Стереокино

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Стереокино (англ. 3D film, трёхмерное кино, объёмное кино, S3D film[1] ) — вариант кинофильма, предназначенного для показа стереоскопического динамического изображения.

Идея объёмного кино стала особенно актуальной в начале 21 века. По некоторым данным, в мире к 2010 г уже имелось не менее 10 млн. стереотелевизоров. Ожидается, что их количество в ближайшие годы возрастёт в разы. Основные игроки на рынке теле-видео техники - 6-8 фирм - имеют собственные стереовидеосистемы; и следует ожидать скорого появления неескольких объединённых стандартов стереокино.

Для просмотра используют как минимум 2 проекционных аппарата, зрители чаще всего должны надевать специальные очки.

История стереокино[править | править код]

3-D фильмы в определённой форме существовали с 1890 г., однако высокие требования к оборудованию и нехватка стандартизованных форматов записи фильмов затормозили их выход к зрителю до 1950-х гг.

Варианты реализации[править | править код]

Существует множество вариантов реализации идеи стереокино. Некоторые из них требуют специальных экранов, другие — очков, есть системы, в которых нужны и очки, и специальные экраны одновременно. Системы различаются сложностью (следовательно, стоимостью и доступностью), качеством стереоизображения, а также наличием фильмотек для данной системы воспроизведения, количеством доступных кинофильмов.

Пространственное разделение каналов для глаз[править | править код]

Возможна реализация стереокино с помощью небольших индивидуальных устройств, напоминающих стереоскоп. Современным вариантом этой идеи является шлем виртуальной реальности.

Анаглифический вариант[править | править код]

Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Анаглиф

Анаглифический метод получения эффекта бинокулярного зрения при рассматривании плоского изображения (фотографий, рисунков, фильмов) заключается в кодировании изображений, предназначенных для левого и правого глаза, с помощью дополнительных цветов. Обычно используют для левого глаза — красный фильтр, для правого — голубой / синий фильтр). Если дополнительные цвета очков и изображения подобраны хорошо, каждый глаз увидит только нужную часть изображения.

Поляризация света[править | править код]

Для разделения изображений может использоваться поляризация света. Пара изображений на экране формируется через проекторы с линейно-поляризованными фильтрами; аналогичные фильтры со скрещёнными под углом 90° плоскостями поляризации вставляют в очки. Такая технология используется в IMAX 3D.[→+?]

Недостатком такой системы является потеря стереоэффекта при наклоне головы влево или вправо.

Возможен вариант с использованием фильтров круговой поляризации, с противоположно направленной поляризацией. Эта система позволяет сохранить стереоэффект при наклоне головы, и потому считается более эффективной. Проекция с круговой поляризацией использована в системе RealD Cinema.[→+?]

Интерференционные системы[править | править код]

Вместо поляризационных очков был предложен вариант фильтров, в которых используется пространственное разделение с помощью пары трёхцветных (RGB) интерференционных монохроматоров, несколько различающихся длиной волны в паре систем RGB.

Последовательное затемнение каналов[править | править код]

Эта система стереовидения заключается в попеременном чередовании на экране «левого» и «правого» изображений, с одновременным затемнением фильтров в очках (левый/правый). Синхронизация смены изображений обеспечивает эффект объёма, благодаря инерции человеческого зрения.

Система именуется «затворной», «затменной» (иногда «эклипсной», от англ. eclipse затмение), или «светоклапанной».

Для демонстрации не требуется специальный экран, поэтому такие системы удобны для просмотра стереофильмов на экране обычного телевизора или дисплея, однако вдвое понижают наблюдаемую кадровую частоту его.

Растровые методы[править | править код]

Растровые системы обеспечивают автостереоскопическое восприятие, то есть не требуют очков.

Пространственное разделение стереопар производится не «полным экраном», как в шлеме виртуальной реальности, а секционированием плоского экрана с помощью специальных растров, щелевых или линзовых, линейных или точечных (игольчатых). В настоящее время разрабатываются такие системы для телевизоров и компьютерных дисплеев.

Эти системы также могут размещаться на открытом воздухе (в виде рекламных щитов и т. д.). Однако качественное изображение наблюдается лишь при определённом расстоянии до поверхности экрана, и не при всех ракурсах.

Другие принципы[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый другим вариантам реализации стереокино.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Форматы видеофайлов. Сравнение некоторых систем стереокино[править | править код]

Существует несколько форматов 3D-фильмов:

Название
системы
Специальный
экран
Специальные
очки
Качество
стереоэффекта
Наличие
фильмотеки
Виртуальный шлем - + +++ ?
Анаглифическая - + + +
Поляризационная + + ++ +
Интерференционная - + ++ ?
Затворная - + ++ ?
Растровая - + + -

Критика реализаций стереокино[править | править код]

Некоторые полагают, что идея стереокино преувеличивает реально достигаемый эффект присутствия.

Однако в начале 21 века мы должны отметить ошеломляюще высокий темп появления разработок высокого качества. В 2010 г. ожидается подведение промежуточных итогов на конференции в США (Stereoscopic Displays and Applications conference in San Jose, USA).

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Внешние ссылки[править | править код]

На русском языке[править | править код]

На английском языке[править | править код]