уничтожив Гросса и покинув замок Wolfenstein, B.J. приступает к выполнению операции «Железный кулак» («Operation: Eisenfaust»). С самого начала становится ясно, что действие происходит не в тюрьме: стены покрыты мульчей, главными врагами Блажковича становятся серокожие (каменнокожие?) мутанты с автоматом, имплантированным в грудную клетку. Операцией «Железный кулак», по-видимому, также назывался проект по выращиванию таких мутантов; босс эпизода, доктор Шаббс (Dr Schabbs), бросает в вас шприцы. Его смерть знаменует собой конец биологической войны.

«Die, Fuhrer, Die!» — это хронологически последний эпизод. Пробившись сквозь ряды нацистских солдат и атаковав бункер, расположенный под Рейхстагом, игрок имеет удовольствие сразиться с финальным боссом, в роли которого выступает Адольф Гитлер, закованный в огромные механические доспехи.

«The Nocturnal Missions» представляют собой приквел, повествующий о разработке нацистами химического оружия.

В эпизоде «A Dark Secret» игрок охотится за учёным, непосредственно разрабатывавшим это оружие; задача B.J. состоит в том, чтобы проникнуть в исследовательские лаборатории и уничтожить доктора Отто Гифтмахера (Dr. Otto Giftmacher, в переводе с немецкого «Изготовитель яда»), который пытается уничтожить B.J. из ручной ракетницы.

«Trail of the Madman» — это эпизод, отличающийся самыми изысканными интерьерами. Игрок должен выкрасть планы химической войны (Giftkrieg), которые охраняет Гретель Гросс (Gretel Grosse), сестра Ханса. Она выглядит примерно так же, как брат, только одета в розовое, а не синее. Повсюду развешаны портреты Гитлера (в том числе мозаичные), символизирующие вершину его могущества. Все этажи богато и роскошно украшены.

История заканчивается эпизодом «Confrontation», который подводит итог всему, с чем сталкивался игрок на протяжении всей игры. Здесь есть мутанты и еще один Гросс, идентичный Хансу (и тот, и другие — на секретном уровне). Финальный бой происходит между B.J. и идеологом химической войны, её руководителем и просто «плохим дядей» генералом Феттгезихтом (General Fettgesicht, в переводе с немецкого «Жирномордый»).

Следует отметить, что, несмотря на сюжет, игра, даже если отбросить научно-фантастическую часть, не имеет никакого отношения к реальным нацистским планам и сооружениям. Дизайн интерьера игрового мира полностью вымышлен. По крайней мере три уровня имеют планировку в виде свастики, в том числе один уровень представляет собой несколько свастик, вложенных друг в друга, и на одном из уровней третьего эпизода оставили свои инициалы Джон Ромеро и Том Холл. Тем не менее сюжет игры опирается на реальные, тщательно спланированные, побеги захваченных в плен солдат антифашистской коалиции из подобных тюремных казематов, как, например, замок Колдиц. Также нелишне вспомнить побег знаменитого писателя Станислава Ежи Леца, который в свое время, подобно нашему герою, зарубил лопатой эсэсовца, забрал его оружие и форму и совершил побег.

Примечание. Происхождение фамилии героя игры Blazkoviсz некоторые игроки относят к польскому слову «блазковица» (молния). Согласно этой версии, она не имеет фамильного окончания «-ович» (не «Молниёвич», а «Молний») и на русском должна также транскрибироваться как «Блазковиц», без перевода фамильного окончания.

Техническая реализация[править | править код]

Визуализация стен в «полу-3D» производилась с помощью рэй-кастинга (англ. ray casting), специального вида рэй-трэйсинга (англ. ray tracing). Этот метод заключается в определении полета каждого луча для каждой колонны пикселей; программа проверяет, не пересек ли он стену, и в соответствии с этим производит наложение текстур. Далее создается одномерный буфер, в котором располагаются масштабированные спрайты, которые изображают врагов, бонусы и предметы.

