Текст:Павел Крупкин:Герои Rules-Based Order: очерк проступающего из когнитивной тени

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Герои Rules-Based Order: очерк проступающего из когнитивной тени



Автор:
Павел Крупкин




Дата публикации:
21 ноября 2023
Дата написания:
16 октября 2023






Предмет:
Политическая философия, Политология

Ссылки на статью в «Традиции»:

О тексте:

Текст эссе[править | править код]

Резко возросшая частота употребления слов "порядок, основанный на правилах (ПОП) / Rules-Based Order" в речах западных политиков и политических активистов с середины 2010-х[1] гг дает возможность посмотреть на эти слова, как на слово-"шибболет", слово-пароль, отличающий "своих" некой группы[2] - тем более, что имеются постоянные нарекания по поводу отсутствия гласного списка этих самых правил ПОП[3]. Такая группа действительно стала различима в последнее время, выделившись из когнитивной тени обобщенно-коллективного Запада, получив наименование среди руководителей РФ западные глобалистские элиты[4] (ГЭ).

В политологии существует подход, полагающий, что политическое единство любого сообщества обязательно имеет в своей основе некий сакральный комплекс, для которого используют термин гражданская религия. В этом плане ПОП предстает именно что частью такой религии ГЭ, и это позволяет посмотреть на ПОП именно из такой перспективы, привлекая наработки институционального обществоведения, особенно в части теории солидарных сообществ[5].

Отсутствие гласных правил ПОП[3] позволяет предположить, что главным словом ПОП является не слово «правила», а слово «порядок». Т.е. в пику любителям реалистического ведения дел в международных отношениях, ГЭ предстает именно что гоббсовым «Левиафаном», претендующим на обеспечение международного порядка по аналогии с социальным порядком человеческих обществ – с выработкой и утверждением институтов[6], оценкой действий разных международных агентов и выдачи им санкций за отклонение от предписываемого. При отсутствии сводов правил / законов, ПОП предстает машинерией общего блага ГЭ, которая по каждому важному случаю выдает вердикт, формующий последующее говорение всех лояльных ПОП. И часто новый формующий вердикт значительно отличается от формующего вердикта по предыдущему аналогичному случаю[7], что делает границу между ПОП и произволом слабо различимой, особенно для тех, кто в коалиции ПОП – не-свой. Также можно отметить, что коалиция ПОП не связывает себя географическими границами, претендуя на всемирность своего порядка, и это помещает ПОП в класс имперских[8] порядков.

Интересен вопрос тождественности ГЭ и коалиции стран ПОП. С одной стороны, даже и не «тесный» союз стран[9] вполне может быть рассмотрен как субъект и международной политики, и суверен ПОП. С другой, – ГЭ открыли внутри-страновые фронты борьбы[10], выделив себя из своих наций, и представ совершенно отдельным субъектом действия – чем, собственно, и вывело себя из когнитивной тени коалиции стран. Можно сказать, что ПОП предстал не только международной амбицией упорядочения / доминирования некой коалиции стран, но и ввел себя в национальные жизни стран своего контроля, вызывая там множество событий «это случилось в первый раз». И все это опять же – с середины 2010-х гг.

Итак, как же можно описать гражданскую религию ГЭ / коалиции ПОП? Основная идеологема ГЭ может быть эксплицирована из говорения актива сообщества следующим образом: Мы, создавшие у себя мир, в котором все хотят жить[11], обладаем мудростью и хорошими навыками в делах человеческих. Наш ПОП безусловно хорош для всех, и все хорошие люди ставят его выше других социальных и международных порядков. Соответственно те, кто сопротивляется ПОП, они плохие люди, носители мирового зла.

Соответственно структура "переживания зла"[12] в сообществе – прогрессорская: «зло» в мире представляется неизбывным, но только в части «иных»: «мы» и «наши» «злу» неподвластны, и вследствие этого «мы» – избранные. А вот «они» погрязли во «зле», причем «зло» является именно что частью их природы и «они» – неисправимы. Потому «их» надо ограничивать и держать от «нас» чем дальше, тем лучше.

