Светлана Васильевна Жарникова

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Светлана Васильевна Жарникова

Svetlana Vasil'yevna Zharnikova.jpg


Гражданство:
Союз Советских Социалистических Республик СССРРоссия Россия


Дата рождения:
27 декабря 1945
Место рождения:
Владивосток
Дата смерти:
26 ноября 2015
Место смерти:
Ленинград













Творчество:



Род деятельности:
Историк, этнограф, искусствовед











Светла́на Васи́льевна Жа́рникова (27 декабря 1945 г.р., город Владивосток, СССР — 26 ноября 2015 г.с., город Санкт-Петербург Российской Федерации) — кандидат исторических наук, этнограф, искусствовед, действительный член Русского географического общества; член Международного клуба учёных с 2001 года, и, с 2002 по 2015 годы — руководитель отделения этого клуба, под наименованием — «Этнология».[1]

Биография[править | править код]

Светлана Жарникова:

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург. Похоронена в Шексне, рядом с супругом — архитектором, Германом Ивановичем Виноградовым.

Гипотеза восточноевропейской прародины Ариев / Индо-Славов[править | править код]

На восточноевропейский регион, как прародину индоевропейцев(*говорящего на санскрите народа), она указала в книге «Архаические корни традиционной культуры Русского Севера» и в своём 4-х томном исследовании «Происхождение индоевропейцев»[2]). Среди прочих доказательств она проанализировала названия рек Волго-Окского бассейна и установила связь Курского поля с местом эпической битвы на Курукшетре[3].

— «Страна между Ямуной, Синдхом, Упаджалой и Парой назывлась А-Ванти. Именно так — Вантит (*وانتیت‎ Wāntīt) называли землю Вятичей между Окой, Доном, Упой и Парой арабские путешественники и византийские хроники. Махабхарата и Ригведа упоминают народ Куру и Курукшетру. Курукшетра — дословно «Курское поле», и именно в центре его стоит город Курск, куда «Слово о полку Игореве» помещает курян — знатных воинов. Союзником кауравов в великой войне с пандавами был народ саувиров живших в стране Синдху. Но именно так — саувирами называли вплоть до 15 века русских-северян, откуда родом был герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь Святославович. Упоминается этот народ — саувиры и Птолемеем во 2 в. н. э. Ригведа сообщает о воинственном народе Криви(*क्रिवि, потомки народа правителя Kraivya Pāñcāla). Но латыши и литовцы так и называют всех русских — «криви», по имени соседнего с ними русского этноса кривичей, чьими городами были и Смоленск, и Полоцк, и Псков, и нынешние Тарту и Рига».

Жарникова также соотносит древний Хастинапур (*हस्तिनापुर, «Город-слона», известный из Махабхараты) с археологическим комплексом Костёнки, хорошо известным своими жилищами, построенными из костей мамонта. А в четвёртом томе своего труда С. Жарникова связывает Хараппу в Долине Инда с топонимом из славянского эпоса: «Веда славян (Обрядные песни языческого времени, сохранившиеся в устном предании у македонцев и фракийских болгар-помаковъ). Собранные и изданные Стефаном Ил. Берковичем в 1875-76 гг. Во втором томе[4], опубликованном в С.-Петербурге в 1881 г., Хараппе посвящено несколько песен. Отметим, что руины Хараппы открыты Р. Сахни в 1921 г. Современные интерпретаторы песен ищут Харапскую землю в Албании, у Скифов или в Аравии. Хотя в песнях Юды идут в Харпска-град с Дунава, но идут они далеко на Край-земли у моря, что может более относиться к Хараппе, чем к Албании, тем более при наличии в Харапской земле трех королевств».

Последнее интервью

Критика[править | править код]

Cветлана Жарникова, как сторонница арктической гипотезы происхождения древних цивилизаций, вслед за Платоном, Жаном Сильвеном Байи, Бал Гангадхаром Тилаком, академиком Борисом Александровичем Рыбаковым и Натальей Романовной Гусевой была подвергнута жёсткой критике. В подтверждение этой гипотезы среди других аргументов С. В. Жарникова приводит сходство санскрита с севернорусскими го́ворами. Но, по мнению критиков, в своих предположениях — С. В. Жарникова, игнорирует достижения современной исторической лингвистики: …точно установившей происхождение северных диалектов русского языка, — по убеждению тех же критиков, — от значительно более южных протобалтославянских языков.