До Wolfenstein 3D, эта технология уже использовалась id Software в 1991 для создания Hovertank 3D и Catacomb 3D для Softdisk, но с использованием EGA — 16-цветной графики. Список игр, которые использовали игровой движок Wolfenstein 3D или его модификации, включает такие игры, как Blake Stone, Corridor 7, Operation Body Count, Super Noah's Ark 3D, Rise of the Triad, Shadowcaster и Hellraiser.

Согласно словам Джона Кармака, главного программиста id Software, игровой движок был создан под вдохновением от технологической демо-версии игры Origin/Looking Glass Studio, CRPG от первого лица — Ultima Underworld: The Stygian Abyss в 1991. Кармак утверждал, что сможет создать более быстрый визуализатор, в чем и преуспел. Движок Wolfenstein 3D несколько слабее такового в Underworld (в нём отсутствуют наклонные поверхности и освещение), однако Wolfenstein 3D требует и меньше аппаратных ресурсов.

Противники[править | править код]

Подробнее см. в основной статье Wolfenstein 3D (Противники)

Обычные противники[править | править код]

В Wolfenstein 3D существует пять видов обычных противников. Большинство из них представляет опасность только в значительном количестве.

  • Немецкая овчарка
  • Обыкновенный солдат
  • Schutzstaffel (боец SS)
  • Мутант
  • Офицер

«Боссы»[править | править код]

В конце каждого эпизода игрок, в лучших традициях аркады, встречает «босса». В отличие от обычных врагов, «боссы» нарисованы только с одной проекции вместо восьми, поэтому игрок не может подкрасться к "боссу" сзади. «Боссы» также глухи и не замечают игрока пока тот не будет им виден. Все «боссы» (исключая Адольфа Гитлера) выбрасывают золотые ключи, открывающие двери, ведущие к выходу с уровня.

  • Ханс Гросс (Большой Ганс)
  • Доктор Шаббс
  • Гитлер-пугало (самодвижущаяся вешалка с надетой на нее одеждой и нарисованным лицом фюрера)
  • Адольф Гитлер
  • Отто Гифтмахер (Отто Изготовитель Яда)
  • Гретель Гросс (Большая Гретель)
  • Генерал Феттгесихт (Генерал Жирномордый)
  • «Пасхальные» боссы из PacMan: Блинки, Пинки, Инки и Клайд.

Оружие[править | править код]

В Wolfenstein 3D, в отличие от современных игр, был сравнительно небольшой выбор оружия. В игре присутствуют:

  • Пистолет — первое оружие которое позволяет чувствовать себя уверенно. Пистолет имеет низкий темп стрельбы, однако он очень эффективен против немецких солдат. Но стоит не забывать, что он не столь эффективен против боссов.
  • Пистолет Люгера, более известный как «Парабеллум».
  • Автомат МР-40.
  • Ручной шестиствольный пулемёт, аналога в реальности не имевший.

Секреты игры[править | править код]

«Пасхальные яйца»[править | править код]

На секретных уровнях 3-го и 6-го эпизода присутствуют монстры-«привидения» из игры PacMan. В 6-м эпизоде монстр спрятан в общей обстановке, не выдающей его присутствия заранее, что заставило в своё время не одного игрока вскрикнуть от неожиданности.

В особенно сложном и местами некорректном лабиринте можно найти знак «Call Apogee say AARDWOLF». Это задумывалось как конкурс с раздачей небольших призов, но вскоре после релиза появилось множество редакторов игры, и конкурсу пришёл безвременный конец. Коды в таблице рекордов после полного прохождения игры задумывались с той же целью, и по той же причине пропали втуне.

Чит-коды[править | править код]

  • Следует запустить файл wolf3d.exe c параметром -goobers (в Spear of Destiny -debugmode).