В качестве идеального политического порядка коалиции ПОП предстает что-то вроде демократической федерации меньшинств[13]. Как и многое другое нормативное в ПОП, гласные принципы отбора меньшинств «в свои» строго не определены – за исключением безусловной лояльности их и к ПОП, и уже отобранным меньшинствам[14].

Несмотря на отсутствие общего списка правил, в коалиции ПОП тем не менее просматриваются следующие общие идеологемы:

  • Безусловная лояльность всему, связанному с ПОП и производимому им «мировому добру»;
  • Демократии – добро, автократии – зло;
  • Отобранные коалицией ПОП меньшинства – безусловно хорошие, и им надо способствовать;
  • Все, что связано с White Supremacy, с порождением «белых мужчин», – должно быть поставлено под вопрос, а лучше сразу изжито; особенно такое «зло», как «правый популизм» / «внутренний терроризм»;
  • В.В. Путин – воплощение «сатаны»; при этом в последнее время безудержное демонстративное сквернение переносится и на жителей РФ, воплощаясь в обязательности для апологетов ПОП русофобии, или даже антирусизма;
  • С недавних пор в обязательное для коалиции ПОП была введена синофобия[15].

Коалиция ПОП / ГЭ предстает очень солидарным сообществом с сильной коллективной идентичностью[16], ядро которого составляют люди с верхних политических позиций включенных в коалицию стран, их экономических и гуманитарных корпораций (включая университеты), и международных организаций. Актив коалиции в рамках их коллективной идентичности примерно одинаково видит мир, подчиняется своим установлениям, понятиям, порядкам, имеет установку на взаимоприятие и согласование своих интересов в духе win-win. Коллективная идентичность актива устойчиво воспроизводится, так что вновь приходящие на верхние посты ПОП-коалиции люди не выходят за пределы установившихся и устоявшихся порядков. Налажена и кадровая работа по привлечению в коалицию и воспитанию способной к политике молодежи, а также исключению «потерявших доверие». Актив ПОП принимает условия возможности своей индивидуальной замены на собою занимаемых постах вследствие развитых страновых и корпоративных правил, т.е. "игра" ГЭ существенно командна: каждый вкладывается в общее благо ГЭ, как может, и получает от ГЭ поддержку в том, чтобы мочь больше.

Структурно ядро ГЭ напоминает средневековую Флоренцию: есть коллективный герцог (США), есть его круг (те, кто регулярно участвуют в G7), есть другие важные «персоны», имеющие в дополнение к своей влиятельности на общую политику и свои структуры самоорганизации (Евросоюз, МВФ, и др.) Соответственно, во взаимодействии с ГЭ прочие центры силы имеют перспективы быть либо частью Флоренции (те, кого принимают в полноправие), либо Пизой (примыкающие к ПОП-коалиции элиты стран ОЭСР, Сербия, и др.), либо Луккой (мечта РФ, КНР, и других, назначенных во «враги» ПОП, тех, кто по назначению ГЭ «обуян злом»), либо «управляемым хаосом» на развалинах былого (Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан).

ГЭ напоминает по своему устроению международную партию – что-то похожее на Коминтерн 1920-30-х гг. Потому иногда по отношению к этому субъекту просится термин Либеральный Интернационал / Либинтерн. И это выходит за рамки стандартной дихотомии обсуждений международных субъектов последнего времени – государство vs транснациональные корпорации (ТНК). ГЭ / Либинтерн составляют их подсистему: транснациональное сетевое сообщество, захватившее верхние посты как в государствах ПОП-коалиции, так и в их ТНК; в ТНК как экономических, так и гуманитарных – вроде семейства международных организаций ООН, других международных и национальных негосударственных организаций, а также университетов западного толка.

Таким образом, привлечение теории солидарных сообществ позволяет обогатить понимание устроения коалиции ПОП, которая зачем-то решила повоевать не только с РФ и с Китаем, но и внутри стран своего контроля. Переход данного сообщества в режим тотальной мобилизации[17] делает международную ситуацию очень интересной в силу многовариантности возможного ее развития.