С. В. Жарникова находит в санскритских параллелях объяснение большого количество топонимов на территории России и, даже тех — происхождение которых, предположительно, давно установлено и никак не связано с санскритом. Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку С. В. Жарниковой об этимологии гидронимов «происхождение которых ещё не установлено», писал: «…может быть, признание „темных“ названий принципиально неопределимыми все же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера — Двина, Сухона, Кубена, Стрига [Кузнецов 1991; Жарникова 1996]»[5]

Авторские публикации[править | править код]

  1. Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980 −1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147 −148 (0,1 п.л.)
  2. О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа. // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87 −94 (0,5 п.л.)
  3. О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107 −115 (0,5 п.л.)
  4. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древнейших орнаментах населения Евразийских степей // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985 г., в 6 −8 (русский и английский варианты) стр. 12 −31 (1 п.л.)
  5. Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96 −107 (1 п.л.)
  6. К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 (русский и английский варианты) стр. 31 −44 (1 п.л.)
  7. Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско- индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330 −146 (1.3 п.л.)
  8. О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов М. 1988 г., стр. 112 −114 (0.2 п.л.)
  9. Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях) Канд. Диссертация, Институт этнографии и антропологии АН СССР 1989 г. (10 п.л.)
  10. О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Всесоюзная школа-семинар по семиотике культуры. Архангельск 1989 г., стр. 72 −75 (0,3 п.л.)
  11. Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света, № 3 1989 г., стр. 38 −41.
  12. Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г. (0,1 п.л.).
  13. Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М : Наука 1990 г., т. 16 (русский и английский варианты) стр. 84 −103 (2 п.л.)
  14. «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов, Вологда 1989 г. (0,2 п.л.)
  15. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. (2,5 и.л.)
  16. Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14 −15 (0,4 п.л.)
  17. Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов. Вологда 1993 г., стр. 10 −12 (О,2 п.л.)
  18. Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. B.I M: Витязь 1994 г., стр. 40 −52 (1 п.л.)
  19. Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 г., стр. 59 −73 (1 п.л.)
  20. Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (Истоки и генезис) Культура Русского Севера Вологда Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108 −119 (1 п.л.)
  21. Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40 −41 (0,2 п.л.)
  22. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93 −125(2 п.л.)
  23. Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь № 5 1997 г. (0,7 п.л.)
  24. Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. 1998 г., стр. 101 −129, 209 −220 (3 п.л.)
  25. Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г. (3 п.л.)
  26. Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях М. Экономическая газета № 1, 2, 3, 2000 г. (3 п.л.)
  27. Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение № 2 2000 г., стр. 128 −140 (1.5 п.л.)
  28. Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94 −96
  29. Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света № 1, 2001 г., стр. 7 −8
  30. Концепция программы «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г. (5n.л.)
  31. Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 18, 2001 г. (0,25 п.л.)
  32. Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 22, 2001 г. (0,25 п.л.)
  33. Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36 −43 (0,5 п.л.)
  34. Преданья старины глубокой (в соавт. с А. Г. Виноградовым) в редакции Нового Петербурга (0,25 п.л.)
  35. Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера)
  36. Архаические корни традиционной культуpы Русского Севера, Вологда 2003 г. (11, 5 п.л.)
  37. Исторические корни календарных обрядов. Вологда 2003 г. (5 п.л.)
  38. Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6 −9.
  39. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 — СПб 2002 г., стр. 119 −121
  40. О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. — СПб, 2002 г., стр. 65 −84
  41. Реки — хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север — прародина индо-славов. — М.: Вече 2003 г., стр. 253 −257.
  42. Древние танцы Русского Севера // Русский Север — прародина индо-славов. — М.; Вече 2003 г., стр. 258 −289.
  43. Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север — прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290 −299.
  44. А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север — прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300 −310.
  45. Арьяна-Гиперборея — Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым). Рукопись. (50 авт.л.)

Аудиовизуальный материал[править | править код]

Светлана Жарникова: Меня уже поздно убивать
Жарникова Светлана Васильевна: Доклад на конференции по Гиперборее РГО (2004 год)
Жарникова Светлана Васильевна: Хоровод историй
Жарникова C. В.: Секрет гонения на гусли
Интервью со Светланой Васильевной Жарниковой о Русском Севере, Кайласе и о многом другом
Свтлана Жарникова: Орнамент и язык в культуре народов
Индийские Веды и Россия. Жарникова Светлана — Цикл интервью
Жарникова С. В. «Восточноевропейское земледелие в период архаики», выступление в Российском географическом обществе в декабре 2011 года

Примечания[править | править код]