Находясь на уровне, одновременно нажать LeftSHIFT + LeftALT + BackSpace

Появится надпись: «DEBUGGING KEYS ARE NOW AVAILABLE !»

Становятся доступными следующие комбинации:

    • TAB + Q — экстренный выход в ДОС.
    • TAB + W — переход на нужный уровень (от 1 до, как правило, 10).
    • TAB + E — закончить текущий уровень с победой.
    • TAB + Т — просмотр ресурсов (спрайтов,звуков и т.д., в том числе знака "AARDWOLF").
    • TAB + I — начисляются некоторые (равные последним заработанным?) очки, добавляется сперва автомат и патроны, потом пулемет и патроны.
    • TAB + Р — на мгновение вокруг экрана появляется белая граница; вероятно, некий технический тест.
    • TAB + S — покадровое движение; некорректно работает на современных машинах.
    • TAB + F — координаты игрока.
    • TAB + G — бессмертие.
    • TAB + H — ранить себя.
    • TAB + M — информация о памяти. Wolf3D имеет очень сложную «самодельную» систему кэширования ресурсов, связанную с тем, что появился он «на распутье» архитектур 86/286 c LIM EMS и 386 с common memory above 1 Mb. Ромеро и особенно Кармак немало намучались с ней.
    • TAB + X — Extra Stuff.
    • TAB + C — информация о противнике,сокровищах и дверях.
    • TAB + V — Extra VBLs. Отладка работы с VGA.
    • TAB + B — изменить цвет границы экрана (0-15, хотя, в принципе, должно быть до 255).
  • Непосредственно в игре, если нажать одновременно I+L+M, станут доступными:
    • 100% здоровья
    • 99 патронов
    • всё оружие
    • два ключа
    • очки будут сброшены в 0, и время прохождения уровня будет зачтено как очень долгое.

Награды[править | править код]

  • «Best Arcade Action Game» — Software Publishers Association «Codie» Award
  • «Best Action/Arcade Game» — PC Games
  • «Best PC Action Game» — Game Players
  • «Editor’s Choice Award» — Shareware Magazine
  • «Most Popular Game» — PC World (reader’s poll)
  • «Most Innovative Game» — Video Games & Computer Entertainment

Последователи[править | править код]

Wolfenstein 3D считается точкой отсчёта популярности шутеров от первого лица. Движок Wolfenstein 3D (часто в переработанном виде) использовали такие игры, как Blake Stone, Corridor 7, Operation Body Count, Super Noah's Ark 3D, Rise of the Triad, Shadowcaster и Hellraiser.

После выхода игры Doom, представлявшей собой развитие идей и технологий Wolfenstein 3D на новом, более высоком уровне, вышло множество похожих игр, из которых самыми заметными оказались Rise of the Triad в 1994 (который, если быть справедливым, был основан на движке Wolfenstein 3D и был переработан в основном лишь по графике) и Duke Nukem 3D в 1995. Многие из них распространялись по той же условно-бесплатной схеме, что и Wolfenstein 3D. Несмотря на то, что многие из этих игр были технически более совершенными и разнообразными, чем Wolfenstein 3D, ни одна из них не могла сравниться с её популярностью.

Благодаря успеху игры, id Software стала модным разработчиком компьютерных игр. Образовались фанатские группы, которые пристально следили за работой компании, и когда вышел Doom, у него уже была благодарная аудитория. Doom вышел на иной технологический уровень по сравнению с Wolfenstein 3D: более разнообразные уровни, более детальная прорисовка персонажей и интерьеров, улучшенная анимация персонажей. Очередную революцию в жанре FPS id совершила, выпустив Quake в 1996, первый FPS с полностью трёхмерной графикой.