Ссылки и комментарии[править | править код]

  1. Для начала взрывного употребления термина Б. Скотт со ссылкой на Google Books дает 2014 г., а Российский Дипломатический словарь - 2016 г.
  2. Слово "шибболет" связано с одним из первых описаний геноцида в Библии — Суд. 12, 5‒6: «И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: „позвольте мне переправиться“, то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему: скажи: „шибболет“, а он говорил: „сибболет“, и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи».
    См. также свежее "паляныцця" от политических украинцев.
  3. а б На отсутствие гласного свода правил ПОП регулярно указывает, например, С.В. Лавров (Министр Иностранных Дел РФ) – см., например, заметку ТАСС от 01.09.2020, или статьи в журнале «Россия в глобальной политике» 2021-го и 2023-го гг.
  4. Некоторые цитаты из речей функционеров РФ верхнего уровня:
    • "Всё больше стран и народов выбирают путь свободного, суверенного развития с опорой на свою самобытность, традиции, ценности. // Этим объективным процессам противодействуют западные глобалистские элиты, провоцируя хаос, разжигая застарелые и новые конфликты, реализуя политику так называемого сдерживания, а по сути – подрыва любых альтернативных, суверенных путей развития…" - В.В. Путин, Президент РФ, 16/08/2022
    • "...с помощью подобных действий западные глобалистские элиты в том числе пытаются отвлечь внимание своих собственных граждан от острых социально-экономических проблем – падения уровня жизни, безработицы, бедности, деиндустриализации…" - В.В. Путин, Президент РФ, 16/08/2022
    • "Считаем, что любая идеология превосходства по своей природе отвратительна... Однако западные глобалистские элиты по-прежнему твердят о своей исключительности, стравливают людей и раскалывают общества, провоцируют кровавые конфликты и перевороты, сеют ненависть, русофобию, агрессивный национализм, уничтожают и семейные, традиционные ценности, которые делают человека человеком…" - В.В. Путин, Президент РФ, 09/05/2023
    • "Западные глобалистские элиты по-прежнему заявляют о своей исключительности, провоцируют кровавые конфликты и перевороты... Цель сегодняшних реваншистов – добиться распада и уничтожения России..." - С.К. Шойгу, Министр Обороны РФ, 18/08/2023
  5. См., например, монографию Крупкин П.Л. Россия и Современность: Проблемы совмещения: Опыт рационального осмысления. — М.: Флинта: Наука, 2010. — С. 568. — ISBN 978-5-02-037220-7о книге, или статью Крупкин П.Л., Лебедев С.Б. «К сакральным основаниям локальных идентичностей в сегодняшней России: опыт структурного анализа» // Социологический журнал : Научный журнал. — 2013. — № 4. — С. 35-48.
  6. «Институтами… обычно называют всю совокупность правил и норм, которые определяют поведение человека, как формальных (конституции, законы, стандарты, нормы), так и неформальных (обычаи, привычки, “понятия”, традиции, внутренние системы мотивации людей)» – Крупкин П.Л. Россия и Современность: Проблемы совмещения: Опыт рационального осмысления. — М.: Флинта: Наука, 2010. — С. 71. — ISBN 978-5-02-037220-7о книге
  7. Три свидетельства об «это же совсем другое дело!» от ПОП:
    • А. Вучич (Президент Сербии): «Сегодня на заседании Совбеза агрессивнее всего по вопросу защиты территориальной целостности Украины были те, кто агрессивнее всего нарушал целостность Сербии» (цитата из заметки в Российской Газете).
    • В. Путин (Президент РФ): «… когда людям на юго-востоке Украины не понравилось, они начали пытаться избирать свои органы власти и управления, их по ночам начали арестовывать и увозить в тюрьму в Киев. Потом, когда люди это увидели, взялись за оружие, вместо того чтобы остановиться, в конце концов начать мирный диалог – войска послали, танки, самолёты. И, кстати говоря, мировое сообщество как-то помалкивает, закрылось, как будто не видит ничего, как будто вообще нет такого слова «непропорциональное применение силы». Забыли вдруг. Я помню, как орали все, когда у нас ситуация была тяжёлая на Кавказе. Каждый день я выслушивал одно и то же. Сейчас нет таких слов, словосочетания «непропорциональное применение силы». А ведь применяются кассетные бомбы...» (цитата из выступления В.В. Путина на заседании клуба «Валдай» 24.10.2014).