В 2001 вышла игра Return to Castle Wolfenstein (RtCW), в которой был применён тот же сеттинг, что и в Wolfenstein 3D, хотя, конечно, этот шутер был мало похож на оригинальную игру. Для особо ностальгирующих поклонников RtCW содержала консоль, в которой можно было набрать «cg_uselessnostalgia», после чего внизу экрана появлялся интерфейс Wolfenstein 3D, который, однако, не имел никакого отношения к непосредственному игровому процессу.

Интересные факты[править | править код]

Игра[править | править код]

  • В процессе работы над Wolfenstein 3D сотрудники id Software придумали немало названий для своего 3D-шутера. Среди них: Castle Ochtenstein, Luger’s Run, The Fourth Reich, Adolph’s Bane, Hard Cell, Luger Me Now, Tank You Very Much, Castle Hasselhoff, How Do You Duseldorf?, Castle Verlassen, Sturmwind, Hollehammer, Shattensendener, Geruchschlect, Dolchteufel, Grabgrabbener, Eisenschwert и Dammerung. В конечном итоге компания приобрела права на торговую марку у создателя аркады Castle Wolfenstein (Волчекаменский Замок).
  • Wolfenstein 3D — первая игра, использующая ExMx (иначе, «ExLx») — единый способ наименования уровней. Первый x обозначает номер эпизода, второй — номер карты или уровня. Например, «E1M4» — это четвёртый уровень первого эпизода.
Файл:Wolf3d episode6 level3.png
Третий уровень шестого эпизода
  • Первоначальная концепция Wolfenstein 3D предусматривала массу тактических возможностей, почерпнутых из реальной жизни, включая перенос тел, переодевание во вражескую форму, бесшумное уничтожение противников ловким ударом в спину и другие аттрибуты современных стелс-шутеров. Несмотря на то, что все вышеперечисленные возможности были реализованы программистами id Software, от них отказались, поскольку они затягивали геймплей и делали управление игрой невыносимо сложным.
  • Один из уровней Wolfenstein 3D, просматриваемый в редакторе уровней, полностью состоит из свастик.
  • Порт на Apple II — единственная версия игры, где немецкая речь записана носителями языка. Другие версии содержат немецкие фразы с неправильными артиклями и использованием прилагательных.
  • Wolfenstein 3D — первая игра, где использовался шестиствольный пулемёт Гатлинга.
  • Том Холл сначала не хотел работать над игрой. Он строил планы на счет другого Commander Keen (намекая об этом в конце последнего), но Джон Кармак и остальные убедили Холла сделать игру, основанную на движке Catacomb 3D.
  • Wolfenstein 3D, несмотря на почтенный возраст, успешно работает на современных машинах. Единственные сбои при этом состоят в замедлении полета файрбола босса «Гитлер-пугало» и проезжании блоком-«секретом» лишней клеточки на карте, причем всегда ровно одной. Причина последнего сбоя видна в исходном коде с первого взгляда любому грамотному программисту, однако же, Кармак (по его же официальной информации) отказался выпускать в свое время патч, сославшись на якобы «большую сложность при поиске причины сбоя», вероятно, не видя смысла в продолжении поддержки столь древней игры.

Оружие в игре[править | править код]

  • то что в игре в отличие от многих других шутеров, пистолет и автомат используют одинаковые патроны, имеет реальное объяснение: люгер-парабеллум и МР-40 действительнло использволи один типа патронов - 9×19 мм Парабеллум, это связанно с тем МР-40 относится не к штуромовым винтовкам (как классические автоматы наподобие Калашникова и M-16), а к пистолет-пулемётам (как и современный MP-5)
  • использование тех же самых патронов и для пулемёта, объясняется в игре Return to Castle Wolfenstein, где в одной из секреток спрятан секретный документ к 7-милиметровому 6-ствольному пулемёту Venom, в котором помимо описания ТТХ Venom'а, содержится упоминание прототипа использующего маломощьные патроны, явно подразумевая пулемёт из Wolfenstein 3D

Влияние на другие игры[править | править код]

  • В другой игре id Software — Doom 2, существует два секретных уровня, основанных на Е1М1 и Е1М9 из Wolfenstein 3D. Демоны встали на место собак, каждого солдата заменили на плотно стоящую группу синих СС-овцев, а вместо Ханса Гросса появился Кибердемон.
  • Rise of the Triad изначально задумывалась как римейк Wolfenstein 3D, но впоследствии из-за боязни потерять немецкий рынок сбыта сюжетная канва была переписана (впоследствии id Software решила ту же проблему с RtCW более приемлемым способом, просто выпустив для этого сегмента отдельную версию). Однако некоторое оружие, внешний вид противников и некоторые элементы оформления весьма о нём напоминают, и, кроме этого, при разработке были созданы дополнительные уровни в стиле секретных уровней Doom 2 (базирующиеся также на Wolfenstein 3D), не вошедшие в игру.
  • Христианская фирма-разработчик Wisdom Tree купила движок Wolfenstein для создания игры без насилия, названной Super Noah’s Ark 3D. Игра повествовала о Ное, вооружённом рогаткой, и пытающемся остановить взбесившихся в Ковчеге животных. Игра была также выпущена на Super Nintendo и DOS. Также ходят слухи, что id Software отдала Wisdom Tree код Wolfenstein 3D, потому что в Nintendo решили изменить порт для SNES так, чтобы сделать его менее жестоким, из-за чего он потерял свою популярность.

Игра и реальность[править | править код]

Белый мундир Гёринга со знаками различия из чистого золота
  • Wolfenstein — каменное образование в Германии рядом с Tirschenreuth.
  • Реальный Блацкович воевал во время Второй Мировой Войны в ранге генерала за Германский Вермахт.
  • То, что в игре, в отличие от многих других шутеров, пистолет и автомат используют одинаковые патроны, имеет реальное объяснение: люгер-парабеллум и МР-40 действительно использовали один типа патронов — 9×19 мм Парабеллум. Это связано с тем, что МР-40 относится не к штурмовым винтовкам (как автоматы Калашникова и M16), а к пистолетам-пулемётам (как и современный MP5, кстати, тоже использующий патроны 9×19 мм Парабеллум).
  • Непривычные белые мундиры офицеров и некоторых боссов реально существовали — это парадная летняя форма офицеров SS и SD.

Юридические проблемы[править | править код]

  • В связи с использованием нацистской символики и музыки «Песни Хорста Весселя», версии для PC и Atari были запрещены к продаже в Германии в 1994.
  • Поэтому версия для Super NES не содержала ни свастик, ни других нацистских символов; более того, сторожевые псы были заменены гигантскими крысами, а кровь превратилась в испарину, что сделало игру менее жестокой. Были добавлены также три новых вида оружия и система подсчёта очков. Тем не менее, версия для Super NES не пользовалась той популярностью, что сопутствовала PC-версии. Многие посчитали, что из-за этого Wolfenstein 3D потеряла всё своё очарование.

См. также[править | править код]

  • 3D Monster Maze (1981) – Позиционировалась, как оригинальный FPS для домашнего компьютера.
  • Spasim (1974) – Самая первая компьютерная игра в жанре FPS.
  • Ken's Labyrinth — игра, написанная полностью независимо, перенявшая графику Wolfenstein 3D до выхода его исходников.
  • DOSBox — один из лучших эмуляторов DOS, позволяющий исполнять Wolfenstein 3D в среде Windows, Linux и других операционных систем на любом компьютере, как в среде DOS с использованием рекомендованного оборудования.

Ссылки[править | править код]

официальные сайты:

обзоры:

Файл:Wolfcompare001lj2.jpg
OpenGL — порт на движок DOOM III

OpenGL-порты:

прочее:

Первоисточник этой статьи был признан «хорошей статьёй» русского раздела Википедии.

Шаблон:Wolfenstein br:Wolfenstein hu:Wolfenstein