    • М. Захарова (Официальный представитель МИД РФ): «Пресс-секретарь Байдена Джен Псаки 28 февраля 2022 года: «Применение кассетных боеприпасов – это военное преступление». Спустя полтора года советник американского президента Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан на брифинге в Белом доме заявил о намерении передать Украине кассетные боеприпасы.» (цитата из заметки в Известиях).
  8. Дихотомия имперский – национальный/державный для социального порядка можно определить через психологическую установку правящих на безграничность своих устремлений.
  9. Под тесным международным союзом будем понимать ситуацию, когда установка на "свои" по отношению к жителям других стран является нормой для всех жителей коалиции стран – а не только той части национальных / страновых элит, которые вовлечены в международные отношения; пример тесного союза – Евросоюз; здесь можно также отметить и Союзное государство РФ и Белоруссии.
  10. Примеры таких фронтов:
    • Блокировка президента Трампа в международной политике в США в 2017-2020 гг и текущая правовая война с ним;
    • Борьба с движением MAGA в США со 2-й половины 2010-х гг; апофеоз - репрессии по кейсу "6 января", слова "внутренние террористы" от администрации президента Байдена;
    • Дискуссия в Германии по запрету партии "Альтернатива для Германии" (которая имела поддержку более 20% избирателей в августе 2023 г.);
    • "Наказание" Венгрии и ее премьер-министра Орбана за "не в едином строю" от Евросоюза - начиная со 2-й половины 2010-х гг.
  11. Здесь уместно вспомнить метафору Ж. Борреля (Верховный Представитель Европейского Союза по международным делам и безопасности): «Европа – это сад. Мы построили сад: все работает, это наилучшая из когда-либо созданных человеком комбинаций политической свободы, экономического процветания и социального сплочения. <...>. Остальной мир, большая часть других стран мира — это джунгли. А джунгли могут совершить вторжение в сад. Садовники должны заботиться о саде …» (цитата из заметки ТАСС от 13.10.2022).
  12. См. детали в статье: Крупкин П.Л. «Поле битвы: штрихи к портрету главного субъекта текущего конфликт» // Русская Истина : Инфо-сайт. — 20 сентября 2023. Текст на Традиции
  13. См., например, статью: Слёзкин Ю.Л. «Самобытное государство-цивилизация, его соседи и родственники» // Россия в глобальной политике : Аналитический журнал. — 2023. — Т. 21. — № 4. — С. 44-55.
  14. Примеры наличествующих несоответствий в части "своих" /допустимого в рамках ПОП:
    • вполне допустимы этно-националисты (доходящие до фашизма) политических элит стран, расположенных рядом с РФ, но недопустимы даже просто националисты в странах коренного Запада;
    • "своими" считаются «женщины как мужчины», но «женщины как женщины», особенно матери семейств, оказываются вовне;
    • мигранты, входящие в Евросоюз через Грецию и Италию, допускаются, а по отношению к тем, кто пытается войти через Польшу допустимы репрессии – вплоть до убийства;
    • и т.д.
  15. Синофобия - нелюбовь к Китаю, китайцам, и ко всему китайскому.
  16. «Коллективная идентичность – это психосоциальный комплекс человека, задающий эмоционально важное для него самоотнесение к какой-либо группе/общности, а также определяющий правила поведения людей в этой группе, правила приема людей в группу и исключения их из нее, критерии различения «свой/чужой» для данной группы и т.д.» – Крупкин П.Л. Россия и Современность: Проблемы совмещения: Опыт рационального осмысления. — М.: Флинта: Наука, 2010. — С. 122. — ISBN 978-5-02-037220-7о книге
  17. Режим тотальной мобилизации субъекта характерен тем, что субъект не оставляет другим права на нейтральность: "Кто не с нами - тот против нас!"